УРОК № 31
Тема. Омонимы. Развитие речи. Культура речи. «В цирке, театре, на концерте»
Цель: дать понятие о лексических омонимах, научить отличать омонимы от многозначных слов; совершенствовать умение употреблять омонимы в речи; ознакомить со словарем омонимов; работать над развитием речи.
Оборудование: словарь омонимов, толковый словарь.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Объяснение учителя.
Явление, когда слова, не имеющие ничего общего по смыслу, совпадают по форме, называется омонимией, а слова — омонимами. Например: лук1 — «огородное растение», лук2 — «оружие для метания стрел».
Омонимы следует отличать от многозначных слов. Между разными значениями многозначного слова сохраняется некоторая общность. Значения омонимов совершенно различны. Например.
1) Многозначное слово
Заводить. 1. Доставлять куда-нибудь мимоходом, по пути. Заводить ребенка в детский сад. 2. Заводить не туда, куда следует. Заводить в болото. 3. Устраивать, организовывать. Заводить подсобное хозяйство. Заводить новые порядки.
2) Омонимы
Завод1 — промышленное или крупное промысловое предприятие. Вагоностроительный завод.
Завод2 — приспособление для приведения в действие механизма. Завод часов.
2. Работа с толковым словарем.
В толковых словарях разные слова-омонимы нумеруются и описываются в отдельных словарных статьях. Например, в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова читаем:
Некогда1, нареч., в знач. сказ. Нет свободного времени. Некогда гулять. Ему сегодня некогда.
Некогда2, нареч. В отдаленном прошлом, давно, когда-то. Некогда здесь было озеро.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
1. Творческий диктант.
— Запишите отгадки к загадкам. Объясните значение слов- отгадок.
Нас много в играх набирают, а иногда и на нос надевают. В воде он медленно плывет, в станке летает взад-вперед. На лугу — с хвостом, без хвоста — под мостом. Я от солнца, от огня, яркий луч несет меня, но бывает смысл иной: я огромный шар земной.
Отгадки: очки, челнок, быки, свет.
2. Практическое упражнение.
— Запишите предложения. Подчеркните прямой линией многозначные слова, волнистой — слова-омонимы.
Грянул гром. Раздался гром аплодисментов.
Звенел серебряный колокольчик. У певца серебряный голос.
Острая пила. Корова пила воду.
Железные прутья решетки. Железные мускулы.
Дневной жар спал. Мальчик крепко спал.
Часы идут верно. Дни идут за днями.
3. Составление предложений.
— Составьте по два предложения с каждым из данных слов. Подумайте и скажите, многозначное слово или омонимы вы включили в предложения?
Образец. Бабушка любила печь пироги. В избе была большая печь. (Это омонимы.)
Печь, класс, лук, рой, корпус.
V. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ
1. Чтение текста учителем.
Учебник, с. 147.
2. Словарная работа.
Осуществляется на основе словарика, помещенного в рамке, с. 147.
3. Практическое упражнение.
1) Чтение теоретического материала «План текста», с. 148.
2) Выполнение упр. 329.
4. Итоговое упражнение.
Упр. 330.
— Найдите в тексте упражнения слова-синонимы, выпишите их в тетрадь.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Игра «Вопросы-шутки».
— Какую строчку никто не может прочесть?
— Всякую ли точку можно считать знаком препинания?
— Всякий ли лук на огороде растет?
— Всякая ли шашка — холодное оружие?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал занятий 28, 29.
2. Выполнить упр. 320, 323.