Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Экономическая безопасность предприятия

Раздел 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РАЗВЕДКА

(экономический шпионаж)

 

3.2. Организация и эффективность экономической разведки

 

Информация как основной фактор эффективной деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. До начала 90-х гг. прошлого века (советский период) отечественные предприятия, в частности предприятия АПК, практически не испытывали никаких рисков в своей деятельности, поскольку они находились в государственной собственности и были связаны договорам-обязательствам госзаказа. В свою очередь, государственные интересы в отрасли экономики жестко защищались правоохранительными органами и спецслужбами.

Теперь ситуация кардинально изменилась. Любой хозяйствующий субъект, независимо от объема его рабочих активов, находится в окружении разнообразных рисков, которые способны мгновенно уничтожить финансовые и материальные ресурсы. В то же время государственные структуры, имеющие стоять на защите предпринимательства, фактически не действуют.

 

Если попробовать провести анализ причин провала большинства крупных и малых предприятий Украины, в том числе и предприятий АПК, то можно прийти к выводу: основная причина неудач - это неумение, не осознание важности, а также иногда не желание заниматься уборкой, обработкой и анализом информации в отношении окружающей среды предприятия.

 

Кроме того можно отметить недостаточный уровень научных разработок в данной области. Так, в Украине этим вопросом занимается лишь несколько специалистов, среди которых A.A. Чернявский, Г.А. Андрощук, П.П. Крайнев, Г.К. Никифоров. Несколько лучше ситуация в России, где в последнее время наблюдается рост количества научных и практических разработок в области информационно-аналитической работы на предприятии. К сожалению, только сейчас на эту проблему начали обращать внимание некоторые украинские предприниматели, но мало кто из них может определить тип необходимой для предприятия информации, квалифицированно организовать ее поиск, избежать эффекта дезинформирования, умело использовать полученную информацию при принятии решений и для организации текущего контроля финансово-хозяйственной деятельности.

 

В условиях рыночной экономики предприятие не может эффективно работать без глубокого понимания ее движущих сил, не имея новой информации о состоянии рынка, на котором оно работает. При этом необходимо учитывать возможности предприятия, а также интерeси других участников рынка и отдельных лиц, которые могут не всегда руководствоваться только требованиями рынка.

 

Исходя из изложенного, становится понятной необходимость создания на предприятии такого структурного подразделения, на который будут возложены функции информационного центра с задачами сбора, обработки и анализа информации, которая будет обеспечивать принятия руководством взвешенных управленческих решений. На современном украинском предприятии таким подразделением может быть подразделение (служба) экономической разведки предприятия.

Основными целями данного подраздела могут быть:

1. Своевременное обеспечение руководства надежной и полной информации о внешнем среда предприятия. Выявление факторов риска для предприятия.

2. Организация максимально эффективной информационной работы, что исключит дублирование функций различными подразделениями.

3. Отработка краткосрочных и долгосрочных прогнозов влияния внешней среды на хозяйственную деятельность агропромышленного предприятия. Разработка рекомендаций по локализации и нейтрализации выявленных рисков.

4. Усиление благоприятных и снижения неблагоприятных воздействий внешней среды на хозяйственную деятельность предприятия

5. Поиск новых идей, технологических разработок, методов работы и т.д., которые могут быть внедрены на предприятии и дадут возможность достичь преимуществ в конкуренции.

 

Для продуктивного ведения хозяйственной деятельности руководству предприятия необходимо принимать решения различного уровня, информационную поддержку которых обеспечивает система экономической разведки.

 

Управление крупной компанией может предусматривать следующие уровни: управление внутри компании, управление деятельностью компании на внутреннем рынке страны, управления деятельностью на международном рынка, управления текущей деятельностью и управления стратегическим развитием. Но как минимум любое предприятие включает управление текущей деятельностью и управление стратегическим развитием.

Характер информации для каждого уровня принимаемых решений, будет значительно отличаться. Соответственно работу подразделения экономической разведки предприятия целесообразно разделить хотя бы на две составные.

 

Стратегическая составляющая экономической разведки занимается сбором и анализом стратегической информации о глобальных процессах в экономике, политике, технологии и т.п., которые могут повлиять на развитие предприятия.

 

Основными принципами планирования разведывательной деятельности в экономике является сначала определение целей проведения разведки, затем определяются потребности в информации, и уже после этого определяются источники получения необходимой информации.

Целью стратегического уровня принятия решений (расширение производства, диверсификация, переход в другую отрасль, внедрение нового продукта и т.д.) является определение направления дальнейшего развития предприятия. Такие решения определяют потребность сориентироваться на рынке и проанализировать перспективы его развития.

К сожалению, в нашей стране руководители предприятий очень мало внимания уделяют стратегическому управлению, и это приводит к тому, что более 90% рабочего времени тратится на решение неожиданных проблем, осложнений, улаживание срывов дел.

 

Оперативно-тактическая составляющая экономической разведки занимается сбором и анализом оперативно-тактической информации для принятия руководством обоснованных решений по текущим проблемам предприятия.

 

Целью оперативно-тактического уровня принятия решений (реконструкция цехов, закупка нового оборудования, обучение работников для выпуска новой продукции или выполнения нового вида работ) при видимом направлении дальнейшего развития является выбор оптимального пути его достижения и минимизация затрат при этом.

Цели разведывательной деятельности жестко структурированные. Каждая цель определяется целью высшего порядка, оставаясь при этом независимой по характеру своих потребностей и источниками информации. Так, после стратегической цели - определение направления - определяется оперативно-тактическая цель - выбор наилучшего пути развития и продвижения по нем.

Предварительное планирование разведывательной деятельности необходимо также, чтобы в будущем не произошло перегрузки информацией, что накапливается. Каждое предприятие имеет свою специфику, поэтому определенная информация для одного предприятия является жизненно важным, для другого - абсолютно ненужной.

Особенно важно, чтобы на предприятии существовал замкнутый цикл подготовки материалов, начиная от определения показателей сбора информации, ее классификации, автоматизированной обработки и заканчивая ее анализом, разработкой прогнозов и практических рекомендаций. Такой разведывательный цикл можно разделить на составляющие:

- планирование и направление на исполнение - составление задачи разведки, подготовка плана сбор информации, отдача приказа исполнителям задачи и контроль за ходом выполнения;

- сбор - добывания информации и передача ее специалистам для обработки;

- обработки - исходное обработки собранной информации, придание ей определенной формы (перевод, переформатирование компьютерных данных);

- оценка - преобразование собранной информации в данные разведки (обобщение, анализ и синтез, всесторонняя оценка);

- выводы - создание прогнозов, выработки практических рекомендаций, моделирование ситуаций;

- распространение - передача данных разведки заказчикам.

Но необходимая информация может поступать в значительных количествах. Поэтому для упрощения доступа и эффективной работы с ней необходимо формировать компьютерные информационные базы данных для сохранения и обработки имеющейся разведывательной информации. Вид и форма таких информационных баз данных может разрабатываться на каждом предприятии самостоятельно с учетом его требований и особенностей (программистами предприятия или на заказ сторонней организацией).

Особое внимание следует уделять изучению доступных источников информации и получению необходимых данных из официальных источников информации. С одной стороны, это экономически выгодно, поскольку требует значительно меньших затрат, чем применение полулегальных и нелегальных методов выведывания данных, с другой стороны, именно легальные источники дают около 95% всей необходимой информации (даже в военном деле).

Также необходимо выяснить, кто из сотрудников на предприятии имеет информационные связи в государственных органах управления, министерствах, ведомствах, банковских структурах, правоохранительных органах, средствах массовой информации и т.п. Анализ таких связей проводится с целью учета возможностей их эффективного использования.

 

Таким образом становится понятно, что работа по поиску необходимой для предприятия информации не должна полагаться только на сотрудников подразделения экономической разведки. К такой работы должны приобщаться также (в соответствии с возможностями) работники других подразделений. Но необходимо отметить, что такая работа должна всячески поощряться, что позволит повысить качество информации и скорость ее поступления.

 

Поскольку для работы руководителям предприятия нужна информация разного характера (общеполитическая, экономическая, технологическая, банковская, рыночная, отраслевая и т.д.), будет целесообразным, кроме подписки на специализированные периодические издания, установления отделом экономической разведки контактов со специализированными фирмами, которые накапливают и обрабатывают информацию по определенной тематике.

В целом об эффективности разведки можно судить не по численности сотрудников, количеством отделов, технической оснащенности, а по трем показателям:

1. Своевременность получаемой информации.

2. Точность информации.

3. Адекватность следующим событиям.

Эффективность любой деятельности определяется по схеме “затраты - эффект”, так, для разведывательной деятельности можно назвать четыре вида эффекта:

- прибыль;

- экономия ресурсов;

- удержание рыночных позиций в кризисных ситуациях (минимальные убытки);

- предупреждение материального и морального вреда.

Поскольку на предприятии большая часть информации, которая используется, не является секретной, то создание компьютерной локальной сети, которая будет связывать различные подразделения, решит проблему своевременного распространения открытых информационных документов.

Информация оперативно-тактического и стратегического характера должна предоставляться должностным лицам, которые занимаются планированием и несущим ответственность за принятие решений, в соответствии с имеющегося у них допуска к конфиденциальной информации.

 

Система экономической разведки должна не только обеспечивать необходимой информацией всех заинтересованных лиц, а и одновременно обеспечивать контроль за ее целевым использованием. К ознакомление с конфиденциальными документами сотрудники предприятия могут допускаться только после проверки на лояльность и при наличии производственной необходимости.

 

В наше время, когда роль информации как производственного ресурса постоянно растет, нельзя оставлять сферу информационного обеспечение управления предпринимательской деятельностью без достаточного внимания. Данное вопрос требует насущных теоретических и практических разработок. Работа системы экономической разведки предприятия даст определенный мультипликационный эффект, совмещая интересы обеспечения экономической безопасности предприятия с решением вопросов маркетинга, поскольку на ее основе вырабатывается эффективная экономическая политика предприятия.

Схема организации экономической разведки в крупных корпорациях. Большинство крупных корпораций, как правило, является олигополистами и имеют на рынке 2-4 подобных себе конкуренты. Имея большие капиталовложения и мощную производственную инфраструктуру, они не могут пойти в рыночную нишу как, например, “Кока-Кола” или “Жиллет”, и обречены судьбой на вечное конкурентную борьбу между собой. Поэтому все они имеют хорошо разветвленные сети экономической разведки и службы безопасности. В начале 80-х гг. корпорации США терпели убытки от экономического шпионажа около 20 млрд. долларов ежегодно. По некоторым данным, в то же время крупные корпорации на организацию разведки тратили около 1,5 млрд. долларов, то есть на каждый доллар затрат по добыче секретной информации получено более 13 долларов дохода [22,31]. В традиционном бизнесе хорошим считается прибыль в размере 15-25 центов, в венчурном предпринимательстве - 1-2 доллара прибыли на доллар затрат. Как видим, сфера деятельности разведки настолько выгодна, что не может оставаться вне поля зрения крупных корпораций. Некоторые корпорации имеют тысячи и даже десятки тысяч агентов экономической разведки и службы безопасности [31]. Эффективность разведки много многом зависит от организации.

Разведывательная служба великой корпорации чаще всего отделена в форме холдинговой компании, штаб-квартира которой также находится подальше от глаз сотрудников компании. Компании с годовыми оборотами в десятки миллиардов долларов имеют рынки внутри страны базирования и в десятках зарубежных государств. Поэтому все спецслужбы разведывательной организации корпорации делятся на две группы [46]:

1) спецслужбы страны базирования;

2) спецслужбы в иностранных странах.

Спецслужбы в стране базирования, как и зарубежные, ведут работу по различным направлениям: связь с государственными разведывательными службами, лоббизм в государственных и местных законодательных и исполнительных органах власти, непосредственная разведка конкурента. Прежде всего разведка корпорации пытается установить связь с государственной разведывательной службой. Эти связи устанавливаются на основе личных, когда в спецслужбы корпораций принимаются на работу разведчики, что уходят в отставку, из государственных служб. Государственные спецслужбы могут передавать “побочную” продукцию разведки корпорациям, что не представляет ценности с точки зрения военно-политических целей и которая имеет важное значение для фирмы.

Лоббизм формируется с помощью обеспечение политической карьеры преданных фирме кандидатов в депутаты парламента и местных органов власти. Функцию лоббиста может выполнять и советник парламентария, правительственного функционера [49, 64].

Непосредственная разведка конкурента в организационном плане осуществляется через деятельность филиалов разведывательной службы корпорации, размещенных в отдельных регионах страны базирования. При этом они могут специализироваться по отдельным направлениям экономической разведки: финансовой, технологической, кадровой и др.

Наряду с филиалами центральной штаб-квартиры спецслужбы корпорации в ее системе могут быть и относительно самостоятельные агентства, также работают по многим направлениям. В отличие от филиалов агентства могут выполнять и заказы на секретную информацию извне, хотя всю основную деятельность, разумеется, подчиняют интересам корпорации.

Как штаб-квартира разведывательной службы, так и ее агентства имеют самостоятельных агентов и резидентов с соответствующим подчинением. Этих разведчиков, которые выполняют различные самостоятельные задачи, классифицировал еще 400 лет до н.э. китайский полководец Сунь-Цзы, и эта классификация, по словам А. Даллеса, остается актуальной до наших дней [40,89]. Сунь-Цзы выделил пять категорий разведчиков.

“Местные разведчики” - современной языке - это агенты из рядовых работников предприятия, организации конкурента, имеющие доступ к информации. “Внутренние” разведчики, названные Сунь-Цзы, также являются завербованными агентами, но из управленческого персонала объекта разведки. Местные и внутренние разведчики классифицируются теперь, как агенты на месте объекта. Разведчики, “возвращаются”, по классификации Сунь-Цзы, - это, как правило, вскрыты службой безопасности и перевербовані агенты противника (конкурента). их называют “двойными агентами”. Они используются для дезинформации конкурирующей стороны. “Разведчики смерти” - современным языком “агенты, которые не возвращаются”, доставляют ложную информацию противнику, и могут погибнуть. В экономической разведке не используются. Наконец, “разведчики жизнь” или проникающие агенты” в современном понятии. Они проникают на объект, добывают необходимую информацию и возвращаются с ней в штаб-квартиру. Этот вид агентов также используется в экономическом шпионаже. В этих пяти групп агентов, а точнее, вместо “агенты, не возвращаются” стоит ввести новую категорию: агента-эксперта, что, обрабатывая легальные материалы, отыскивает необходимую экономическую информацию о конкуренте.

 

Например, межотраслевые балансы, что готовил Госкомстат СССР, были тайной и публиковались в статистических сборниках с разрывом примерно в пятнадцать - двадцать лет. Президент компании “Интеллиджент Десижи Системо” из Беркли (США) Д. Стайнберг межотраслевой баланс СССР 1988 г. реконструировал за две недели (правда, на балансы за 1970-1987 гг. нужно было по 6-7 месяцев [46]. Как известно, в бюджетах СССР, которые публиковались, военные расходы определялись в размере 20 млрд. руб. Д. Стайнберг установил, что в 1987 г. военные расходы СССР составили 119,5 млрд. руб. в текущих ценах. По словам М.с.горбачева удельный вес военных расходов составляла 18% национального дохода страны, что равнозначно 114 млрд. руб. Как видим, исследование эксперта оказалось очень точным [46].

 

Особое место в организации разведывательной работы корпорации занимает создание разного рода благотворительных фондов, обществ. Особую роль фонды и общества играют в обеспечении лоббизма [78, 91].

Следующей составной частью организации экономической разведки является ее зарубежная сеть. В первую очередь она разворачивается в странах базирования филиалов корпорации - рынков капитала, сырья и сбыта продукции. Затем - в странах, где есть потенциальные рынки, на которые планируется выход корпорации. Развертывание разведывательной сети осуществляется также по нескольким направлениям.

Прежде всего, организуются филантропические фонды, как правило, в странах, которые переживают серьезные социально-политические и структурные экономические кризисы. Внутренние рынки этих стран потенциально-перспективные, здесь дешевая рабочая сила и острая нужда иностранных инвестиций. Поэтому благотворительные фонды дают прекрасную возможность для вербовки агентов со сбора необходимой информации и соответствующего их вознаграждения, обеспечение лоббизма [46].

Для обеспечения более солидных внутренних агентов создаются разного рода совещательные комитеты, комитеты поддержки отдельных акций. Они организуются в странах с различным уровнем развития экономики для обеспечения контактов с банковскими, промышленными и политическими кругами

 

страны, что представляет интерес для корпорации. Разумеется, они их притягивают высокими гонорарами, за что получают “деликатную” информацию. Разного рода комитеты создают “Форд моторз компани”, “Дженерал моторз” и др. Последнее создан в 1974 г. “Европейский совещательный комитет”, бюджет которого равен бюджету государственной разведывательной службы Франции [31].

Задачи лобби сводится к созданию благоприятной атмосферы во внешней среде корпорации и нейтрализации влияния неблагоприятных факторов этой среды. Поэтому лоббизм разворачивается в политической, экономической, социальной сферах, в средствах массовой информации.

Важную роль в организации разведывательной работы корпораций за рубежом играют ее филиала. Подавляющее большинство сотрудников, в том числе и среди управленческого персонала, являются гражданами страны базирования филиала. Поскольку их благосостояние обеспечивается зарубежной фирмой, их экономические интересы невольно склоняются в пользу зарубежной корпорации.

Наконец, за рубежом могут работать самостоятельные агентства и агенты. Агентства занимаются вербовкой “местных” и “внутренних” агентов. Проникающие агенты зачастую вербуются из “местных” и “внутренних” агентов. Подготовка “своего” проникающего агента - дело дорогое и сложное, он готовится годами со студенческой скамьи.

Схема организации разведки крупных коммерческих корпораций представлена на рис. 4 [46].

Не исключается, что разведслужбы крупных корпораций могут использовать услуги независимых разведывательных агентств. Есть много таких фирм, среди которых наиболее известны “Джорж Уокнехт, “Континентл телефон энд сеплай компани”, “Спайз инкорпорейтед” и др. Эти независимые агентства насчитывают в отдельных случаях тысячи агентов, их услугами пользуются сотни и тысячи корпораций [46].

Организация разведки в средних фирмах. Разумеется, средние компании не могут позволить себе содержание могучей и широкой сети экономической разведки, поскольку не обладают соответствующими финансовыми ресурсами. Вместе с тем у них достаточно средств, чтобы удерживать хотя и небольшую, но специализированную службу разведки [60].

 

Принципиальные особенности организации разведки заключаются в следующем:

1. Организация разведывательной работы ведется узким кругом людей (в пределах нескольких человек).

2. К разведывательной работы на конфиденциальной основе привлекаются квалифицированные специалисты фирмы.

3. В большей степени используются услуги независимых разведывательных агентств и специалистов.

 

Независимо от того, кто конкретно организует разведывательную работу, общее руководство осуществляет один из первых лиц администрации фирмы - первый президент, генеральный директор или первые их заместители, которые наделены широким кругом распорядительных функций, что особенно необходимо для оперативного решения вопросов в разведывательной работе.

Среднее предприятие может позволить себе содержать специальный разведотдел или группу, о которой знает очень узкий круг лиц. Отдел может быть самостоятельным или группой какого-либо подразделения фирмы. Он может называться “отдел исследования внешней среды”. Этот отдел организует экономическую разведку за такими основными направлениями:

- обработка легальной экономической информации о конкурентах служащими фирмы;

 

Рис. 4. Схема организации разведки крупных предприятий

 

- вербовка “местных” и “внутренних” агентов у конкурентов;

- установление контактов с независимыми агентствами и агентами;

- организация лобби на местном уровне.

Все отмеченные направления работы требуют бюджетного обеспечения, кроме расходов на содержание организаторов разведки, то есть специальных работников. Задача последних сводится не столько к добыванию информации, сколько к организации такого добывания, причем в основном в скрытой форме. Эти затраты определяются объемом и ценностью информации, перерабатываемой [46].

Прежде всего необходимо обработать доступен, но иногда объемный материал о конкурентах, что содержится в открытой информации: газетные, теле - и радиоматериалы, статистическая отчетность, проспекты, поставщики, покупатели и др. Задача состоит в том, чтобы во всех отделах и службах найти специалистов, которые могли бы отбирать и обрабатывать соответствующую информацию о конкурентах. Этим работникам необходимо обеспечить доступ к информационных материалов, дать возможность посещать выставки, библиотеки, обзоры и т.п. Данная работа может быть организована на конфиденциальной основе. Она может частично относиться в служебные обязанности, а частично должна поощряться соответствующими надбавками к заработной плате, премиями, льготами и т.д. Финансист должен следить за финансовой устойчивостью, платежеспособностью конкурентов, покупателей, поставщиков. Служба главного инженера, технолога - по НИОКР, патентами, лицензиями, организацией производства; работникам кадровых служб легче следить за персональными перемещениями во внешней среде.

Работа по вербовке местных и внутренних агентов не может быть передоручена кому-то, кроме непосредственных работников отдела - это очевидно. Контакты с независимыми разведывательными агентствами и агентами также должны вестись этими же лицами. В то же время к работы по обеспечению лоббизма могут привлекаться специалисты фирмы, что за сферой своей работы могут иметь контакты с местной администрацией. Для этих целей также могут использоваться отдельные благотворительные акции, организуются фирмой [46].

Особенности организации разведки малыми предприятиями. Малые предприятия также должны вести коммерческую разведку той среды, в которой они функционируют. Поскольку малые предприятия работают на свободных, хотя и локальных рынках, у них в отличие от крупных корпораций и средних фирм есть множество конкурентов. Организация службы экономической разведки относительно них становится нецелесообразным с точки зрения эффективности.

 

Организатором сбора этой информации выступает менеджер малого

предприятия. Информацию он может получить :

а) у консультантов специальных консалтинговых фирм, на основе обзора открытой информации могут дать соответствующее заключение о состоянии того или иного подразделения рыночной инфраструктуры;

б) у работников подразделений рыночной инфраструктуры, которые могут работать консультантами в малом предприятии на условиях совместительства и за соответствующие гонорары представлять необходимую информацию, давать советы;

в) в независимых разведывательных агентств и агентов;

г) наконец, если малое предприятие имеет спонсором крупную фирму, оно может получать некоторую информацию от ее службы.

 

Таким образом, особенности организации экономической разведки на предприятиях различных типов сводятся к изменению соотношение между внешними и внутренними источниками получаемой информации. В мере увеличения размеров предприятия относительно сокращается доля информации, агентов, что покупается в независимых разведывательных агентствах, консалтинговых фирмах и консультантов и возрастает значение специальных разведывательных подразделений корпораций.