СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЛЕКСИКОЛОГИИ И ФРАЗЕОЛОГИИ
Урок № 31
СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА. ЭМОЦИОНАЛЬНО И ЭКСПРЕССИВНО ОКРАШЕННЫЕ СРЕДСТВА, ПРИДАЮЩИЕ РЕЧИ СТИЛЕВОГО ОТТЕНКА
Цель: повторить понятие о стилистически нейтральную лексику и эмоционально и экспрессивно окрашенные средства, придающие речи стилевого оттенка; совершенствовать умение стилистически целесообразно употреблять лексические средства языка; с помощью мовленнєво-коммуникативного дидактического материала воспитывать у школьников уважение к красоте и богатству родного языка.
Внутрішпьопредметні связи:
Орфоэпия: чтение поэтического произведения с соблюдением орфоэпических норм.
Словообразование: стилистическое значение морфем.
Міжнредметні связи:
Литература: выразительное чтение поэтического текста.
Тип урока: урок повторения полученных знаний.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Знакомство десятиклассников с темой, целью и задачами урока
Мово родная! Ты как море, бесконечная, мощная, глубинная.
Котыш и котыш волны своих лексиконов, а им нет конца-края.
С. Плачинда
III. Актуализация мотивационных резервов десятиклассников на основе повторения изученного
Коллективная работа со схемой
► Внимательно рассмотреть схему и рассказать о стилистически нейтральную лексику и эмоционально и экспрессивно окрашенные средства, придающие речи стилевого оттенка.
IV. Выполнение системы заданий творческого характера на основе повторения изученного
Распределительное письмо
► Поданы записать слова в две колонки: в правую - нейтральные, в левую - эмоционально и экспрессивно окрашенные.
Быстро, если бы, два, отец, река, жена, комната, рад, прекрасный, земля, Луна, рожь, звезда эстрады, инженер, океан, жара, жажда, более, мальчишка, непреодолимый, благодатный, телевизор, конференция, частный, золовка, сапоги, половина, выезжать, рядюга, ветер, вітрище, лепесточки, печень, яблоня, величавый, забастовка, храбрость, аренда, дядюган, но, лапа (животного), заботливый, искренне, кто-нибудь, хищник, качественно, будущее, ласточка, тревога, опрятность, мечтательность, мечтатель, газета, экстремальный, лежит бревном, подтрунивать, осуществленный, лесть, бархатные ручки, атлас, вознаграждение, комедия, лимерик, геростраты, находка, дети, надоело, рыцарь, ладо, мемориал, почтальон, чужбинонька, ребята, окольными путями.
Исследования-анализ
► Прочитать выразительно стихи. Из них выписать эмоционально-экспрессивную лексику, определить, как выражается эмоциональность в каждом слове (значением слова, суффиксами или употреблением синонима вместо слова, что не имеет чувственных оттенков).
И смех и плач - из одного источника.
Они звучат в одном аккорде!
Из глубин секретности Добра и Зла,
Где берегут их гордые души.
(М. Вороной)
Мамусенько, голубушка
Ты же моя единственная!
Я до тебя все ючусь,
Как маленький ребенок.
Ты же меня все голубиш,
Солнышком взиваєш.
Все для меня, а о себе
Всегда забываешь.
(С. Пинчук)
ГАННУСЕНЬКА ИЗ ЗАПАДНОЙ УКРАИНЫ
Ой, реченька крошечная
все плотины розрива.
Стояла там Ганнусенька
и бросала слова:
- Теки, моя гарнюсінька,
на ту сторону, где права.
Пусть слышит же мамусенька,
что я еще жива.
Пусть рученьку любимую
поскорей мне подаст.
Ой, сколько в ночь утерянную
потерпела я несчастий!
И ей в одну минуточку
мамусенька: - Иду!
Ну кто же скою дитиночку
Не примет в порядок, -
не окажет ей платочек,
скупает у меда?
Крещатый мой барвіночку
в зеленом саду!..
Взяла ее - сиріточку -
и вернула всем полям,
и золотом житечку,
и ягодным садам.
Еще и брівоньку, как ниточку,
погладила там:
мою маленькую цветочек
в обиду я не дам.
И стала жить Ганнусенька
в своей семье, в роду,
такая русая, русенька,
с румянцем на виду.
Здесь уточка, там гусонька,
еще и груши в меду...
А щедрая мамусенька радовалась в саду.
(П. Тычина)
► Записать слова. Объяснить, какое чувство выражает Каждое из представленных слов и чем оно передается значением слова, суффиксами или употреблением синонима вместо слова, что не имеет чувственных оттенков).
Радость, писака, злость, нежность, милый, злой, гадкий, чувствительный, рвануть, горе, мазюкати, баиньки, головушка, плохой, превосходный, дрянь, рвануть, чесонув по улице, уста, изрекать, дуть, змея, здоровяк, бродяга, глазки, песик, бандит, шпион, вежливость, белогвардеец, зенки (глаза), гепнутись, спеть (или врезать) гопака.
► В каждом прилагательном выделить суффикс (и где есть префикс) и объяснить, какого оттенка (ласковости, здрібнілості, уменьшение, увеличение, огрубленности, пренебрежения) он предоставляет каждому прилагательном.
Чистейший, широченный, предобрий, білісінький огромный, злющий, губастий, длиннющий, синенький, родной, тонюсінький, жирнющий, погануватий, отвратительный, здоровенный, рукатий, вороватый, холоднючий, дряхлый.
► В представленных глаголах определить суффиксы и объяснить, каких оттенков они придают словам (ласковости, огрубленности, резкости, внезапности, неожиданности, напряженности).
Блеять, крикнуть, хлопнуть, сотрясти, качнуться, мурлыкать, выкают, попить, спатки, спатунечки, баиньки, спатусеньки, спатусі, купцы, агітнути, рубнути, рубануть.
► В коленях существительном выделить суффикс и записать, какого оттенка (ласковости, здрібнілості, уменьшение, увеличение, огрубленности, пренебрежения) он придает слову.
Карточка 1
Папочка, мамочка, моренько, п'яшога, мальчишка, дитисько, разбойник, здоровьице, сынуля, воробышек, кулачье, зверюга, здоровяк, разгильдяй, лоботряс, балбес, губань, книжечка, вітрище, яворонько, кусочек, батенька.
Карточка 2
Ребенок, ребенок, дитя, детище, дитинонька; дети, детки, дітваки, детишки, детишки, дети, потому, детеныши.
Карточка 3
Девка, девчонка, девчонка, девочка, девчушка, девочка, дівчура, дівчуга.
Карточка 4
Мама, мамочка, мамонька, матушка, мамка, мамуля, мамочка. Мать, матушка, мамочка, мамусенька. Папа, папочка, папочка, папуля, татун.
Творческое конструирование
► От слова дед с помощью суффиксов-ок-очков; -ун(ь); -ус(ь); -усеньк(а); -ул(я); -уленьк(а); -ящ(е); -уг(а, -уган; -иськ(о); -ил(о); -нь(е) образовать существительные и объяснить оттенки их значения, которые предоставляются суффиксами. С каждым образованным словом составить предложение.
V. Итог урока
VI. Домашнее задание
► Привести три отрывка (художественного, разговорного и публицистического стиля). Подчеркнуть в них эмоционально-экспрессивную лексику. Определить оттенки значения каждого слова и средства выражения экспрессии.