Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНОЙ ЯЗЫК 6 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

И СЕМЕСТР

 

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

 

г align="center">Урок № 33/р>

Тема: Основные способы создания существительных

 

Цель: дать сведения об основных способах создания существительных, суффиксы, которые придают значение уменьшительности, ласковости или збільшеності, огрубленности; формировать умение определять способы создания существительных и образовывать имена существительные разными способами; развивать культуру устной и письменной речи; способствовать обогащению словарного запаса учащихся словами, образованными с помощью антонімічних суффиксов.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник.

Ход урока

И. Подготовка к восприятию нового материала.

Прочитать. Какими суффиксами отличаются выделенные существительные? Каких значений предоставили словам эти суффиксы? От подчеркнутого слова образовать суфіксальним способом можно больше существительных.

После работы детям кусочек приносил отец. Может, и действительно так, передавал тот гостинец зайчик, пропахший чудо-сказкой на вкус... (Б. Степанюк.) Горбушку от зайчиська... Что за вкус! Детство перечеркнутое громами. Войны черствый сухарь с остями... (Т. Коломиец.)

 

II. Сообщение темы и цели урока. Мотивация обучения.

 

III. Изучение нового материала.

Объяснение учителя.

Существительные создаются с помощью:

· суфиксального способа (сынок, матушка, жена, обучение),

· префиксального (застройка, поговорка, отказ),

· суфіксально-префиксального (ошейник, подорожник, заморозок), безсуфіксним (синь, молодежь, насыпь),

· составление основ (хлебороб, землетрясение, небоскреб),

· сокращенных основ (продмаг), начальных букв (СБУ).

Наиболее производительным является суфіксальний способ.

 

ИV. Выполнение упражнений на закрепление.

Прочитать (прослушать). Указать существительные с суффиксами, которые придают слову значение уменьшительности и ласковости. Выделить в этих существительных образующие основы и образовать новые имена существительные с помощью антонімічних суффиксов со значением збільшеності и огрубленности.

...Что за могучий народ, который в песне бешеных своих врагов “врагами” называет? ...Что за бессмертный народ, который черную царевну могил - проклятую смерть - в песне “смертонькою” называет? ...Добрые суффиксы, вами народ мудрый передал свой глум над вечно мизерным. (В. Корж.)

Выборочный диктант. Выписать существительные с суффиксами со значением збільшеності или огрубленности. Выделив в этих существительных образующие основы, образовать от них существительные с помощью суффиксов уменьшительности или ласковости.

Эней заснул и видит снище: пред ним стоит старый дідище. (И. Котляревский.) По крещатику идет киевлянка ясноглазая, девчонка молодая. (О. Левада.) Мальчишка Онисько - немалый хлопчище - спрятался, потому что ветер рвет и свищет. (Л. Первомайский.) Уже старого дуба підрубала пагуба. И не усохло корневище - пароститься, лезет выше... (В. Крищенко.)

Предупредительный диктант. Определить существительные, образованные суфіксальним способом.

1. Из-за горы буйный ветер веет, казак пшениченьку сеет. Ехал попович на коничку, девушки гуляют в таночку. Всем дівчатонькам шапочку снял, молодую Галочку за рученьку взял. Как поехал короленко и на гуляннячко, покидает женушку на горюваннячко.

Народное творчество.

2. Завтра именины у тети капусты. Придет дед-дідище, старый капустище. Придет с ним бабушка, старая капустуся. Придут два сыночки, малые капусточки. “Придет вся семья”, - говорит капустина.

А. Каминчук.

Свободный диктант. Перевести трижды прослушанный текст, используя существительные с суффиксами (устно). Какой чертой украинского характера объяснить большое количество бывших в употреблении в речи существительных с суффиксами уменьшительности и ласковости?

Материнская колыбельная, нежное мамино слово - это та основа, на которой веками ткалось прочное и надежное полотно украинской вежливости. Детеныш называли солнышком, звездочкой, цветочком, пташечкою, любчик, неженкой, стрибунчиком, лапочкой, кицюнею... Доброта и нежность возвращались своеобразным эхом. Мать называли мамой, мамочкой, мамонькою, мамуленькою, мамулечкою.

Влюбленность в слова с ласкательным значением является древней чертой украинского языка.

По С. Богдан.

Работа у доски. В представленных словах определить словообразовательные префиксы.

Совет, преимущество, прадед, привкус, премудрость, беспорядки, неповиновение, супесь, спуск.

Диктант с комментированием. Определить способ создания выделенных существительных, выделить в них словообразовательные суффиксы и префиксы.

И сохранил я только, ненечко, клад один, что ты дала. Золотое, как звезда, сердечко... (Александр Олесь.) Добрый вечер, мама! Добрый вечер, папа! Ой и вечера мало, чтобы на разговор стать. (Д. Чередниченко.)

Работа с учебником. Устное выполнение упражнения 188.

 

V. Подведение итогов урока.

 

VІ. Домашнее задание: п. 20, упражнение 185.