Раздел II
МАТЕРИКИ
Урок № 33
Тема. СВОЕОБРАЗИЕ КЛИМАТА В СВЯЗИ С ДВИЖЕНИЯМИ ВОЗДУШНЫХ МАСС. ЮЖНАЯ АМЕРИКА - САМЫЙ ВЛАЖНЫЙ МАТЕРИК МИРА. КЛИМАТИЧЕСКИЕ ПОЯСА И ОБЛАСТИ
Цель: исследовать своеобразие климата Южной Америки, выяснить влияние воздушных масс на формирование климата, совершенствовать практические умения и навыки учащихся работать с климатическими картами и кліматодіа - граммами; развивать логическое мышление, умение работать с тематическими картами, развивать умение анализировать, сравнивать, воспитывать уважение к мнению других учащихся, самостоятельность в принятии решений.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: физическая и климатическая карта Южной Америки, атласы, учебники, схемы климатических показателей, диаграммы осадков.
Опорные и базовые понятия: климат, кліматотворні факторы, воздушные массы, климатические пояса, циркуляция атмосферы, постоянные ветры, пассаты, течения, рельеф, особенности формирования климата; установление причинно - следственных связей в формировании климата и климатических поясов.
Географическая номенклатура: океаны: Атлантический, Тихий; течения: теплые - Бразильская, Ґвіанська, холодные - Перуанское, Западных Ветров.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Организационный момент
Проверка подготовки учащихся к уроку, организация внимания.
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Прием «Эстафета опрос»
Учащиеся зачитывают мини-сочинение «Путешествие в Америку». Остальные ученики слушают и готовят вопросы или дополнения к произведениям.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
Прием «Проблемный вопрос»
Учитель. Вам уже известно, что Африка - самый жаркий материк, Австралия - самый сухой, Антарктида - самый холодный. В чем заключается особенность климата Южной Америки? Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить кліматотворні факторы, а затем рассмотреть, как каждый из них действует на территории Южной Америки. В этой работе нам помогут климатические карты атласа и кліматодіаграми в учебнике.
IV. Изучение нового материала
1. Прием «Блицопрос»
• Что называется климатом?
• Что такое «погода»?
• Назовите основные кліматотворні факторы.
• Приведите пример влияния каждого из них на формирование климата определенной территории материков, что уже нами изучены.
2. Рассказ учителя о общую характеристику климата материка
3. Прием «Творческая лаборатория»
Задачи. Пользуясь климатическими картами атласа, а также знаниями из предыдущих тем, назовите общие особенности климата Южной Америки (сначала учащиеся пробуют сами назвать эти особенности, а потом идет комментируемое чтение соответствующего материала учебника).
4. Прием «Географическая лаборатория» (работа в группах)
Задачи. Охарактеризуйте важнейшие климатические особенности:
I группа - Роль пассатов в формировании климата Африки, Австралии, Южной Америки.
II группа - Почему и как течения влияют на климат Южной Америки?
III группа - Горы Анды и их влияние на формирование климата материка.
IV группа - Почему равнины имеют большое влияние на формирование климата на востоке материка?
V группа - Климатические пояса и области. Какие из них основные, переходные, чем они отличаются?
5. Работа с учебником. Характеристика климатических диаграмм в учебнике. Запись выводов в тетрадь.
V. Закрепление изученного материала
Прием «Географический практикум»
Задачи. Сравните климат в районе городов (по плану в справочнике ученика):
I вариант - Каракас и Монтевидео.
II вариант - Снта фе-де-Боґота и Асунсьон.
VI. Итог урока
Оценивание учащихся.
VII. Домашнее задание
• Проработать соответствующий текст учебника.
• Нанести на контурную карту границы климатических поясов и областей.
• Подготовить сообщение о речные системы Южной Америки.