УГЛУБЛЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
ВАЖНЕЙШИХ СВЕДЕНИЙ ПО ЛИНГВИСТИКЕ ТЕКСТА И СТИЛИСТИКЕ
Урок № 32
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (ТЕСТ). КОНТРОЛЬНОЕ АУДИРОВАНИЕ
Цель: оценить уровень учебных
достижений одиннадцатиклассников из теории текста; выяснить возможные недостатки в
ходе обобщения и систематизации знаний; оценить уровень умения слушать и
воспринимать текст.
Тип урока: урок оценивания
учебных достижений учащихся.
ХОД УРОКА
I. Мотивационно-организационный
этап
Проведение инструктажа по
выполнение тестовых заданий.
II. Выполнение тестовых заданий
Вариант 1
Выполнение тестовых заданий закрытой
формы
► Задания 1-12 имеют по четыре
варианты ответа, среди которых только один правильный. Нужно выбрать
правильный вариант ответа.
1. Текст - это:
А группа предложений, объединенных
грамматическим и смысловым связью, выражающих мнение свободнее и полнее
по сравнению с предложением;
Бы высказывание, которое состоит из
нескольких предложений и имеет определенную смысловую и структурную завершенность;
В использование выразительных средств
языка в процессе конкретного говорение, происходящее в звуковой или письменной
форме;
Г разновидность литературного языка, что
обслуживает определенную сферу общественной жизни.
2. Типы речи существуют такие:
А рассказ, описание, рассуждение;
Бы рассказ, описание, повествование,
повесть;
В рассказ, повесть, роман, сказка;
Г заявление, объявление, протокол,
расписка.
3. Высказывания «Статья 48. Каждый
имеет право па достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи, что включает
достаточное питание, одежду, жилище (Конституция Украины)» относится к:
А научного стиля;
Бы художественного стиля;
В публицистического стиля;
Г официально-делового стиля.
4. Тема текста - это:
А цель текста, ради которой его
создано;
Бы то, о чем говорится в тексте,
кратко выражен содержание;
В совокупность выразительных средств;
Г стилистические средства.
5. Абзацем называют:
А тему текста;
Бы главную мысль текста;
В часть текста от одного отступа
к другой, в которой раскрывается содержание темы;
Г часть текста, которая несет наибольшую
эмоциональную нагрузку.
6. План текста помогает:
А выразить мысли последовательно, не
пропуская чего-то важного;
Бы выяснить неизвестное;
В выяснить главную мысль текста;
Г выражать мысли в художественном
стиле.
7. С точки зрения актуального членения
можно выделить:
А второстепенные члены предложения;
Бы вступление, главную часть,
окончания;
В подлежащее и сказуемое;
Г данное и новое.
8. Основное сообщение в предложении
содержится:
А в новом;
Бы в присудкові;
В данном;
Г в обстоятельстве.
9. Помогают избегать повторов в
тексте:
А антонимы;
Бы синонимы;
В омонимы;
Г пароніми.
10. Рассказ состоит:
А из зачина, основной части,
конечности;
Бы с тезиса, аргументов, вывода;
Из темы, цели, плана;
Г с описания общего вида и
описания отдельных частей.
11. К видам описания относятся:
А сообщение, заявление, объявление;
Б индуктивный и дедуктивный;
В пейзаж, портрет, интерьер;
Г аналитический и синтетический.
12. Охарактеризуйте выделенные в
тексте языковые средства міжфразового связи:
А синонимы;
Бы контекстные синонимы;
В тематически близкие группы слов;
Г соответствие временных форм.
Вечерело. Голубое небо словно
оперезалося широким розовым поясом. Цвели яблони, тихое луч дышало замечательными
благовониями. В последнем лучах солнца играла мелкая мушва и, как сетка,
мелькала перед глазами. Гудели хрущи и летали, как пули. Высыпала па улицу детвора
и пробудила типіу криком и звонким смехом (Г. Коцюбинский).
13. Укажите соответствие между
текстом и его стилевой принадлежности:
А Кажется, что такое родной язык? Чем
она лучше для меня от всякой другой и что мне мешает при случае заменять ее на
всякую другую? Практик, утилитарист, не задумываясь ни минуты, скажет: праздный вопрос!
Язык - способ коммуникации людей с людьми, и, имея выбора, я беру ту, которая
дает мне возможность комунікуватися с большим числом людей (И. Франко).
Б Темнеет небо, воздух, цветущие
деревья тоже смеркають. Долю за долей своего лепесткового света отдают
мрачным вестники ночи, однако не все, однако кое-что оставляют и себе. А потому,
погаснув, не совсем угасают, и позднего вечера они осмотрительно так, болезненно
светящиеся (Есть. Гуцало).
В Подхватив меня под бока, парень
спросил: «Ты откуда такой вскіпався?» - «Вон оттуда,- невнятно проговорил я.- Пустите
меня, дяденька, в театр!» - «Чего захотел! Я тебя пущу, но так, чтобы знал, где
раки зимуют».- «А я уже знаю, где они зимуют»,- жалостно проскиглив я, потому что не
раз об этом слышал от взрослых (М. Стельмах).
Г Общение может осуществляться как
в устной, так и в письменной формах.
1 Официально-деловой стиль.
2 Разговорный стиль.
3 Художественный стиль.
4 Научный стиль.
5 Публицистический стиль.
Выполнение заданий открытой формы
14. Подберите заголовок к тексту.
15. Определите средства міжфразового
связи.
16. Определите количество микротом и
составьте план текста.
17. Совершите актуальное членение
текста.
Когда я смотрю на облака, те дети
земли и солнца, что, снявшись высоко, все выше и выше, путешествуют голубым
путем,- мне кажется, что вижу душу поэта.
Я узнаю ее. Он плывет, чистая и
белая, жаждущая неземных роскоши, прозрачная и легкая, с золотым улыбкой па розовых
устах, дрожащая желанию песни.
Я вижу ее. Большая и тяжелая, полная
тоски и невиплаканих слез, беременная всеми скорбями мира, темная от жалости к
несчастной земле, она... горько плачет теплыми слезами, пока не станет ей
легче...
Я понимаю ее. Вечно недовольная,
вечно ищущая, с вечным вопросом - зачем? к чему? - она спустила серые крылья
над землей, чтобы пе было видно солнца, чтобы утопала в тенях земля, и сеет мелкий
туман сумму... (М. Коцюбинский).
Вариант 2
Выполнение тестовых заданий закрытой
формы
► Задания 1-12 имеют по четыре
варианты ответа, среди которых только один правильный. Нужно выбрать
правильный вариант ответа.
1. Завершенное высказывание, которое
состоит из нескольких предложений, объединенных между собой по смыслу и синтаксически, и
служит для выражения связных мыслей, называется:
А словом;
Бы предложением;
В сложной синтаксической
конструкцией;
Г текстом.
2. Стиль речи - это:
А вид текста, который зависит от
особенностей содержания и формы, объема и способа построения, с определенными
стилистическим признакам;
Бы разновидность литературного языка, который
используется при определенных условиях общения;
Система фонетических, лексических,
словообразовательных и грамматических средств, которые служат для общения и высказывания
мысли;
Г скорость или медлительность речи
и паузы между речевыми урывками.
3. Жанры речи существуют такие:
А научный, художественный,
официально-деловой, публицистический;
Описание, повествование, размышление, оценка
предмета;
Статья, отзыв, очерк, повесть,
поэма, письмо, расписка;
Г монолог и диалог.
4. Ее возлюбленный нежно целовал, и
зарыдала Мавка, и упали, словно жемчуг, цветы между высоких трав, а люди их
«ландыши» назвали (Л. Забашта). Это высказывание с:
А описанием;
Бы размышлением;
В рассказом;
Г сочетанием повествования и описания.
5. Главная мысль текста - это:
А цель текста, то, ради чего
создан текст;
Бы содержание текста;
В мікротома текста;
Г тема текста.
6. Укажите строку, в котором перечислены
типы речи:
А заметка, статья, фельетон;
Бы рассказ, новелла, повесть;
В повествование, описание, рассуждение;
Г научный, публицистический,
художественный.
7. К тексту можно подобрать:
А цель;
Бы вывод;
В заголовок;
Г тему.
8. Что впитывает в себя какую-то часть
предыдущего предложения и служит для связи предложений?
А Определение.
Бы Данное. _
В Новое.
Г Приложение.
9. Основное сообщение в предложении
содержит:
А данное;
Бы вывод;
В подлежащее;
Г новое.
10. Текст типа размышления состоит
с:
А зачина и концовки;
Бы примеров и выводов;
В тезиса, аргументов и выводов;
Г описания и повествования.
11. Помогает выражать мысли
последовательно, не пропуская чего-то важного:
А заголовок;
Бы абзац;
В план;
Г цель.
12. Охарактеризуйте выделенные в
тексте языковые средства міжфразового связи:
А тематически близкие группы слов;
Бы тематически близкие группы слов + синонимы;
В тематически близкие группы слов + местоимения;
Г синонимы + местоимения.
На улице осенняя ночь - ветреная и
видна. Низко в небе-как золотой степ, поздний месяц -
блестящий-блестящий, словно недавно выкованный. Через него спотыкаются тучки,
прыткие и ворухливі, как рыбки. Бегут они куда-то отарами и табунами,
раскачивая по земле хвостатыми тенями (С. Васильченко).
13. Укажите соответствие между
текстом и его стилевой принадлежности:
А Раз батюшка говорил Гервасий
своей женщине: «Итак, с ГІечержинської действительно учительница на славу. Ишь, как
витрясувала нашу племянницу!» - «До чего-то доведет ее эта наука,- грустно проговорила матушка,
- такая пышная стала; не ходит, а плывет как утка по воде; все по-ляськи цвенькає!»
(А. Свидницкий).
Бы Любуясь открыткой, мы редко задумываемся
над ее «биографией». Тем временем пытливый исследователь может узнать здесь много
интересного.
Вот хотя бы о рождении почтовой
открытки, которое датируется 1 октября 1869 года, когда в Австро-Венгрии появилась
первая в мире карточка для открытого письма.
С этого времени и начинается триумфальное
распространение почтовой открытки.
Удобна и проста в пользовании, она
легко завоевала себе завидную популярность (А. Комарницкий).
В Термин «картина мира» ввели
физики в конце XIX - начале XX вв. В наше время под картиной мира понимают
совокупность представлений человека об окружающей ее среды, основной функцией которой считают описание
строения мира, выражения реальной структуры природных явлений (Т. Космеда).
Г ...Мать сама воспитывала детей, и воспитание
дочерей хорошо удавалось для нее. Они держали себя совсем ненатурально, как
конечно было в то Время; умели говорить по-французски и по-русской и не
умели хорошо и слова сказать по-украинской (И. Нечуй-Левицкий).
1 Официально-деловой стиль.
2 Разговорный стиль.
3 Художественный стиль.
4 Научный стиль.
5 Публицистический стиль.
Выполнение заданий открытой формы
14. Подберите заголовок к тексту.
15. Определите средства міжфразового
связи.
16. Определите количество микротом и
составьте план текста.
17. Совершите актуальное членение
текста.
Риторика (красноречие), или
ораторское искусство, возникла в Древней Греции. Как и эпос, драма, музыка,
скульптура и архитектура, она считалась искусством, творчеством, ее величали
«царицей всех искусств».
Самым выдающимся мастером ораторского
искусства Древней Греции считается Демосфен.
Выдающимися являются его политические
речи, особенно три из них, что были произнесены против Филиппа, македонского
царя, который пытался лишить Афины самостоятельности...
Демосфен умел мастерски
драматизировать свою речь. Он часто употреблял риторические вопросы, на которые тут же
сам отвечал. Например: «Почему я так говорю? Потому, что я...» С помощью категорических
форм он привлекал к своей речи особое внимание: «Нет, это не так, это решительно
не так!» Иногда он выкрикивал вопросы: «Кто бы мог подумать, что это так
случится!?» Его изложение был ясный, фразы в речах, как правило, короткие.
Сравнения и метафоры усиливали впечатление от выступлений.
Известно, что на Демосфенових речах
учились не только ораторы многих поколений в Греции, а позднее в Риме (И.
Томан).
Оценивание контрольного теста
Тип задания
|
Задания закрытой формы с выбором
одного правильного ответа
|
Задания на установление соответствия
|
Задания открытой формы
|
Номер
задача
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
Вариант
1
|
Б
|
А
|
Г
|
Б
|
Б
|
А
|
Г
|
А
|
Б
|
А
|
Б
|
Г
|
А5; Б3; Б2; Г4
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Вариант
2
|
Г
|
Б
|
В
|
В
|
А
|
Б
|
В
|
Б
|
Г
|
Б
|
В
|
В
|
А2; Б5; В4; Г3
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Количество
баллов
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
*
|
2
|
2
|
2
|
2
|
* 1 балл за колотую правильно
установленное соответствие
24-23 балла
|
12 б.
|
12-11 баллов
|
6 б.
|
22-21 балл
|
11 б.
|
10-9 баллов
|
5 б.
|
20-19 баллов
|
10 б.
|
8-7 баллов
|
4 б.
|
18-17 баллов
|
9 б.
|
6-5 баллов
|
3 б.
|
16-15 баллов
|
8 б.
|
4-3 балла
|
2 б.
|
14-13 баллов
|
7 б.
|
2-1 балл
|
1 б.
|
III. Проведение контрольного
аудирование
► Слушания учащимися незнакомого
текста.
БЛАГОРОДНЫЙ ПОСТУПОК
Самойлович остановился возле двери, в
тени, и его не заметили. Заметил и узнал только высокий длинношеий парень,
который стоял возле столика, где продавали свечи. Увидел гетмана, поклонился,
немного постоял нерешительно, взял свечу и понес к чудотворной, где догорала другая
свеча. Он понял, что гетман об'явитися не хочет, и не сказал о попове
появление высокого гостя. Это понравилось Самойловичу. А парень уже возвращался, нос
в ладони згарок и не смотрел в его сторону. Самойлович, наоборот, пристально
присматривался к нему. Показался он ему по знаку. Еще и очень по знаку... Такое же
лоб, тот же нос... Но тот парень - лучшей вроди и без таких прыщей на лбу
и щеках. И не вытягивает, как гусь, длинную шею. Запах ладана щекотал ноздри,
возвращался в то давнее, серебристое, трепещущее. О, когда бы ему хоть на несколько минут
вернуть ту детскую веру и детскую непорочность, опять слезы, что стояли в
души... Он тогда был чист и наивен, и как же ему было хорошо. Кажется, не
имел ничего, его отец был бедный поп, а он имеет все. Весь мир, все
лучшее, что сотворил бог. Отец брал за крещение по четыре деньги и хлеб,
за имя новорожденному - грош, за освящение дома - коробку ржи, за поминальный
сорокоуст - две коробки и десять яиц, а ему принадлежат все ржи за сферой
со всеми птицами и всеми тайнами, все луга и все небеса.
Гетман постоял еще немного, а тогда
кивнул парню и вышел из церкви. Ступал по тропе и знал, что парень идет за
ним. Остановился на холме, заложил за спину руки. Умиление прошло. Но не надо
пренебрегать собственными чувствами. Еще раз осмотрел парня. Бедствия одежда, драные
сапоги... Убогое, некрасивое, смиренное существо, а жадный взгляд,
заинтересован, с верой. Если такого повести за собой - пойдет в огонь и воду.
Вывести в люди - и будет верен до конца. Только надо зажечь сердце, разбудить,
бросить в него искру. Одно, наверное, сродни этому, зажег. Подобрал старченя, что
пас овечек за пришви, и отдал в бурсу. И хоть оно недовчилося, чего-то там
натворило и с бурсы убежало, платит долг и ныне. И будет платить до скончания века, ибо
гетман дает ему новые и новые ссуды. Одни дает, другие сулит. Теперь тот нарубок
на Сечи. Так, надо брать сирот.
- Как тебя зовут и какое у тебя
фамилия? - строго спросил гетман.
- Гуком прозывают, а зовут Ждан.
- Почему - Ждан? - Смотрит
недоверчиво.
- Не знаю. Родители так нарекли.
- И где теперь они?
- Умерли.
- Когда?
- Давно.
- Чего я должен вытягивать из тебя
слова, как орехи из чужого кармана. Рассказывай.
Парень покраснел, но исчезли прыщи
на лице.
- А что рассказывать? Жили мы где-то на
Репешках. Я уже не знаю и где. Уголок только помню. Отец чумаковал. Одного
раз пришли ко двору сами волы. Без отца. А тогда подскочил до ворот черный
фургон, вылезли из него какие-то люди в смоле, забрали волы и телеги. Матери
перевели, будто чумная была фура и ее сожгли. А отец, мол, умер в
дороге. Однако люди говорят, что отца где-то прибили, а волы и телеги заграбастали.
- Кто? - гетману глаза блеснули
медно.
- Не знаю. Говорят так. Той осени не
произошел пожар, от молнии сгорело двадцать три дома. И наша тоже. Корова
только и осталась. Ряба была корова, гула, без одного рога. Сидим мы с
братом посреди двора, дома нет, хлева и овины также, а корова стоит и нам
руки лижет. Вот помню.
- Брата Митрофаном зовут?
В Жданових глазах сверкнула удивление.
- Вы знаете Митрофана?
- Я все знаю, коротко ответил
гетман. - Рассказывай дальше.
- Вот и все,- пожал острыми
плечами Ждан.- Меня забрала тетя. Л у нее самой семеро. Через два года она
умерла - и дядя выгнал меня на улицу. Я вернулся сюда, пас общественное
стадо. Теперь вот нанял меня отец Дементий. Брат - на Сечи. Передавал
как-то поклон за запорожцев, говорят, писарює там.- Последние слова произнес почти
хвастовите.
- Я его отдал в науку,- сказал
Самойлович.- Только он не весьма почитался. И уперся прямым, как стрелы,
взглядом парню в грудь. - А ты почитаться умеешь?
- Если не обижают, крутанул шеей
парень.
- Гордый...- бросил гетман, но без
насмешки. Смирение и гордость удивительно сочетались в парню.
- Я - казацкого рода,- и снова
покраснел.
- Знаю. Однако с того тебе хлеба не
есть. Хочешь ко мне в слуги? Не сюда - в замок. А там - будет видно. У меня нынче
нет свічкаря. Будешь зажигать свечи, готовить плошки, научишься налить огне
феєрверкові. А оттуда и до пушечной стрельбы около. А может, устремишься какой
другой науки.
Глаза парня светились восторгом,
благодарностью и недоверием.
- Придешь в понедельник к управляющему
Климентия, скажешь, что я тебя позвал.
Парень поблагодарил, но руки не
поцеловал. 1 это также понравилось гетману.
«Один - па Сечи, второй - здесь,-
отметил в уме.- Не плохо». И похвалил себя. Брал парня с потаенной целью,
а еще за то, что захотелось ему сделать доброе деяние, которое всегда было бы перед
глазами, он как бы искупил тем деянием грехи, успокаивал совесть. Приятно
будет каждый день встречать человека, который будет смотреть на тебя восторженно, такие парни
становятся преданы душой и телом, па них можно положиться в самую тяжелую минуту. А еще
этот парень чем-то напомнил ему собственных сыновей, Семена и Григория. Они ген-ген,
в северной станицы. Ежесекундно удостоверяющих там своим проживанием гетьманову
верность царю.
Самый маленький, Яков, пока у
отца. И обе дочери также. Дочери - то его утешение, по крайней мере пока
недорослі. Небось, только они не боятся отца-гетмана, улавливают своими сердечками
его приязнь, и то особенно приятно Самойловичу.
Так делал доброе дело и как бы
заказывал перед всевышним слово за сыновей. Семену, старшему, отдаст в наследство
Седнев. Вместе с полями, рощами, лошадьми-змеями... и с этим парнем. Гетман
усмехнулся в усы (видел, что и улыбка понравилась парню), вернулся и
ушел. Шагов за двадцать оглянулся. Парень стоял посреди белого, сизого,
черного мерцания. Он кормил голубей. Мял сухую просфору и крышки сыпал на
землю. А голуби взлетали с низенькой бабинца, садились ему на плечи и голову,
клевали прямо с руки. Нуждающаяся церковь стояла за его плечами. «Попик или слишком
совестливый, или глупый»,- неожиданно перекинулся мыслью на священника. И в ту
мгновение вспомнил родного брата, Мартина, протопопа роменского. Мартын...
мудрый. Может, даже слишком. Жалобы на него приходят чаще, чем приветы от самого
Мартына. Имуществ имеет больше, чем лубенский полковник. Попы и дьяки в него
продают по базарам табак и водку, в каждой чумацкой валке, которая идет в Крым
по соль, есть пара и его седых, или муругих, или перистых. А этот попик... «А как
бы он решился в моих владениях...» - засмеялся довольно.
Гетманское двор за высоким
забором, вровень с забором - тесові ворота, возле которых дремлет сердюк с
охраны, подъезд к дому - полукружием, дорожка обсаженная вязами. Дом -
на два крыльца, передний низенький и широкий задний, высокие, узкие лестницы
сбегают на поляну, за которой начинается ставок. Вокруг пруда - роскошный
сад, там любит отдыхать гетман.
В углу за воротами перемовлялося
двое слуг. Гетман нахмурился: о чем они могут говорить? Это подозрительно.
Возле крыльца с шапкой в руках его ждал седне вский староста Игнат Мирилко,
маленький человечек с большой, лобатою, клинцюватою головой, хилый, но
допіпетливий и умный.
Мирилко долго кланялся ходил
окалясом, уверяя, что никогда не решился бы побеспокоить гетмана, когда бы не
неотложное дело.
- Что там? - оборвал Самойлович, потому и
действительно не хотел разрушать элегического строя души, который окутал ее после
путешествия к реке и посещения церквушки, чем-то похожей на ту, в которой правил
его отец и в которой сам зажигал свечи, когда, бывало, болел свичкарь (По
Ю. Мушкетиком; 1110 слов).
Выполнение учащимися тестовых заданий по
содержанием текста
Вариант 1
1. Как звали гетмана:
А Самойло Кііпка:
Бы Скоропадский;
В Сагайдачный;
Г Самойлович.
2. Гетман и парень-сирота
встретились:
А в церкви;
Бы в канцелярии;
Г на дворе;
Д в бурсе.
3. Гетман пригласил парня-сироту к
себе на службу:
А писарем;
Бы войтом;
В Пушкарем;
Г свічкарем.
4. Ждан потерял своего отца:
А когда ударила молния и сгорела
дом;
Бы в победоносной битве;
Когда тот чумаковал и не
вернулся;
Г когда тот тяжело заболел дома.
5. После того, как сгорел дом, Ждан
с братом:
А пошли жить к родной тете;
Бы пошли в батраки;
В стали учиться в бурсе;
Г бежали на Сечь.
6. Брат Ждана Митрофан:
А закончил обучение в бурсе;
Что-то натворил и сбежал из бурсы;
В был на службе вместе с сыновьями
гетьмана;
Г никогда в бурсе не учился.
7. Брат Ждана на Сечи был:
А пушкарем;
Бы свічкарем;
В куренным атаманом;
Г писарем.
8. Родной брат гетмана Мартин был:
А сечевым атаманом;
Бы есаулом;
В пономарем;
Г священником.
9. Утешением гетмана были:
А победоносные бои;
Бы недорослі дочери;
В старшие сыновья Семен и Григорий;
Г отважные запорожцы.
10. Ждал гетмана на дворе:
А Ждан Гук;
Б управляющий Климентий;
В родной брат Мартын;
Г староста Игнат Мирилко.
11. Гетман вспомнил, что он в
детстве:
А помогал отцу вести хозяйство;
Бы учился у отца рубить саблей;
В готовился стать священником;
Г сам зажигал свечи, когда
нездужував свичкарь.
12. Дать ответ на вопрос, к
какому стилю принадлежит текст «Благородный поступок»:
А публицистического;
Бы разговорного;
В художественного;
Г научного.
Вариант 2
1. Имя парня-сироты, с которым
разговаривал гетман:
А Митрофан;
Бы Гук;
В Иван;
Г Ждан.
2. Парень-сирота был:
А из рода священников;
Бы казацкого рода;
Г из рода свічкарів;
Д из рода писарей.
3. Гетман узнал парня-сироту
через его сходство:
А на его брата;
Бы на своих сыновей;
В на любимого челядника;
Г на его отца.
4. Парень согласился на предложение
гетмана:
А искренне поблагодарил и поцеловал
гетману руку;
Бы поклонился и немного постоял
нерешительно;
В искренне поблагодарил, но гетману руку
не поцеловал;
Г надменно, по-шляхетськи поклонился
гетману.
5. Гетман сказал парню, что он:
А гордый;
Бы бедный;
В самолюбив;
Г отчаянный.
6. После разговора с гетманом
парень:
А счастливый побежал к церкви;
Бы задумчиво стоял в стороне;
В мечтательно улыбался;
Г кормил голубей.
7. Гетман пригласил парня прийти к
управляющего:
А в понедельник;
Бы в пятницу;
В в воскресенье;
Г следующего дня.
8. Гетман брал парня с потаєнною
целью:
А искупить свою вину перед
собственными сыновьями;
Бы искупить свою вину перед
умершим отцом сироты;
В отдать его в бурсу;
Г отдать одну из своих дочерей за
него замуж.
9. Гетман происходил из семьи:
А вольных казаков;
Б зажиточных крестьян;
В шляхтичей;
Г священника.
10. Гетману оказалось подозрительным
то, что:
А на его брата Мартина приходило очень
много жалоб;
Бы двое челядинцев разговаривали в
углу;
В его ждал староста Игнат Мирилко;
Г парень-сирота узнал его в
церкви.
11. Главная мысль произведения:
А «только учение может вывести в люди»;
«И гетман способен на
благородный поступок»;
В «тяжело на свете жить сироте»;
Г «гордость и упорство всегда
побеждают».
12. Проработанный текст принадлежит к
такого типа речи:
А рассказы;
Бы размышления;
В рассказе с элементами размышления;
Г описанию.
Оценивание тестовых заданий
Номер задания
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
Правильные ответы
|
Вариант 1
|
Г
|
А
|
Г
|
В
|
А
|
Б
|
Г
|
Г
|
Б
|
Г
|
Г
|
В
|
Вариант 2
|
Г
|
Б
|
Г
|
В
|
А
|
Г
|
А
|
А
|
Г
|
Б
|
Б
|
А
|
Количество баллов
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
IV. Контрольно-рефлексивный этап
Организован сбор тетрадей для
контрольных работ
Учащиеся организованно сдают тетради.
Итог урока
Слово учителя. Вы сегодня на уроке
не только много писали, но и слушали. Что, по вашему мнению, труднее: правильно
писать или внимательно слушать? Подумайте, каким умением мы пользуемся чаще всего?
Насколько эффективно мы это делаем, покажут результаты тестирования.
V. Домашнее задание
► Сделать актуальное членение
профессионального текста объемом около 100 слов.