И СЕМЕСТР
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Урок № 32
Тема: Склонение существительных (обобщение). Тематическое тестирование
Цель: систематизировать и обобщить знания о склонение существительных; выяснить уровень усвоения знаний об имени существительном и умений склонять существительные; развивать логическое мышление, память, умение применять теоретические знания на практике.
Тип урока: комбинированный урок (обобщение изученного; проверка и учет знаний у умений).
Оборудование: учебник, тестовые задания.
Ход урока
И. Сообщение темы, цели и задач урока.
II. Анализ материала с целью обобщения изученного.
Беседа.
· Что является основанием для разделения существительных на склонения? Группы?
· Существительные которых отмен разделены на группы?
· На каком основании произошло такое разделение?
· Какие существительные не относятся ни к одному из склонений? Почему? Привести примеры таких существительных.
· Привести примеры неизменяемых существительных.
III. Выполнение упражнений на применение обобщающих правил.
Объяснительный диктант. Существительные подчеркнуть, определить падеж и отличие каждого. Какие существительные не относятся ни к одному из склонений? Выделить падежные окончания существительных.
С радость труда, а с безделья грусть. Без хлеба обед сирота. Кадку соли съешь, пока мужа познаешь. Начал в золоте, а кончил в болоте. С горы и сани бегут, а на гору и воз не едет. В открытую дверь не ломись. Хорошее кино - это окно в мир.
Народное творчество.
ИV. Проверка уровня знаний и умений относительно склонения имен существительных.
Объяснение способов проверки знаний и умений (инструктаж к проведению тестирования).
Проведение тестирования.
Тестовые задания
1. До первой отмены относятся:
А существительные женского рода с основой на согласный;
Бы существительные среднего рода на-а (-я) с суффиксами-ат-, -ят-, -ен - в косвенных падежах;
ü В существительные мужского, женского и общего рода на-а (-я).
Подобрать и записать существительное первого склонения или представлено словосочетание поставить в форме орудного падежа единственного числа (торжественная тишина, ранимая душа, дремучая пуща, вкусная каша).
2. Существительные среднего рода типа колосья, волосы, лицо относятся к:
А И отмены;
ü Б II склонения;
В ИV склонения.
Подобрать и записать существительное II склонения, поставить в форме родительного падежа единственного числа и ввести в самостоятельно составленного предложения (напр.: Очаги шапкой не потушишь (Нар.творч.)
3. Существительные ім’я, племя]я принадлежат к той же склонения, что и
ü А собачья, колесико, оленя;
Бы міжгір’я, двор’я, мир’я;
В глаз, море, окно.
Составить (вспомнить) предложение, в котором существительное им.»я был бы употреблен в форме орудного падежа единственного числа (напр.: Отец и мать’ю не хвались, а хвались честным именем. Гордись не богатством, а честным ім.’ям (Нар.творч.)
4. Не имеют формы множественного числа существительные:
А степь, стопв, городов, пространство;
ü Бы искренность, смесь, кровь, медь;
В почтальон, староста, шульга, неряха.
Любое существительное III склонения, которое употребляется только в форме единственного числа, поставить в форме орудного падежа (напр.: молодежью, любовью, нехворощю).
5. Окончание-а в форме родительного падежа единственного числа имеют существительные:
А футбол, танец, вальс;
Бы песок, борщ, мед;
ü В Киев, Харьков, Днепр.
Подобрать ей записать существительное II склонения, в форме родительного падежа единственного числа имеет окончание-а (-я) (напр.: Львов, Шевченко, Днестра, клена, медведя, недели, карандаша).
6. Апостроф в форме орудного падежа ставится в следующих существительных:
А достоинство, зависть, повесть;
ü любовь, верфь, мать;
В Сечь, вещь, соль.
Составить (вспомнить) и записать предложение со словом иметь в форме орудного падежа единственного числа (напр.: Позволь мне услышать, как ты с матерью’ю говоришь (Д.Чередниченко). Глупый гордится достатком, а мудрый мать’ю (Нар.творч.)
Ответы учителя на вопросы учеников (после того, как тестовые задание выполнено).
V. Подведение итогов урока.
VИ. Домашнее задание.
Повторить П. 12-19, упражнение 176.