ПРИЗНАКИ И СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ. МНОЖЕСТВА. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ. НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА 1-10 И ЧИСЛО 0
Урок 31. ЧИСЛО И ЦИФРА 9. ПОНЯТИЕ «ДЕВЯТЫЙ». ДОПОЛНЕНИЕ К 9. СРАВНЕНИЕ ЧИСЕЛ. НАПИСАНИЕ ЦИФРЫ 9. ЧТЕНИЯ РАВЕНСТВ И НЕРАВЕНСТВ
Цель: продолжить формирование у учащихся понятия «числа», учить писать цифру 9; ввести понятие «девятый»; учить сравнивать числа в пределах 9, дополнять до 9; совершенствовать вычислительные навыки; развивать мышление; воспитывать аккуратность.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Веселый счет
• Сидят рыбаки, стерегут поплавки.
Рыбак Андрей поймал трех окуней,
Рыбак Матвей четырех сомов,
А рыбак Василий двух ершей поймал.
Сколько рыбы мальчишки наловили с реки?
• Две уточки летят над нами,
Два других за облаками,
5 уточек за рекой сели.
Сколько всех уточек вы посчитали?
2. Счет предметов от 1 до 8; от 8 до 1
3. Математический диктант
- Запишите число, предыдущее числу 6.
- Запишите число, следующее до числа 5.
- Запишите число, которое стоит после числа 4.
- Запишите число, которое стоит перед числом 2.
- Запишите число, которое стоит между числами 4 и 6.
- Запишите «соседей» числа 7.
- Запишите ответы к примерам: 7 + 1;3 + 1;5 + 1.
4. Сравнение чисел
- Поставьте знаки«>», «», «=».
4 + 1 * 5
2 + 1 * 4
2 - 1 * 2
5 - 1 * 3
6 - 2 * 4
3 + 1 * 2
III. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ
1. Подготовительная работа
- Послушайте загадку. О какой цифре идет речь?
• Цифра девять, девятка -
Словно в цирке акробатка,
Сторчака как перевернуся,
Сразу шестеркой обернусь.
- Какое число мы будем сегодня изучать?
2. Работа по учебнику (с. 38)
Задача 1
- Сколько зверей встретил баран? Посчитаем их! (8)
- Сколько их стало вместе с бараном?
- Как же их столько стало? (До 8 добавили 1)
- Значит, чтобы получить число 9, надо к 8 прибавить 1. Число 9, как и все другие, имеет свой знак, обозначается цифрой 9, «девяткой». (Демонстрация цифры.)
- Какой баран по порядку? (Девятый)
Задание 2
1) Беседа по рисунку.
- Какие фигуры вы видите? Сколько треугольников? Сколько четырехугольников? Сколько пятиугольников? Сколько всего фигур? Сколько фигур нужно добавить, чтобы их стало 9?
2) Объяснение учителя.
9 = 9 - это равенство. Читают так: «Девять равняется девяти».
9 > 8 - это неравенство. Читают так: «Девять больше восьми».
8 9 - это неравенство. Читают так: «Восемь меньше девяти».
3) Работа по рисунку.
- Рассмотрите числовой поезд. Какая цифра села в вагон, следующий за 8? Назовите «соседей» числа 8. Какое число следующее за числом 7? Которое предшествует числу 8? А числу 9?
3. Работа с числовым рядом
- На каком месте стоит число 9?
- Какое число стоит перед 9?
- Какое число больше 8 или 9?
- На сколько больше?
4. Работа в парах
1 вариант. Выложите 9 квадратов.
2 вариант. Выложите 8 треугольников.
- Что надо сделать, чтобы предметов в группах стало поровну?
- Посоветуйтесь, выполните задания.
- Что значит поровну?
Физкультминутка
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА (см. Приложение к уроку)
V. ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ
- Мы считали?
- Мы писали?
- Какую цифру и число изучали?
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ 31
1. Ознакомление с рукописной цифрой 9
1) Объяснение учителя.
- Цифра 9 состоит из малого овала и большого правого півовала. Начинают писать цифру немного ниже правый верхний угол клетки (примерно там, где и начало цифры 6), ведут линию вверх влево, закругляя ее к центру клетки, потом направо вверх к исходной точке. От начальной точки пишут большой правый полуовал, касаясь середины нижней стороны клетки.
2) Написание цифры в воздухе под счет «раз-и, два-и».
3) Написание цифры в тетради.
Шесть и девять - близнецы.
В разные стороны смотрят.
Девять снизу хвостик носит,
Шесть вверх закидывает.
2. Работа с наборным полотном
- Сколько бабочек на цветке слева? справа? Как получили число 9?
3. Игра «Найди лишний предмет».
Учитель демонстрирует учебные принадлежности и одну игрушку.
- Какой предмет лишний? Почему? Общее количество остальных предметов?
4. Игра «Волшебные окошки»
- Вставьте необходимые знаки и числа.
7 * * = 9
5 * * = 7
3 * * = 6
8 * * = 9