Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНОЙ ЯЗЫК 6 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

И СЕМЕСТР

 

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

 

г align="center">Урок № 34/р>

Тема: Буквы е, ы, и в суфіксах-ечок, -ечк, -ичок, -іння, -ення, -иння, -ив(о), -ев(о)

 

Цель: формировать умение определять в существительных орфограму «Буквы е-есть, е-и в суфіксах-ичк-, -ичок-, -ечк- (-єчк -), энн-(-єнн-), -ив-, -ев-» и обосновывать употребление суффиксов соответствующим орфографічним правилом; повправляти в написании и произношении слов с указанными суффиксами; прививать вкус к точного и образного слова.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник.

Ход урока

И. Сообщение темы и цели урока. Мотивация обучения.

 

II. Подготовка к восприятию нового материала.

Работа у доски. Представленные существительные произнести соответствии с нормами орфоэпии. Выделенные слова передать фонетической транскрипции.

Смичечок, полотенце, пуговка, солнышко, тропинка, травка, умничка, копеечка, привоз, приобщение, изучение, свекла, шелуха, пряжа, кружево, марево.

 

III. Изучение нового материала.

Работа с учебником. Проработка теоретического материала (п. 20, с. 95).

Работа у доски. От представленных существительных образовать существительные с помощью суффиксов-ечок, -ечк, -ичок. Произнести образованные слова в соответствии с правилами украинской орфоэпии.

Книжка, полоска, лента, конек, полковник, мешок, усик, уголок, край, бочка, племянница, земляника, женщина, шампиньон, горница, ботинок, медовик, мальчик, плужок, крючок, бублик.

 

ИV. Выполнение упражнений на закрепление.

Предупредительный диктант.

Човничок плывет, Иванка везет. Хоть распашонка одна, и белая ежедневно. Как должен поклониться лаптю, то лучше поклонись туфельке. Не так человек разнесет мешочком, как женщина словечком. Регочи, горшочек, пока не лопнул! Назвался груздем, полезай в корзинку! Как борщичок и капустка, то уже хата не пустота! От язычка болит хуже, чем от ножичка. Хваленые грушечки скоро гниют. Как в тетради блажь, в дневнике единички.

Народное творчество.

 

V. Изучение нового материала.

Работа с учебником. Самостоятельная проработка теоретического материала (написание суффиксов-анн- (-єнн-) в существительных, с. 95).

 

VИ. Выполнение упражнений на закрепление.

Выборочный диктант. Выписать существительные с суффиксами-анн- (-єнн-), -инн, -анн-, что означают опредмечену действие. Объяснить написание выписанных слов.

Лета летят, века переходят, и в том преувеличения нет. (Д. Кремень.) Материно благословение и со дна моря достает. (Род. творческим.) Есть силы смерти и силы сотворения... Возрождается в побеге корни, а в ранней цветке слышать поздний плод. (Л. Первомайский.) Только кто-то погасит сумеет первые мечты, первые порывы? (Д. Павлычко.)

 

VII. Изучение нового материала.

Объяснение учителя.

Суффикс-инн(я) употребляется в существительных среднего рода, которые обозначают собирательные понятия (бобовиння, ботву, но: камни, корни, семена). Суффикс-ив - употребляется для выражения сборных понятий, которые обозначают материал или продукт труда (варево, удобрение, меливо), но: марево (не материал и не продукт труда)1.

 

VIII. Выполнение упражнений на закрепление.

Переписать, на месте точек вставляя пропущенные буквы.

Длинные тыкву..ння вылезло на шалаш и почіплялось по тыну. (И. Нечуй-Левицкий.) И это же цветет тыква! Его длинные хул..ння везде простяглось на вгороді. (О. Донченко.) Уже с огородов, вероятно, собрали, на запруду составили коляске и то без движений..ння... (В. Колодий). Тихо плыло павут..ння, и тоненькая облачко лежала над оврагом, словно капустный лист. (М. Винграновский.) Он ленивый линь сосет сквозь сон багов..ння. (Дніпрова Чайка.)

Словарный диктант. Выделить в существительных суффиксы. Произнести слова в соответствии с правилами украинской орфоэпии.

Кружево, мороженое, марево, сяєво, видение, плетение.

Диктант с комментированием.

На родную землю странным сплетом лег, барвинка наш, барвіночку крещатый! Ты сплетом лег, как сплетиво дорог, единственный, как Днепр и как Крещатик. Под солнцем ты являєш торжество и видение вечнозеленое, как языка украинского естество, есть в ней, как и в тебе, что-то неистребимое. (Д. Белоус.) Хата моя, біла хата в мечтах, как сон, виплива. В мареве даль волосатая мальвы и любисток хова. (Д. Луценко.) Вертаю к отчей хаты, прошкую путем закуреним. И пахнет терпкой мятой прогорклое на привкус курево. (В. Юрьев.)

 

IX. Подведение итогов урока.

 

Х. Домашнее задание.

П. 20, упражнения 190, 191.