Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНОЙ ЯЗЫК 11 КЛАСС
План-конспекты уроков

Урок № 34

СВЯЗНОЕ ВЕЩАНИЕ

Тема. Составление диалогов соответствии к предложенной ситуации

 

Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся о видах речевой деятельности и особенности диалогического речи, повправляти в составлении и разыгрывании диалогов на заданную тему в предложенной ситуации общения; развивать мышление, речь, память, коммуникативные умения, совершенствовать дикцию, правильное интонирование фразы, обогащать и уточнять словарный запас учащихся.

Оборудование: карточки, отрывок из текста журнальной публикации,

ХОД УРОКА

I. Сообщение цели и задач урока.

II. Анализ материала с целью обобщения изученного.

v Работа с учебником.

Самостоятельная обработка таблицы «Общие сведения о речи».

III. Выполнение упражнений на применение обобщающих правил.

v Свободный диктант.

Назвать виды речевой деятельности, к которым вы прибегли в процессе работы над свободным диктантом.

Важным условием успешного общение является овладение положительно напористым стилем, который удостоверяет осознание говорящим собственного достоинства. Люди, которые придерживаются такого стиля, должны выработать в себе такие умения: говорить кратко и по существу; осторожно использовать местоимение «я»; вопрос ставить спокойно, глядя собеседнику в глаза; искать не оправданий собственной бездеятельности, а путей решения любой, пусть и самой сложной, проблемы. Кроме того, необходимо научиться спокойно воспринимать критику; уступать собеседнику, чем можно; предоставлять ему возможность спасать собственный престиж в случае необходимости; не намекать на слабые места собеседника; выигрывая, не давать партнеру почувствовать себя побежденным. (По М. Дорониной1)

IV. Изучение нового материала.

v Объяснение учителя.

Устная речь (говорение) - ситуативно мотивированный и ситуативно обусловленный процесс. Ситуация вызывает мотив (цель) общения: у говорящего возникает потребность что-то выяснить, необходимость что-то сообщить, к чему-то побудить. Мотив вызывает самые разнообразные проявления общение: вопрос - ответ; просьба - согласие (отказ), предложение и согласие (несогласие), непонимание и объяснения и т.д.

Таким образом, диалогическая устная вещание предполагает понимание собеседниками реальной ситуации общения, зрительное восприятие собеседниками друг друга (мимики, жестов), восприятия интонационного оформление речи.

Чаще всего диалог строится так: вопрос - ответ. Вопросительное слово реплики-стимула (вопрос) предопределяет смысл реплики - реакции (ответа). Цель такого диалога - выяснить ситуацию и уточнить ее. Такой диалог называется диалогом-обменом сообщениями.

В репликах такого диалога используются слова: как, что, кто, почему, зачем, куда? Часто употребляются слова ведь так; получается, что; не так; правда. Такие слова ориентируют собеседника в подтверждение или опровержение высказанного.

Диалог, в котором отзывается одобрение, восхищение, сожаление, сомнение, неприятие или осуждение кого-то или чего-то, называется эмоционально-оценочным диалогом.

В репликах такого диалога используется эмоционально окрашенная лексика со значением оценки (щеголиха, неряха, краля, страшко, герой, пустобрех, перебежчик, не разлей вода, здіймиголова), эмоционально наснажена фразеология (золотые руки, каменное сердце, пластилиновая нрав, как свинья в апельсинах, кочергой носа не достанешь), а также слова, образованные с помощью суффиксов, передающих оценку предмета или явления (хлопчичок, манюпусінький, дівчаточко, бабенка, гарнюля, бабище, детина, хамидло, сборище). Эмоциональность диалога может усиливаться употреблением междометий (эй, ой-ой-ой, айда, пумо и т.д.).

Если целью общения является побуждение собеседника к действию, создается диалог-волеизъявление. В репликах такого диалога употребляются глаголы в форме повелительного наклонения, что обозначают совет, пожелание, предложение, приказ (замолчи, принеси, поделись, будь бдителен, опомнись). Для выражения учтивого приказа или предложения могут употребляться глаголы в форме сослагательного наклонения (пропустил бы, пошел бы, помогла бы), категоричность приказа выразительна употреблением глаголов в форме неозначеній (встать, отвечать, молчать). В реплике-ответе обычно отзывается согласие или несогласие выполнить просьбу или приказ.

V. Выполнение упражнений на закрепление изученного.

v Составить и разыграть диалог-обмен сообщениями, который мог бы состояться между двумя одноклассницами (телефонный разговор), одна из которых-за болезни пропустила занятия в школе.

v Составить и разыграть диалог-обмен сообщениями, который мог бы состояться между тренером украинской молодежной сборной команды по баскетболу (футболу, хоккею) и игроком-одинадцятикласником о переносе времени и места тренировки.

v Составить и разыграть диалог-волеизъявление, что мог бы состояться между учеником и его родителями о желании парня принять участие в областном чемпионате по футболу (конкурсе бальных танцев) накануне выпускных экзаменов.

v Составить и разыграть диалог-волеизъявление, что мог бы состояться между отцом одиннадцатиклассника и его учительницей о необходимости тщательной индивидуальной подготовки ученика выпускного письменного экзамена по языку.

v Составить и разыграть эмоционально-оценочный диалог, который мог бы произойти между отцом и матерью одиннадцатиклассника и пятиклассницы после посещения отцом - родительских собраний в классе дочери, а матерью - родительских собраний 11 класса.

VI. Объяснение учителя.

Материал для учителя

Обучая диалогической речи учеников-одиннадцатиклассников, словесник должен обратить внимание на соблюдение школьниками норм украинского речевого этикета2, подчеркивая необходимость быть не просто вежливым, но и толерантным, чувствуя настроение собеседника.

Не помешает дать учащимся советы по психологически грамотного общения, а также разнообразных средств достижения цели общения3.

Например, можно обратить внимание старшеклассников на такое утверждение психологов: люди лучше воспринимают слова той человека, к которому у них возникли положительные чувства (дружбы, симпатии, дружбы). Вызвать у собеседника положительные к себе чувство можно следующими приемами:

как можно чаще называть человека по имени (то есть в репликах диалога употреблять обращение - имя или имя и отчество собеседника);

контролировать выражение лица (прием зеркального отражения). Если при общении выражение лица одного из собеседников приобретает выражения искренности, радушия, доброжелательности, другой участник диалога воспринимает это как сигнал «Я твой друг»;

как можно чаще говорить собеседнику приятное. Комплименты всегда улучшают настроение.

Не будет лишним объяснить ученикам, что можно сильнее впечатление производит начало разговора. Чтобы произвести на собеседника хорошее впечатление, психологи советуют придерживаться так называемого «правила 12»: первые 12 шагов навстречу собеседнику должны быть уверены и решительны, а первые 12 слов - приятные.

Однако больше всего запоминаются не первые, а последние минуты общения, а также то, что в них было сказано. Поэтому независимо от результатов разговора психологи советуют заканчивать ее на мажорной ноте.

Подбирая ситуации в речевых упражнений, не стоит пренебрегать и міжпредметними связями, связывая темы диалогов с материалом, который изучается на уроках литературы, истории, права и т.д.

VII. Выполнение упражнений на закрепление изученного.

v Прочитать за лицами отрывок из журнальной публикации.

С какой целью диалоги используются журналистами? Охарактеризовать ситуацию общения, сделать выводы о степени достижения цели каждым из собеседников в процессе общение. Выяснить стиль представленного диалога. Пересказать диалог с лицами, подчеркивая сказанное героями с помощью невербальных средств (мимики, жестов).

- Большую популярность вам принесли прежде всего исторические романы. Конечно, все произведения вам дорогие. И труд над которым больше всего запечатлелась в памяти и душе?

- Труднее всего было с «Роксоланой», потому пришлось входить в исламский мир, а больше всего душевный подъем - это труд над романом «Я, Богдан». Один из критиков обвинял меня: как посмел отождествиться с гетманом Хмельницким? А я был не сам, а вместе с всеми украинцами: вот мы - Богданы, мы - единственные и неповторимые в мире.

- Составители школьных программ ваши исторические романы оставили без внимания. Если бы ваша воля, какое свое сочинение вы предложили ученикам хотя бы просмотреть?

- Включать в школьные программы произведения тех или иных писателей - это убивать их так же, как Дантес - Пушкина. В украинской школе обязательно изучать только Шевченко. Всех других - альтернативно. (Из интервью с Павлом Загребельным4)

v Выполнение и проверка индивидуального задания. (Ученики готовятся попарно. Стоит заслушать 2-3 пары.)

 

КАРТОЧКА

Прочитать очерк и отрывок из статьи5. «Перевоплотившись» в журналиста, один ученик имеет обдумать и записать вопросы для интервью с художником. Второй ученик, «перевоплотившись» в художника, имеет продумать ответы на каждый из вопросов. Вдвоем разыграть диалог-интервью для молодежной передачи в условиях киностудии (в так называемом «живом эфире»).

 

ФЕОДОСИЙ ГУМЕНЮК

Непростым был путь Феодосия Гуменюка до признания.

Сначала его персональные выставки произошли в Чехословакии, трижды в Канаде, затем во Львове и, наконец, в Киеве.

Художник, который долгое время живет за пределами земли, где родился, сохранил верность материнскому слову и песне. Ф. Гуменюк создал до боли родной образ Украины. Из его картин доносятся голоса предков, веет духом казацких вольностей. Его работы передают таинственность обрядов, ярмарочную разнообразие, рассказывают о нежность девичьей любви и тяжелый труд тружеников.

Дорога начинается с первого шага. Для Гуменюка - художника она началась с душистых благовоний яблоневых садов Винницкой области, где он родился 6 сентября 1941 года. Жизненная тропа привела его сначала до Днепропетровского художественного училища, затем - в Ленинград к Института живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина. До института, названного именем художника, который так же родился в Украине, как и другие славные живописцы-земляки: Дмитрий Левицкий, Владимир Боровиковский, Архип Куинджи. Там же, в бывшей Петербургской академии художеств, учился Тарас Шевченко.

Вместе с единомышленниками-земляками, заброшенными в северную столицу, Гуменюк принялся поднимать пласты народной культуры прошлого. Особый порядок построения народных картин, исключительная красота народного костюма, а также фольклор: веснушки, гаивки, щедривки, колядки - все это стало неиссякаемым источником вдохновения. Упорному труду послужили богатые ленинградские научные библиотеки и Музей этнографии. Мешкать было некогда: глубокую грусть по утраченному и спаплюженим требовал решительных действий. Логичным результатом усилий стало создание общества «Украинский авангард». Название, естественно, была весьма условна, ведь поиски художников в корне отличались от подобного направления творчества как советских, так и зарубежных коллег. На основе древних, навеянных фольклором тем рождалось новейшее формообразования... Средства современного искусства оказывали архаическим мотивам неповторимого звучания.

Большая часть созданных Ф. Гуменюком за 30 лет шедевров рассеяна в частных собраниях во Франции, Швеции, Канаде, США, Чехословакии.

Пожалуй, самая известная картина Гуменюка - созданное в 70-х годах полотно «Верность Украине». Мечтательная девушка в бусах, с красной лентой в косе и красной книгой в руках на фоне яблони с созревшими яблоками, предвестником утра петухом, воспринимается как олицетворение полной сил и надежд Украины. Большой смысловой вес набирает яблоко рядом с книжкой. Воспринимаем его как символ жизненности - из зерен-мыслей вырастет дерево нового жизнь...

Певучая, плавная и гибкая линия доминирует в картине «Мой край». Из линий вытекают и наполняются цветом формы. Перед нами - мать-земля со снопом золотой пшеницы, милый народа казак на белом лошади с птицей. Казак с копьем и красный петух символизируют беспокойство. И рядом - заместитель Архангел Михаил - это восстанавливает равновесие. Снизу ряженые - то праздник. Лукавые маски, звонок, а справа - старый казак или крестьянин с протянутой к бессмертной земли-матери рукой. Круг замкнулся. Жизнь продолжается: в зернах, в надежде...

Феодосий Гуменюк дает нам всегда своевременный урок любви к родной земле. Живя за ее пределами, он демонстрирует национальную гордость и достоинство в лучшем смысле слова.

Как же хотелось бы, чтобы выдающийся и известный на весь мир украинский художник жил в Украине! Время исправлять ошибки.

В Феодосия является мечта о совместной выставку с Афанасием Заливахой, Иваном Марчуком, Андреем Антонюком. Дай Бог мечты осуществиться. Уважать же таланты нашей земли! (По Г. Ліиіченко)

 

...Еще в 1972-1976 годах Феодосий Гуменюк был преподавателем Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. Мухиной, а сейчас учит будущую смену, став профессором Национальной Академии изобразительного искусства в Киеве, где с 1993-го возглавляет мастерскую исторической живописи. В начале 2001 года в выставочном зале Киево-Могилянской академии была развернута большая, тщательно подобранная экспозиция лучших произведений единого целостного явления под названием «Феодосий Гуменюк и ученики».

Какой же многогранный этот драгоценный камень современного украинского изобразительного искусства - школа живописи исторического Ф. Гуменюка!

К своему 60-летие заслуженный деятель искусств, лауреат Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко Феодосий Гуменюк подготовил ретроспективную выставку - 50 акварелей о обычаи и обряды украинского народа, иллюстрации к календарю «Славное казачество» и 50 художественных произведений - от «Верности Украине» 1971-го до новейших.

 

Словарь.

Ретроспектива - анализ прошлых событий, впечатлений; демонстрация кинофильмов, произведений живописи и т.п. во временной последовательности их создания.

 

VIII. Объяснение учителя.

Материал для учителя

В процессе обсуждения составленных и разыгранных школьниками диалогов учитель может объяснить, что для оживления диалога следует использовать различные виды вопросов, их комбинацию. Благодаря этому можно перехватить и удержать инициативу или же, «розговоривши» партнера, получить от него как можно больше нужной информации.

Существует несколько способов ставить вопрос. Закрытые вопросы - те, на которые можно ответить только «да» и «нет». Следует пытаться задавать вопросы, на которые собеседник сможет ответить утвердительно. Отрицательные ответы способствуют напряженности разговора. Двойные закрытые вопросы звучат так: «Концерт состоится в субботу или в воскресенье?» и дают возможность собеседнику сделать уточнение. Открытые вопросы требуют объяснений, время аргументации, поэтому ответы на них в основном имеют форму монолога. Они грозят потерей инициативы в разговоре. Переломные вопросы нарушают новые проблемы, помогают определить слабые места в позиции собеседника. Лучше формулировать их с помощью глаголов прошедшего времени («В чем заключались твои ошибки в контрольной?») - тогда собеседник будет отвечать более охотно. Риторические вопросы имеют целью обеспечить поддержку («Разве я не прав? Кто сможет возразить?») Вопрос для размышления побуждают к размышлениям и комментариев. Цель - обеспечить взаимодоверие («Ты считаешь этот поступок неуместным?»).

И, конечно, необходимым условием достижения цели в общении является подчеркнутая вежливость, тактичность, желание понять и поддержать собеседника.

IX. Выполнение упражнений на закрепление изученного.

v Составить и разыграть диалог, который мог бы произойти между двумя бывшими одноклассницами, которые встретились после долгой разлуки. Одна из них, тяжело переболев, постоянно напоминает о своем недуге, стремится выяснить, как отразилась болезнь на ее внешнем виде. Другая пытается поддержать собеседницу, не прибегая, однако, к явной лести.

v Составить и разыграть диалог между парнем и его старушкой соседкой. Бабушка почти совсем глухая, ей кажется, что все Те глухоты смеются. Ученик пытается успокоить и поддержать бабушку.

v Составить и разыграть диалог, который мог бы состояться между двумя выпускниками школы: один из них, имея посредственные знания, поступил в престижный вуз, второй, золотой медалист, провалился на вступительных экзаменах. Первый пытается поддержать товарища, второй - скрыть обиду.

X. Подведение итогов урока.

XI. Домашнее задачи.

«Перевоплотившись» в журналиста, подготовить вопросы для интервью с одноклассником, который «перевоплотился» в вашего любимого писателя (певца, актера, спортсмена). В процессе подготовки опираться на собранную информацию о собеседнике.

_______________________________________________________

1 См.: Доронина Н. С. Культура общения деловых людей: Пособие для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений. - К.: Издательский дом «КМ Academia», 1997. - 192 с.

2 См. Богдан С. Речевой этикет украинцев: традиции и современность. К.: Родной язык, 1998.

3 См.: Доронина Н. С. Культура общения деловых людей: Пособие для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений. - К.: Издательский дом «КМ Academia», 1997. - 192 с.

4 См.: Украина.- 2000. - № 6.- С. 38-41.

5 См.: Днепр.- 1988.- № 10.- С. 137-138 (очерк представлен в сокращенном виде); Литературная Украина.- 2001.- 20 сентября.- С. 7.