Раздел II. РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ
Тема 2. Высшие споровые растения
УРОК 31
Тема. Мохообразные. Среда
существования. Приспособительные черты строения и процессов жизнедеятельности. Значение в
природе и жизни человека
Лабораторная работа № 12. Строение
мохообразных
Цель. Сформировать у учащихся знания о
мохообразных, среда их обитания, строение и процессы жизнедеятельности.
Основные понятия и термины:
бриология, маршанція, сфагн, кукушкин лен, слоевище, ризоїди, гаметофіт, спорофит,
спорогон.
Методы и методические приемы: словесные
(рассказ, беседа (подготовительная)); наглядные (демонстрация оборудования); практические
(выполнение лабораторной работы).
Оборудование: гербарные образцы или
иллюстрации мха кукушкин лен, маршанції, сфагнума; микроскопы, мікропрепарати.
Тип урока комбинированный.
Структура урока
Этапы урока
|
Время, мин.
|
1.
|
Организационный
момент.
|
1
|
2.
|
Проверка
выполнение домашнего задания.
|
10
|
3.
|
Сообщение
темы, цели и задач урока.
|
|
|
Мотивация
учебной деятельности.
|
3
|
4.
|
Восприятие
и первичное осмысление нового материала.
|
14
|
5.
|
Обобщение
и систематизация изученного (выполнение лабораторной работы).
|
10
|
6.
|
Итоги
урока, аргументация оценок.
|
5
|
7.
|
Домашнее
задачи.
|
2
|
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка выполнения учащимися
домашнего задания.
Фронтальная беседа:
1. Какие изменения климата и изменения в
внешний и внутренний строении позволили растениям приспособиться к жизни на
суши?
2. Дайте определение, что такое
растительные ткани. Какие ткани растений вы знаете?
3. Какие ткани первыми появляются в
наземных растений, в чем заключаются их функции?
4. Почему в первых наземных растений для
существование на суше появляются новые органы?
5. Какие растения называют высшими
споровими? Откуда происходит название высших споровых растений?
6. Раскройте содержание понятий:
гаметофіт, спорофит, антеридії, архегонії, яйцеклетка, сперматозоид, гамета,
спора, зигота, оплодотворение.
7. Что такое жизненный цикл? Опишите в
общем плане жизненный цикл высших споровых растений.
8. Раскройте роль воды в жизненном
цикле высших споровых растений.
3. Сообщение темы, цели и
задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Демонстрация гербарного образца
мха кукушкин лен. Підготовна беседа. Как вы думаете, что это такое ? Это - мох.
Вспомните, где вы его банили, в каких условиях он живет. (Учащиеся дают ответ,
рассказывают из собственных наблюдений.)
А знаете ли вы, что мохообразные очень
чувствительны к недостатку влаги? Поэтому существование в условиях суши у мохообразных
выработалось много различных приспособлений. Вот основные из них: способность впитывать
атмосферную влагу всей поверхностью тела; осуществлять фотосинтез при любых
условий (даже в темноте пещер и под снегом); высыхать до воздушно-сухого состояния,
оставаясь при этом живыми. Известно случаи, когда высушенные образцы мхов
оживали через пятнадцать лет, когда для них создавали влажную среду.
Как вы уже поняли, сегодняшней
темой нашего урока является: отдел Мохообразные (тема и план урока предварительно написаны
на доске).
План
1. Бриология - учение о мхи.
2. Общая характеристика мхов.
3. Лабораторная работа № 12.
4. Восприятие и первичное осмысление
нового материала.
Бриология - учение о мхи
Рассказ. Бриология - учение о
мхи, т.е. наука, занимающаяся изучением мхов (с греческого logos означает “учение”, а bryon - “мох”).
Мхи - небольшие растения,
возвышаются лишь на несколько сантиметров над землей или стелются по ее поверхности.
А выносливость у них удивительная. Мхи выдерживают высушивание в течение
нескольких лет, быстро оживая при
увлажнении. Вместе с тем они способны переносить и длительное затопление, и
значительные температурные колебания. Например, мхи находили в горячих источниках
Камчатки, где температура повышается до +40 °С ...+45 °С. Другие виды
случаются в антарктической пустыне, где морозы достигают -50 °С. Неприхотливые мхи
и до освещения: они хорошо чувствуют себя как при полном солнечном освещении в
песчаных пустынях, так и при свете в дебрях лесов и в пещерах, где в 150-200
раз темнее, чем на поверхности. Много мхов, используя рассеянный свет,
восстанавливают свою жизнедеятельность после зимнего состояния покоя еще под снежной
одеялом.
На глинистых почвах по берегам
ручьев, канав, на торфяниках можно найти маршанцію. (Демонстрация
иллюстрации или гербарного образца). Это растение имеет очень простое строение.
Дихотомически разветвленное слоевище, которая имеет вид пластинки, снизу много ризоїдів,
с помощью которых маршанція прикрепляется к грунту. На поверхности слоевища
вырастают выводковые корзинки на тонких ножках и вырасти-подставки. Корзины имеют
вид небольших чашечек с зубчатыми краями. Внутри такого корзины есть
маленькая выводковая почка, прикрепленная к дну корзины коротенькой прозрачной
ножкой. Она состоит из одной клетки. Эта ножка легко разрушается, и
выводковая почка выпадает из корзины. На влажной почве выводковые почки легко
прорастают. Так происходит вегетативное размножение маршанції.
Интересным представителем мхов,
имеет практическое значение, является сфагнум, или сфагн. (Демонстрация иллюстрации или
гербарного образца). Стебель у этих растений дряблое, до 10-20 см, с неограниченным
ростом вверху, а внизу постепенно отмирает (вследствие постоянного отмирания
стебли внизу образуется слой торфа), покрыто короткими веточками, которые в верхней
части стебля густо собраны в головку. Листья без жилки, сидячие. Размножается
сфагнум с помощью ростков и спорами. Кроме того, что из сфагнума образуется
торф, он имеет и лечебные свойства. Благодаря содержанию специальной химической
вещества растение действует как активный антисептик, ускоряет заживление ран. А еще
сфагн может накапливать и долго удерживать большое количество воды (в 30-40
раз превышает вес самого мха). При высыхании мертвые клетки становятся белыми
(поэтому этот мох иногда называют белым).
Общая характеристика мхов
Рассказ с последовательным заполнением
таблицы практикума.
Во время изучения высших споровых
растений мы будем заполнять таблицу.
Характеристика высших споровых растений
Отдел
Характерыcтика---------------
|
Мохообразные
|
Плауновидные
|
Хвощеподібні
|
Папоротникообразные
|
1.
Особенности строения надземной части
|
|
|
|
|
2.
Особенности строения подземной части
|
|
|
|
|
3.
Фотосинтезуючі органы
|
|
|
|
|
4.
Органы, в которых образуются споры
|
|
|
|
|
5.
Цикл воспроизведения
|
|
|
|
|
6
Основные представители
|
|
|
|
|
7.
Значение в природе и жизни человека
|
|
|
|
|
Сегодня мы будем заполнять только
колонку по мохообразных.
• Особенности строения надземной
части: представлена сланню, как в высокоразвитых водорослей, или имеет
листко-стебельную строение, подобную высших растений. Мохообразные - многолетние,
довольно мелкие растения, высота которых обычно составляет 10-20 см.
• Особенности строения подземной
части: к субстрату мохообразные прикрепляются ризоїдами, нет настоящих
корней.
• Фотосинтезуючі органы в
мохообразных - слоевище, или листья. Фотосинтез может осуществляться даже под
снегом или в очень темных пещерах.
• Органы, в которых образуются споры:
коробочка, размещенная на ножке и стопе (спорогон).
• Жизненный цикл: преобладает
гаметофіт, после слияния гамет образуется спорогон (коробочка). Спорогон в
мохообразных недолговечен и существует в основном один вегетационный период. Споры
дают начало новому гаметофіту.
• Основные представители: маршанція,
политрих обыкновенный, сфагновые мхи или белые мхи, кукушкин лен.
• Значение в природе и жизни
человека: регуляторы режима увлажнения на болотах, лугах, в лесах и
высокогорьях; образуют залежи торфа; ранее использовались как
перевязочный материал. Отрицательное значение: затрудняют насыщение почвы
воздухом; является причиной пожаров. В Красную книгу Украины (1996) занесено 28 видов
мохообразных.
Итак, мохообразные - это многолетние,
довольно мелкие растения, которые имеют слоено-стебельную строение надземной части, а
прикрепляются с помощью ризоїдів. В жизненном цикле мохообразных преобладает
гаметофіт, а после слияния гамет образуется спорогон (коробочка). Споры дают
начало новому гаметофіту. Представители: маршанція, политрих обыкновенный, кукушкин
лен, сфагновые мхи.
5. Обобщение и систематизация
изученного.
Лабораторная работа № 12
Тема. Строение мохообразных.
Цель. Ознакомиться со строением мха
на примере кукушкиного льна;
выявить признаки приспособленности к
жизнь на суше. Оборудование и материалы: гербарные образцы кукушкиного льна,
микроскоп, мікропрепарат „Спорогон кукушкиного льна”, учебник.
Ход работы
1. Внимательно рассмотрите гербарный
образец кукушкиного льна. Найдите у него ризоїди, стебель и листья. Схематично
зарисуйте строение кукушкиного льна. Обозначьте на рисунке гаметофіт и спорофит,
ризоїди, стебель, листья.
2. На верхушке стебля мха найдите
спорогон, состоящий из длинной, тонкой ножки и коробочки. На предыдущем
рисунке обозначьте спорогон, его ножку и коробочку.
3. С помощью микроскопа на мікропрепараті
„Спорогон кукушкиного льна” рассмотрите продольный разрез спорангія. Внутри
найдите споры. Увиденное нарисуйте.
Сделайте выводы по результатам
выполненной работы.
В заключении ответьте на
вопрос: Какое строение имеют мохообразные? Какие признаки во внешнем строении свидетельствуют
о том, что эти растения приспособлены к жизни на суше?
6. Итоги урока, аргументация
оценок.
7. Домашнее задание. Изучить
соответствующий материал по учебнику.
Дать ответы на поставленные в конце
текста вопроса.