Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 32

Тема. Омонимы (продолжение). Развитие речи. Культура речи. «В цирке, театре, на концерте»

 

Цель: развивать представления об омонимах (графические и фонетические омонимы); работать над развитием и культурой речи.

Оборудование: учебник, учебные тексты, словарь омонимов.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

 

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Объяснение учителя.

Среди омонимов, кроме лексических, различают грамматические и фонетические.

Грамматические омонимы (омоформы) — это слова, совпадающие по звучанию и написанию лишь в отдельных грамматических формах: пила (существительное) — пила (глагол в форме прошедшего времени единственного числа женского рода); простой (прилагательное: простой пример) — простой (существительное: простой машины); мой (местоимение: мой мяч) — мой (повелительное наклонение от глагола мыть: мой руки).

Фонетические омонимы (омоформы) — это слова, разные по значению и написанию, но совпадающие по звучанию: луг — лук, гриб — грипп, плод — плот, сторожил (сад) — старожил (города), поласкать (котенка) — полоскать (белье).

2. Выявление восприятия.

На доске записано стихотворение:

Нельзя хвалиться только тем,

Что у тебя избыток тем:

Произведенья знаем те мы,

Где лучшие погибли темы.

(С. Швецов)

— Найдите омонимы. Определите их вид.

3. Работа с теоретическим материалом.

Учебник, с. 145—146, Теория Г, Д.

1) Чтение учителем учебной статьи.

2) Сравнительная работа.

(Ученики сравнивают значение слова шар в русском и украинском языках, рассмотрев иллюстрации, помещенные на с. 145.)

3) Чтение учебной статьи о паронимах.

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

1. Практическое упражнение.

— Укажите предметы, обозначенные омонимами, по некоторым их признакам.

1) Что можно занять? 2) Кого можно занять? 2) Какой клуб можно назвать густым, какой — веселым? 3) Какой наряд может быть красивым какой — ответственным?

2. Работа со словарем омонимов.

— Запишите парами данные омонимы и уточните их значение, приписывая к ним слова по образцу. В затруднительных случаях обращайтесь к словарю омонимов.

Образец: натянутый лук — репчатый лук.

Мир, свет, ласка, град, лисичка, соль.

3. Творческое задание.

— Составить и записать два предложения, в которых слово вылечу употреблялось бы в омонимичных формах.

4. Подбор омонимов к словам.

— Подобрать омонимы к следующим именам собственным, с каждым словом-омонимом составьте словосочетание (предложение).

Вера, Орёл, Соня.

5. Упражнение-игра.

— Найдите омофоны в следующем каламбуре. Объясните, на чем основан каламбур (каламбур — игра слов, основанная на их звуковом сходстве при различии в значениях).

На виду честного люда

Трусит с горки съехать Люда.

А у Сени, а у Сани

С горки сами Мчатся сани.

(Я. Козловский)

6. Практическое упражнение.

Упр. 324.

 

V. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ

1. Чтение текста «Театр».

Учебник, с. 148.

2. Словарная работа.

Упр. 331.

3. Проблемное задание.

Упр. 332.

4. Формулирование вопросов на основе прочитанного.

Упр. 333.

5. Развитие культуры речи учащихся.

(Осуществляется на основе рубрики «Советуем запомнить!», с. 149, после упр. 333.)

Составление словосочетаний, предложений, коротких диалогов из слов рубрики.

6. Чтение текста «кто самый главный?» в лицах.

Учебник, с. 149.

7. Развитие культуры речи учащихся.

(Осуществляется на основе рубрики «Советуем запомнить!», с. 149 после текста.)

Составление словосочетаний, предложений.

 

VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Повторить теоретический материал занятий 28, 29.

2. Выполнить упр. 325, 334.