Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии для 9 классов

РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК

 

Тема 4. КРОВООБРАЩЕНИЕ И ЛИМФООБРАЩЕНИЕ

 

УРОК 31. Нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых болезней. Оказание первой помощи при кровотечениях

 

Образовательная цель: изучить разнообразие сердечно-сосудистых болезней, их причины и профилактику, формировать практические умения и навыки, ознакомить учащихся с достижениями медицинской науки в области хирургии сердца.

Основные понятия и термины: болезни; варикозное расширение вен, тромбофлебит.

Оборудование: аппарат Рива-Рочі, секундомер.

Структура урока, основное содержание, методы работы

И. Актуализация опорных знаний.

Сказочный лабиринт

Чтобы выбраться из лабиринта, нужно правильно ответить на вопрос.

1. Что такое лимфа?

2. Какие форменные элементы лимфы вы знаете?

3. Куда движется лимфа?

4. Что такое лимфатические узлы, их значение?

5. Какие функции лимфатической системы?

6. Куда впадают лимфатические протоки?

II. Мотивация учебной деятельности.

Бурное развитие научно-технического прогресса, уменьшение физической нагрузки и увеличение нервно-эмоционального напряжения, ухудшение экологических условий приводит к сложных заболеваний.

Наиболее распространенные из них - сердечно-сосудистые. Ежегодно от этих заболеваний умирают миллионы людей, в частности в возрасте до 40 лет.

Какие болезни преследуют сердечно-сосудистую систему? Почему? Какие причины?

III. Изучение нового материала.

1. Заболевания сердечно-сосудистой системы, их разнообразие, причины. (Самостоятельная работа учащихся с учебником, работа в парах).

Задание: прочитайте статью учебника, допишите схему “Сердечно-сосудистые болезни”, назовите их признаки, причины.

I ряд - болезнь сердца;

II - болезнь артерий;

III - болезни вен.

 

 

2. История кардиохирургии и ее современные достижения. (Сообщения учащихся.)

3. Вредное влияние курения, алкоголя, наркотиков, эмоциональных стрессов, ожирения, гиподинамии на сердечно-сосудистую систему. (Рассказ учителя с элементами беседы, объяснение схем).

 

4. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. (Ученики выполняют задание: сформулировать основные “заповеди долгожителя”.)

5. Кровотечения. Виды кровотечений. Предоставление первой помощи при кровотечениях. (Самостоятельная работа учащихся.)

IV. Закрепление изученного материала.

Игра “Врачи-диагностики

Учитель зачитывает признаки заболевания, а ученики (“врачи-диагностики”) устанавливают диагноз.

1. У больного уплотненные стенки артерий сузился их просвет, часто образуются тромбы. У больного гипертоническая болезнь, страдает от ожирения. (Атеросклероз.)

2. У больного наблюдается острое нарушение мозгового кровообращения, расстройства его функции. Одним из последствий этой болезни является разрыв кровеносных сосудов, что сопровождается кровоизлияниями в мозг. (Инсульт.)

V. Домашнее задание.

Изучить соответствующую тему с учебника.