Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 30

Тема. Антонимы. Развитие речи. Культура речи. «Путешествия, походы, экскурсии»

 

Цель: дать понятие об антонимах, показать роль антонимов в речи и в художественных произведениях; обучать умению использовать антонимы в речи для повышения ее выразительности; совершенствовать навыки пользования словарем; работать над развитием и культурой речи.

Оборудование: словарь антонимов, таблица.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

 

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Выборочный диктант.

— Послушайте предложения. Найдите и выпишите слова с противоположным значением.

Петя поднимается в гору, а Коля спускается. У Пети тяжелый рюкзак, а у Коли легкий. Петя большой, а Коля маленький.

2. Объяснение учителя.

Слова одной и той же части речи, имеющие противоположное значение, называются антонимами. Например: горячий — холодный; горе — радость; враг — друг; мало — много; всегда — никогда.

У слов, которые обозначают конкретные предметы, нет антонимов: невозможно представить себе нечто противоположное тому, что обозначено, например, словами шкаф, бумага, варенье.

Антонимы используются для того, чтобы противопоставить признаки, действия, предметы. С этой целью антонимы широко используются в художественной литературе. Например:

И днем, и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

(А. Пушкин)

Употребление антонимов делает речь богаче, выразительнее. Словари антонимов могут в этом помочь.

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

1. Практическое упражнение.

— Прослушайте предложения. Найдите и выпишите антонимы.

Умный научит, глупый наскучит. Мягко стелет, да жёстко спать. Кто вчера солгал, тому завтра не поверят. Ученье — свет, а неученье — тьма. Рано оседлали, да поздно поскакали.

— Назовите орфограммы в словах жёстко, поздно.

2. Задание и проблемный вопрос к учащимся.

— Спишите с доски афоризмы. (Афоризм — краткое выразительное изречение.) Для чего писатели использовали в них антонимы?

Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, а мыслям просторно. (Н. Некрасов) Кто не идет вперед, тот идет назад. (В. Белинский) Ничто не стоит так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость. (Сервантес)

— Охарактеризуйте согласные звуки в словах вперёд, назад.

3. Выборочный диктант.

Найдите к загадкам отгадки-антонимы. Запишите антонимы парами.

1) Я антоним к слову зной, я в реке, в тени густой и в бутылке лимонада, а зовут меня ... .

2) Я антоним шума, стука, без меня вам ночью мука. И для отдыха, для сна, да и в школе я нужна. Называюсь ... .

Для справок: прохлада, тишина.

Подберите к отгадкам синонимы.

4. Творческий диктант.

— Запишите предложения, вставляя подходящие по смыслу антонимы.

Готовь телегу зимой, а сани ... .

Один брат молчун, а другой ... .

Сегодня море бурное, а вчера было совсем ... .

Корень ученья горек, зато плоды его ... .

Для справок: спокойное, болтун, летом, сладки.

5. Практическое упражнение.

— К словам мягкий, мелкий, чистый, употребленных в различных значениях, устно подберите антонимы.

Мягкий хлеб, мягкий свет, мягкое тесто, мягкий характер, мягкий воск.

Мелкий дождь, мелкий ров, мелкая монета, мелкие интересы. Чистый пол, чистый воздух, чистый голос, чистая тетрадь.

 

V. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ

1. Работа с диалогическим текстом.

Упр. 307.

2. Работа над расширением кругозора.

Осуществляется на основе материалов словарика и рисунков, с. 139.

3. Упражнение по развитию культуры речи.

Осуществляется на основе рубрики «Советуем заполнить!», с. 140.

— Представьте, что ваш друг уезжает с одноклассниками на экскурсию в другой город. Как вы с ним попрощаетесь. Разыграйте небольшой диалог на эту тему.

4. Практическое упражнение.

Упр. 309.

Ответьте на вопросы, помещенные после упражнения.

5. Тренировочное упражнение.

Упр. 310.

 

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Работа с таблицей.

(На этом этапе урока учащимся может быть предложена таблица. Цель работы с таблицей — сравнение синонимов и антонимов.)

 

 

Сходство

Различия

Для чего используются в речи

Синонимы

В основном значении

1. В оттенках лексических значений

2. В употреблении в разных стилях речи

1. Для предупреждения ненужных повторений

2. Для точной передачи мыслей и чувств

3. Для передачи стилистических особенностей высказывания

Антонимы

Нет

В противоположных лексических значениях

1. Для противопоставления

2. Для краткости в передаче мыслей

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал занятия 27.

2. Выполнить упр. 306, 315.