5 КЛАСС
Тема 4. Музыка и визуальные образы
Урок 31
Тема урока. Сольфеджування упражнения. Разучивание песни "Цветок и бабочка". Слушание музыки. Прелюдия до диез минор. С. Рахманинова
Цель урока: учить детей чисто интонировать мелодию упражнения; развивать музыкально-ритмический слух и вокально-хоровые навыки; воспитывать интерес к музыке.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: нотный текст песни, фортепиано, магнитофон, аудио-запись, портрет С. Рахманинова.
Ход урока
I. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
II. Распевки.
1. упражнение на длинных звуках для развития цепного дыхания.
2. упражнение на штрихи легато и стаккато.
III. Сольфеджування упражнения.

Характеристика упражнения.
Размер упражнения?
- Назовите длительности нот.
- Что означает точка около ноты?
- Сольмізація упражнения (настройка) и сольфеджування.
IV. Разучивание песни „Цветок и бабочка” стоит начать
1. Из художественного показа песни, чтобы дети поняли основное содержание текста песни.
Цветочек и бабочка
Весело, игриво


2. Розовый мой бабочке,
Летай себе, летай.
Ласковый мой, мой изменчивый,
На меня не жди.
Моя слеза скатилась
Капелькой росы,
Лишь сказка осталась
Мне на все времена.
Припев:
Кто теперь, кто теперь
Цветок твой?
Или трава, ромен,
Только не я.
Каждый день, каждый день
Здесь не кружляй.
Словно сон, все прошло,
Лето прощай! Дважды (весь припев)
- Песня автора не имеет, но ее написала маленькая девочка, фамилия которой не указано.
- Посмотрите на нотный текст песни. Чем она начинается?
- С затакту. Что такое затакты?
- Какие знаки альтерации здесь встречаются?
- Найдите шестнадцатые ноты. Как нужно их выполнить?
- Что такое реприза?
2. Разучиваю песню по фразам по нотным текстом, сначала сольфеджуючи. Обращаю внимание детей на чистоту интонирования, дикцию, правильное дыхание.
3. Повторение песни „Писанки”.
V. Слушание музыки.
- Сегодня мы послушаем еще одно произведение русского композитора Сергея Рахманинова „Прелюдия до диез минор”, в котором композитор изобразил мужество человека, его чувства, борьбу, протест и стремление к счастью. Сейчас вы послушаете произведение и скажете, чем он начинается.
- Что характерно для средней части произведения? (Дети слушают произведение и характеризуют).
(Начинается прелюдия аккордами, которые напоминают звучание больших колоколов).
- Где вы можете услышать голос колоколов?
(В церквях, соборах).
- Рассмотрите фотоілюстрацію Владимирского Собора в Киеве и представьте мелодию его колоколов. Хрустальное звучание разных по величине колоколов создает багатоголосу радостную музыку для души, очищает от всего плохого.
2. Повторное слушание.
VI. Итоговый урок.