5 КЛАСС
Тема 4. Музыка и визуальные образы
Урок 30
Тема урока. Шестнадцатые ноты, ритмичная упражнение. Работа над песней "Писанки". Слушание симфонической сюиты "Море" К. Дебюси
Цель урока: закрепить с учащимися длительности нот, в том числе шестнадцатые, на ритмичной вправе; развивать ритмический слух, музыкальную память, вокальные навыки; воспитывать интерес к симфонической музыке.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: фортепиано, магнитофон, аудио-запись, портрет К. Дебюси, репродукция картины К. Моне „Впечатление. Восход солнца”.
Ход урока
И. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
II. Распевки и актуализация опорных знаний.
- Дети, посмотрите на упражнение и вспомните, какие ноги по продолжительности кратчайшие? Есть ли они в упражнении?
(Так, в упражнении использованы четвертные, восьмые и шестнадцатые ноты).
Размер упражнения, что он означает?
(В каждом такте по две четвертные доли).
- Назовем в ритме все ноты, тактуючи.
- Почему 4 шестнадцатых идет на один взмах, а потому что
- А теперь настройка. (Распевки, пение мажорного звукоряда и тонического трезвучия).
- Просольфеджуємо это упражнение тактуючи. (Дети выполняют упражнение).
- А теперь выполним такое задание в тетрадях: перепишите упражнение с доски, поставив тактовые черточки.
III. Работа над песней.
Разучиваю песню на всех куплетах, слежу за чистотой интонирования, красивым, легким пением, придерживаясь определенного ритма. (Желающих опитую на оценку).
IV. Слушание музыки.
1. Беседа.
- Сегодня мы познакомимся еще с одной парой уникальных произведений художника и музыканта, которые передают свои впечатления от увиденного в своих произведениях. Рассмотрите репродукцию картины „Впечатление. Восход солнца” французского художника Клода Моне. На полотне изображение впечатления художника, которое он пережил, глядя на восход солнца.
На первый взгляд, рисунок как бы нарисован небрежно, хаотично, невнятные контуры, все в тумане. Но если хорошо всмотреться в полотно, то точнее можно понять изображенное.
- А теперь послушайте симфоническую сюиту „Море”, ее и часть, которая называется „На море от зари до зари” французского композитора Кпода Дебюсси. Слушая произведение, обратите внимание на такие моменты:
- Созвучен он с увиденной картиной?
- Чем воспользовался композитор, изображая море?
- Какими музыкальными средствами ?
- Помогает ли музыка переживать впечатления от картины? (Дети слушают и характеризуют произведение).
2. Характеристика прослушанного.
3. Повторное слушание.
V. Итог урока.