Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Биология конспекты всех уроков 8 класс

МОЛЛЮСКИ

 

УРОК № 30

 

Тема. Класс Головоногие моллюски. Роль моллюсков в экосистемах, их значение для человека.

Цель: рассказать о роли моллюсков в природе и жизни человека, ознакомить школьников с класс Головоногие моллюски.

Оборудование и материалы: учебник [1], тетрадь [3], фотографии, рисунки, плакаты, схемы, позволяют иллюстрировать роль моллюсков в экосистемах и их значение для человека, а также показать разнообразие головоногих моллюсков.

Базовые понятия и термины: моллюски, головоногие моллюски, роль моллюсков.

Тип урока: комбинированный.

 

Ход урока:

И. Организационный этап:

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Обсуждение проблемной ситуации или вопроса

Которые моллюски самые умные?

III. Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

1. Класс Головоногие моллюски

Этот класс включает хищников, которые активно передвигаются задним концом вперед за реактивным принципом. Раковина у головоногих молюсков сильно редуцирована и скрыта под кожей на спинной стороне тела. Тело двобічносиметричне, состоит из двух отделов - головы и туловища, а нога превратилась в два органы - щупальца (руки в числе восьми, десяти или, редко, больше) и воронку, что сполучає'мантійну полость с внешней средой. На голове крупные сложно построенные глаза. Дышат с помощью жабр (одна или две пары, расположенные в мантийной полости). Центральная нервная система в виде сложно устроенного головного мозга, окруженного хрящевой черепноюкапсулою. Кровеносная система почти замкнутая, есть дополнительные жаберные сердца, усиливают кровообращение. Головоногие моллюски раздельнополые, развитие у них прямой.

Головоногие имеют ряд уникальных особенностей: большую активность, способ и быстрота движения, чрезвычайно высоко развитую нервную систему, зачатки «интеллекта», набор средств защиты и нападения. К головоногих моллюсков относятся: осьминоги, кальмары, каракатицы.

2. Роль моллюсков в экосистемах

Учитель выслушивает ответы школьников и продолжает рассказ о роли моллюсков в природных экосистемах и жизни человека.

Моллюсками питается много рыб, некоторые из них даже заслужили название «молюскоїдів», например каспийская вобла. Районы, где наряду с другими донными беспозвоночными наблюдается массовое развитие мелких ракушек, служат местами откорма различных придонных промысловых рыб. Немалую роль двустворчатые моллюски играют в питании камчатских крабов.

В природных водоемах значительной является роль двустворчатых моллюсков как биологических фильтров, которые способствуют очистке воды. Они являются излюбленной пищей придонных рыб.

Брюхоногие моллюски проникли во многие биотопов морей, океанов, пресных водоемов и суши. В океанах практически нет биотопов, лишенных брюхоногих, их можно встретить от поверхности до максимальных глубин океана.

В прибрежных водах также все биотопы населены черевоногими - рифы, каменистые, галечные и песчаные пляжи, заливаемые приливами. В пресных водах почти нет ограничений для расселения брюхоногих: они встречаются даже в водоемах, что надолго пересыхают, уходя глубоко в почву на время сухого периода.

Повсеместно в наземных биотопах распространены легочные брюхоногие. Они встречаются в лесной и луговой подстилке, на стеблях трав, на стволах деревьев, валунах с лишайниками, среди каменистых россыпей, на поверхности скал.

Брюхоногие служат промежуточными хозяевами многих плоских паразитических червей - трематод (сосальщиков). Как это ни странно, нередко развитие трематод (сосальщиков) в внутрішніХіорганах брюхоногих (печени, мышцах ноги, половой железе) приводит к гигантизму последних. При поселении паразитов в полости тела, кроме интенсификации роста мантии и всех процессов, связанных с формированием ракушки, наблюдается и кастрация моллюска.

Много моллюсков поедается рыбами, которые не против полакомиться моллюсками. Наземных брюхоногих поедают дрозды и некоторые другие птицы, из млекопитающих - ежи и кроты, а также рептилии. Нередко на брюхоногих нападают хищные жуки. Пустые ракушки наземных моллюсков мухи и осы используют для откладки яиц.

Губки, мшанки, морские желуди, гідроїдні полипы и другие животные часто используют раковины морских брюхоногих как субстрат, на который оседают их личинки.

3. Роль моллюсков в жизни человека

С древнейших времен многие двустворчатых моллюсков использовались человеком в гастрономических целях. их ракушки постоянно встречаются в «кухонных кучах» доисторических людей, живших на берегах водоемов. В раскопках стоянок палеолитического человека в Крыму находят множество раковин мидий, устриц, гребешков и других ракушек, которыми промышляют и в наше время. Мясо этих животных не только вкусное и легко усваивается, оно имеет высокую калорийность и содержит витамины А, В, С, Б, а также такие редкие в обычной пище человека микроэлементы, как йод, железо, цинк, медь.

Мясо и створки ракушек используют для изготовления кормовой муки, что добавляется в пищу домашней птицы, и удобрений.

Сейчас природные запасы наиболее ценных промысловых моллюсков во многих местах истощены или существенно подорваны, поэтому во многих странах их стали переселять в новые районы, акліматизовувати, а также разводить искусственно. Сегодня значительно больше половины двустворчатых моллюсков, добываемых, получают в результате искусственного разведения.

Двустворчатых моллюсков добывают не только ради м'яса. их раковины используют как сырье для изделий из перламутра (беззубки, пресноводные и морские перлинниці), на них промышляют ради жемчуга.

Среди двустворчатых есть немало видов, которые наносят вред хозяйственной деятельности человека. Так, корабельный червь точит длинные ходы в дереве, через что выходят из строя портовые сооружения, днища кораблей. Моллюск дрейссена прикрепляется к различным гидротехнических сооружений (водозаборных труб, защитных решеток), что затрудняет проход воды и требует постоянной чистки от обрастаний.

Головоногих моллюсков также издавна употребляли в пищу. В частности Аристотель, Плутарх и Плиний сообщают, что в Древней Греции и Древнем Риме искусно приготовленный осьминог был обычной пищей. Головоногих моллюсков использовали также в медицине и парфюмерии. Из красивых ракушек наутилусів делали украшения, из чернильной жидкости сепій изготавливали краску и чернила.

До сих пор в странах Средиземноморья и Юго-Восточной Азии головоногие моллюски пользуются большой популярностью. их заготавливают в мороженом, .свіжому, сушеном и консервированном виде. По основным показателям питательности - калорийностью и белковым составом - кальмары и другие головоногие превосходят других употребляемых в пищу моллюсков и даже некоторых рыб и лишь незначительно уступают говяжьему мясу и телятине.

ИV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Работа с учебником

Школьники работают с рисунками на с. 125, 126, знакомятся с внешней и внутренним строением головоногих моллюсков. Затем они читают текст на с. 125-126 и отвечают на вопросы 1-С на с. 127.

Работа с тетрадью

Выполнить задания в тетради [3, с. 42-43].

V.Самостійна работа учащихся

Ученики знакомятся с рубрикой «Запомните самое важное» на с. 127, при необходимости записывают выводы в тетрадь. Затем они выполняют задания рубрики «Готовимся к тематическому оцениванию».

В тетради [3, с. 44-45] ученики выполняют задания.

VIИтоги урока

Школьники самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание на те новые знания, которых они приобрели в процессе этого урока.

VII.Домашнє задачи

В учебнике [1] прочитать § 30, ответить на вопросы 4-6 после параграфа на с. 127, ознакомиться с рубрикой «Украина. Охрана природы» на с. 128, прочитать выводы на с. 130. Пользуясь тетрадно [2], подготовиться к лабораторной работы № 10 «Внешнее и внутреннее строение ланцетника».

В тетради [3, с. 42-43] выполнить задание.