Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНОЙ ЯЗЫК 6 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

И СЕМЕСТР

 

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

 

Урок № 32

Тема: Склонение существительных (обобщение). Тематическое тестирование

 

Цель: систематизировать и обобщить знания о склонение существительных; выяснить уровень усвоения знаний об имени существительном и умений склонять существительные; развивать логическое мышление, память, умение применять теоретические знания на практике.

Тип урока: комбинированный урок (обобщение изученного; проверка и учет знаний у умений).

Оборудование: учебник, тестовые задания.

Ход урока

И. Сообщение темы, цели и задач урока.

 

II. Анализ материала с целью обобщения изученного.

Беседа.

· Что является основанием для разделения существительных на склонения? Группы?

· Существительные которых отмен разделены на группы?

· На каком основании произошло такое разделение?

· Какие существительные не относятся ни к одному из склонений? Почему? Привести примеры таких существительных.

· Привести примеры неизменяемых существительных.

 

III. Выполнение упражнений на применение обобщающих правил.

Объяснительный диктант. Существительные подчеркнуть, определить падеж и отличие каждого. Какие существительные не относятся ни к одному из склонений? Выделить падежные окончания существительных.

С радость труда, а с безделья грусть. Без хлеба обед сирота. Кадку соли съешь, пока мужа познаешь. Начал в золоте, а кончил в болоте. С горы и сани бегут, а на гору и воз не едет. В открытую дверь не ломись. Хорошее кино - это окно в мир.

Народное творчество.

 

ИV. Проверка уровня знаний и умений относительно склонения имен существительных.

Объяснение способов проверки знаний и умений (инструктаж к проведению тестирования).

Проведение тестирования.

Тестовые задания

1. До первой отмены относятся:

А существительные женского рода с основой на согласный;

Бы существительные среднего рода на-а (-я) с суффиксами-ат-, -ят-, -ен - в косвенных падежах;

ü В существительные мужского, женского и общего рода на-а (-я).

Подобрать и записать существительное первого склонения или представлено словосочетание поставить в форме орудного падежа единственного числа (торжественная тишина, ранимая душа, дремучая пуща, вкусная каша).

2. Существительные среднего рода типа колосья, волосы, лицо относятся к:

А И отмены;

ü Б II склонения;

В ИV склонения.

Подобрать и записать существительное II склонения, поставить в форме родительного падежа единственного числа и ввести в самостоятельно составленного предложения (напр.: Очаги шапкой не потушишь (Нар.творч.)

3. Существительные імя, племя]я принадлежат к той же склонения, что и

ü А собачья, колесико, оленя;

Бы міжгіря, дворя, миря;

В глаз, море, окно.

Составить (вспомнить) предложение, в котором существительное им.»я был бы употреблен в форме орудного падежа единственного числа (напр.: Отец и матью не хвались, а хвались честным именем. Гордись не богатством, а честным ім.ям (Нар.творч.)

4. Не имеют формы множественного числа существительные:

А степь, стопв, городов, пространство;

ü Бы искренность, смесь, кровь, медь;

В почтальон, староста, шульга, неряха.

Любое существительное III склонения, которое употребляется только в форме единственного числа, поставить в форме орудного падежа (напр.: молодежью, любовью, нехворощю).

5. Окончание-а в форме родительного падежа единственного числа имеют существительные:

А футбол, танец, вальс;

Бы песок, борщ, мед;

ü В Киев, Харьков, Днепр.

Подобрать ей записать существительное II склонения, в форме родительного падежа единственного числа имеет окончание-а (-я) (напр.: Львов, Шевченко, Днестра, клена, медведя, недели, карандаша).

6. Апостроф в форме орудного падежа ставится в следующих существительных:

А достоинство, зависть, повесть;

ü любовь, верфь, мать;

В Сечь, вещь, соль.

Составить (вспомнить) и записать предложение со словом иметь в форме орудного падежа единственного числа (напр.: Позволь мне услышать, как ты с матерьюю говоришь (Д.Чередниченко). Глупый гордится достатком, а мудрый матью (Нар.творч.)

Ответы учителя на вопросы учеников (после того, как тестовые задание выполнено).

 

V. Подведение итогов урока.

 

VИ. Домашнее задание.

Повторить П. 12-19, упражнение 176.