Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 31

Тема. Омонимы. Развитие речи. Культура речи. «В цирке, театре, на концерте»

 

Цель: дать понятие о лексических омонимах, научить отличать омонимы от многозначных слов; совершенствовать умение употреблять омонимы в речи; ознакомить со словарем омонимов; работать над развитием речи.

Оборудование: словарь омонимов, толковый словарь.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

 

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Объяснение учителя.

Явление, когда слова, не имеющие ничего общего по смыслу, совпадают по форме, называется омонимией, а слова — омонимами. Например: лук1 — «огородное растение», лук2 — «оружие для метания стрел».

Омонимы следует отличать от многозначных слов. Между разными значениями многозначного слова сохраняется некоторая общность. Значения омонимов совершенно различны. Например.

1) Многозначное слово

Заводить. 1. Доставлять куда-нибудь мимоходом, по пути. Заводить ребенка в детский сад. 2. Заводить не туда, куда следует. Заводить в болото. 3. Устраивать, организовывать. Заводить подсобное хозяйство. Заводить новые порядки.

2) Омонимы

Завод1 — промышленное или крупное промысловое предприятие. Вагоностроительный завод.

Завод2 — приспособление для приведения в действие механизма. Завод часов.

2. Работа с толковым словарем.

В толковых словарях разные слова-омонимы нумеруются и описываются в отдельных словарных статьях. Например, в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова читаем:

Некогда1, нареч., в знач. сказ. Нет свободного времени. Некогда гулять. Ему сегодня некогда.

Некогда2, нареч. В отдаленном прошлом, давно, когда-то. Некогда здесь было озеро.

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

1. Творческий диктант.

— Запишите отгадки к загадкам. Объясните значение слов- отгадок.

Нас много в играх набирают, а иногда и на нос надевают. В воде он медленно плывет, в станке летает взад-вперед. На лугу — с хвостом, без хвоста — под мостом. Я от солнца, от огня, яркий луч несет меня, но бывает смысл иной: я огромный шар земной.

Отгадки: очки, челнок, быки, свет.

2. Практическое упражнение.

— Запишите предложения. Подчеркните прямой линией многозначные слова, волнистой — слова-омонимы.

Грянул гром. Раздался гром аплодисментов.

Звенел серебряный колокольчик. У певца серебряный голос.

Острая пила. Корова пила воду.

Железные прутья решетки. Железные мускулы.

Дневной жар спал. Мальчик крепко спал.

Часы идут верно. Дни идут за днями.

3. Составление предложений.

— Составьте по два предложения с каждым из данных слов. Подумайте и скажите, многозначное слово или омонимы вы включили в предложения?

Образец. Бабушка любила печь пироги. В избе была большая печь. (Это омонимы.)

Печь, класс, лук, рой, корпус.

 

V. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ

1. Чтение текста учителем.

Учебник, с. 147.

2. Словарная работа.

Осуществляется на основе словарика, помещенного в рамке, с. 147.

3. Практическое упражнение.

1) Чтение теоретического материала «План текста», с. 148.

2) Выполнение упр. 329.

4. Итоговое упражнение.

Упр. 330.

— Найдите в тексте упражнения слова-синонимы, выпишите их в тетрадь.

 

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Игра «Вопросы-шутки».

— Какую строчку никто не может прочесть?

— Всякую ли точку можно считать знаком препинания?

— Всякий ли лук на огороде растет?

— Всякая ли шашка — холодное оружие?

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал занятий 28, 29.

2. Выполнить упр. 320, 323.