Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Математика. 1 класс. И семестр
разработки уроков

ПРИЗНАКИ И СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ. МНОЖЕСТВА. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ. НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА 1-10 И ЧИСЛО 0

 

Урок 31. ЧИСЛО И ЦИФРА 9. ПОНЯТИЕ «ДЕВЯТЫЙ». ДОПОЛНЕНИЕ К 9. СРАВНЕНИЕ ЧИСЕЛ. НАПИСАНИЕ ЦИФРЫ 9. ЧТЕНИЯ РАВЕНСТВ И НЕРАВЕНСТВ

 

Цель: продолжить формирование у учащихся понятия «числа», учить писать цифру 9; ввести понятие «девятый»; учить сравнивать числа в пределах 9, дополнять до 9; совершенствовать вычислительные навыки; развивать мышление; воспитывать аккуратность.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

 

II. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Веселый счет

• Сидят рыбаки, стерегут поплавки.

Рыбак Андрей поймал трех окуней,

Рыбак Матвей четырех сомов,

А рыбак Василий двух ершей поймал.

Сколько рыбы мальчишки наловили с реки?

 

• Две уточки летят над нами,

Два других за облаками,

5 уточек за рекой сели.

Сколько всех уточек вы посчитали?

2. Счет предметов от 1 до 8; от 8 до 1

3. Математический диктант

- Запишите число, предыдущее числу 6.

- Запишите число, следующее до числа 5.

- Запишите число, которое стоит после числа 4.

- Запишите число, которое стоит перед числом 2.

- Запишите число, которое стоит между числами 4 и 6.

- Запишите «соседей» числа 7.

- Запишите ответы к примерам: 7 + 1;3 + 1;5 + 1.

4. Сравнение чисел

- Поставьте знаки«>», «», «=».

4 + 1 * 5

2 + 1 * 4

2 - 1 * 2

5 - 1 * 3

6 - 2 * 4

3 + 1 * 2

 

III. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ

1. Подготовительная работа

- Послушайте загадку. О какой цифре идет речь?

• Цифра девять, девятка -

Словно в цирке акробатка,

Сторчака как перевернуся,

Сразу шестеркой обернусь.

- Какое число мы будем сегодня изучать?

2. Работа по учебнику (с. 38)

Задача 1

- Сколько зверей встретил баран? Посчитаем их! (8)

- Сколько их стало вместе с бараном?

- Как же их столько стало? (До 8 добавили 1)

- Значит, чтобы получить число 9, надо к 8 прибавить 1. Число 9, как и все другие, имеет свой знак, обозначается цифрой 9, «девяткой». (Демонстрация цифры.)

- Какой баран по порядку? (Девятый)

Задание 2

1) Беседа по рисунку.

- Какие фигуры вы видите? Сколько треугольников? Сколько четырехугольников? Сколько пятиугольников? Сколько всего фигур? Сколько фигур нужно добавить, чтобы их стало 9?

2) Объяснение учителя.

9 = 9 - это равенство. Читают так: «Девять равняется девяти».

9 > 8 - это неравенство. Читают так: «Девять больше восьми».

8 9 - это неравенство. Читают так: «Восемь меньше девяти».

3) Работа по рисунку.

- Рассмотрите числовой поезд. Какая цифра села в вагон, следующий за 8? Назовите «соседей» числа 8. Какое число следующее за числом 7? Которое предшествует числу 8? А числу 9?

3. Работа с числовым рядом

- На каком месте стоит число 9?

- Какое число стоит перед 9?

- Какое число больше 8 или 9?

- На сколько больше?

4. Работа в парах

1 вариант. Выложите 9 квадратов.

2 вариант. Выложите 8 треугольников.

- Что надо сделать, чтобы предметов в группах стало поровну?

- Посоветуйтесь, выполните задания.

- Что значит поровну?

Физкультминутка

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА (см. Приложение к уроку)

V. ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

- Мы считали?

- Мы писали?

- Какую цифру и число изучали?

 

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ 31

 

1. Ознакомление с рукописной цифрой 9

1) Объяснение учителя.

- Цифра 9 состоит из малого овала и большого правого півовала. Начинают писать цифру немного ниже правый верхний угол клетки (примерно там, где и начало цифры 6), ведут линию вверх влево, закругляя ее к центру клетки, потом направо вверх к исходной точке. От начальной точки пишут большой правый полуовал, касаясь середины нижней стороны клетки.

2) Написание цифры в воздухе под счет «раз-и, два-и».

3) Написание цифры в тетради.

Шесть и девять - близнецы.

В разные стороны смотрят.

Девять снизу хвостик носит,

Шесть вверх закидывает.

2. Работа с наборным полотном

- Сколько бабочек на цветке слева? справа? Как получили число 9?

3. Игра «Найди лишний предмет».

Учитель демонстрирует учебные принадлежности и одну игрушку.

- Какой предмет лишний? Почему? Общее количество остальных предметов?

4. Игра «Волшебные окошки»

- Вставьте необходимые знаки и числа.

7 * * = 9

5 * * = 7

3 * * = 6

8 * * = 9