Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Методика обучения украинского языка

Изучение программного материала укрупненными частями

Изучение языкового материала укрупненными частями обеспечивает нужное качество знаний, их системность. У учащихся формируются умения обобщать, систематизировать, исследовать. Изучение языка путем укрупнения единиц усвоение требует обобщения и повторения пройденного в течение всего периода обучение должно проводиться на высшем уровне синтеза и систематизации, с использованием заданий и упражнений, требующих умения применять приобретенные знания в различных ситуациях, особенно в нестандартных. При этом компактнее строится система занятий, направленных на укрепление и дальнейшее совершенствование коммуникативных умений павичок учеников. Благодаря "сжатию" программного материала появляется реальнее возможность планировать систему разнотипных уроков в пределах конкретного раздела курса с учетом тесной связи в организации занятий по развитию связной речи учащихся.

Высвобождение учебного времени позволяет также разнообразить занятия и повысить качество обучения. Значительные изменения претерпевает содержание, внешняя и внутренняя организация, технология уроков. В результате систематического использования обобщающих таблиц и схем достигается экономия учебного времени, создаются условия для активизации познавательной деятельности.

Одним из приемов, что помогает привлекать учащихся к активной деятельности на уроке, работа с обобщающим таблицами и схемами, которая заключается в кратком изложении изображении основных положений нового учебного материала, четком определении основных его идей.

Использовать обобщающие таблицы и схемы на уроках украинского языка можно с пятого класса. При изучении, например, темы "Правила употребления апострофа. Правильное произношение и написание слов с апострофом" учитель объясняет правила, а затем учащиеся рассматривают узагальнювальну таблицу, в первой графе которой выделено правила употребления апострофа, во второй - объясняется, когда апостроф не ставится. Подаем образец изучения теоретического материала по теме "Апостроф".

 

 

Украинский язык имеет специфический знак - апостроф ('). Он используется для передачи твердой, четкости произношения согласных, что не сливаются со следующими звуками: память, пятница, семья, бьет, вьюн.

Далее учитель объясняет, что в иноязычных словах апостроф ставится в таких же позициях, как и в украинских словах. Разница в том, что апостроф ставится перед я, ю, есть, и не только после букв, обозначающих губных и г, а и после букв, обозначающих шипящие и заднеязычные, если они произносятся твердо и после них слышится звук й: премьера, объект, барьер, Хьюстон, инъекция, конъюнктура, пьедестал.

Апостроф не ставится в иноязычных словах, если я, ю, є, ї передают мягкость предыдущего согласного (не слышится звук [и]) и соответственно произношение является не разрешением, а плавной: бюро, торе, маникюр, рюкзак, гравюра, кювет, нюанс, Мюнхен, бюрократ, бюллетень, бюджет, бюст, мюзикл.

Такой подход способствует развитию аналитического и синтетического мышления учащихся: тетрадь с обобщающим схемам давать им целостную картину отдельных разрозненных правил, поможет держать в памяти логические связи определенного определения, быв узагальнювальні схемы и таблицы имеют в основном характер алгоритма и служат для практического использование.

Одной из преимуществ обобщающей схемы является ее динамичность. В завершенном виде она является таблицей, но отличие в том, что материал в ней подается постепенно, в степень усвоения его учащимися. Это дает им возможность не забегать вперед, не угадывать результаты, а присутствовать при "рождении" грамматического правила самим творить его.

Практикой доказано, что описательный изложение теоретического материала, который подается в учебнике, лишает возможности широко варьировать его на разных этапах усвоение. За узагальнювальною же схеме можно повторить материал на уроке примерно шесть раз, а именно во время: 1) создание обобщающей схемы, 2) изображение ее на доске, 3) перенос в тетрадки, 4) выполнение упражнений с использованием схемы, 5) сопоставление схемы с материалом учебника, 6) формулировка выводов.

Чтобы процесс изучения украинского языка был осознанным и интересным, активизировал познавательную деятельность учащихся, схемы, Таблицы, унаочнені конспекты должны охватывать, во-первых, теоретический материал по языку к одной теме, к нескольким, до всего раздела; во-вторых, теоретический материал должен закрепляться значительным количеством тренировочных упражнений, проблемных вопросов и задач для самопроверки. К тому же, все это может закладываться в программу компьютера.

Общеобразовательные школы, гимназии, лицеи еще не имеют достаточного количества печатных наглядных пособий, поэтому приходится изготавливать и пользоваться самодельными.

Задача изготавливать таблицы, схемы, модели, пособия полезно давать ученикам, они сами чувствуют, что изготовление наглядных пособий является одной из потребностей, а ом работают старательно, с удовольствием. Так, можно изготовить к каждой теме модели, схемы, карточки самоконтроля, контрольные задания, таблицы к настенного толкового словаря, таблицы - "Пиши правильно!", "Говори правильно!", "Следи за ударением", "Язык наших жителей", "Проверь себя", "Диктант "тишина"". "Языковая эстафета", "Биография слова", "Словарь трудностей украинского языка" и др.

Так называемые "зрительные опоры" является хорошим подспорьем в процессе обучения родному языка, сколько они, во-первых, открывают учителю-словеснику широкие возможности для блочного структурирования языкового материала, во-вторых, развивают у учеников умение изучать материал на основе выделения в теме опорных понятий, вокруг которых группируются второстепенные, запоминать и воспроизводить опорные сигналы, а также давать соответствующие комментарии.

Практика убеждает, что экономия времени в процессе изучения языка укрупненными, логически завершенными частями с использованием обобщающих схем, таблиц

дает возможность словеснику усилить практическое усвоение курса. Кроме обобщающих схем, таблиц, к каждой теме целесообразно готовить унаочнені конспекты, в которых кратко или с помощью общепринятых графических обозначений подаются понятие, факты, явления и т.д. Учителю предстоит вести учет изготовленной наглядности и распределять ее между учениками, учитывая учебные требования программы по украинской языка, потребности учащихся. Например, во время изучения логически завершенной части учебного материала по теме "Основные чередования согласных при словозміні и словотворенні" учащимся предлагаются ключи-опоры или достопримечательности, что легли в основу обобщающих схем, таблиц, унаочнених конспектов.

Поскольку чередование согласных г, к, х в русском языке происходит при словозміні и словотворенні, а также в прикметникових суфіксах-ск(ий) и-ин (а), считаем целесообразным изучать эту тему, опираясь на спиралевидный принцип.

В отличие от линейного принципа, спиралевидный принцип обучения имеет ряд преимуществ: во-первых, позволяет учителю четко определить последовательность объяснения теоретического материала, который ученики должны воспринять как целостную теоретическую систему; во-вторых, позволяет организовать повторение ранее изученного материала и связать его с тем, что будет изучаться позже, в-третьих, помогает учителю определять качество усвоения ранее изученного материала и выявлять целесообразность неоднократного повторения теоретических сведений, в-четвертых, способствует контролю и корректировке поэтапного усвоения учебной темы.

Изучение теоретического материала по спирали проходит разные этапы: от синтеза к анализу, а от него снова к синтезу и способствует осмыслению, обобщению, кроме того, самостоятельно комбинируется, повторяется и закрепляется тренировочными упражнениями. Покажем процесс изучения теоретического материала по спиралевидным принципу на схеме.

 

 

 

Дальше подаем образец целостного изучения темы "Чередование согласных г, к, х в украинском языке" по указанным на схеме этапами.

Дежурство согласных

[Г] - [3'] - [Ж] [К] - [Ц'] - [Ч] [X] - [С] - [Ш]

Для воспроизведение согласных, которые чередуются, ученики запоминают ключ-сопротивления:

ноГа - ноге - ножка, руКа - руке - руЧка ухо - (в) ухе - ушко

Дальше прорабатывается модель унаочненого конспекта для практического закрепления учебной темы.

Ключ-опора используется также во время изучения тем: "Изменения согласных cперед прикметниковим суффиксом-ск(ий) и іменниковим-ств(о)", "Чередование согласных перед суффиксом-ин(а) ".

Перед усвоением темы "Изменения согласных перед суффиксами-ск(ий), -ств(о)" вчни рассматривают две схемы:

Схема 1 Схема 2

Г-> С-> Же г->С -> же

К -> Ц-> Ч к->Ц ->ч + ск(ий), (ств(о)

X-> С-> Ш х->С -> ш

Приходят к выводу, что перед суффиксами-ск(ий), -ств(о) некоторые согласные при словотворенні меняются, меняя и сами суффиксы. Например: горняк - горняцкий, молодец - молодецкий, ткач - ткацкий - ткачество; Прага - пражский, Запорожье - запорожский, птица - птицы, товарищ - товарищеский пр. Во время сопоставления : двух схем ученики обнаруживают, что изменения согласных перед суффиксами-ск(ий), -ств (о) испытывают только буквы первого и третьего столбца схемы 2 по принципу "до центра" -> 3->и т. д.) на отличие от схемы 1, которая показывает изменения согласных по принципу последовательности (г -> с->и т. д.)

После объяснения рассматривают схему-опору "Изменения согласных перед суффиксами-ск(ий), -ств(о)" и выполняют задания.

г->3 ->же

к -> Ц - ч + ск(ий), (ств(о) х -> С 4- ш

Кривой Рог->криворожский пражский->Прага

Кременчуг -> кременчугский дрогобычский->Дрогобыч

птица -> птица общество->товарищ

Следующая схема-опора помогает учащимся понять, что другие согласные перед суффиксами-ск(ий), -ств(о) на письме сохраняются:

Схема 2а

Г-Же люд человеческий

К-Ц-Ч студент НЕ ПРЕТЕРПЯТ ИЗМЕНЕНИЙ студенческий

Х-С-Ш завод заводской

Во время объяснения темы "Изменения согласных г, к, х перед суффиксом -гин" ученики рассматривают три схемы известного им ключа.

Схема 1 Схема 2 Схема С

Г ->3 -> Же г->С-> же Г->с->Же

К ->Ц ->Ч к->Ц->ч К->ц-> Ч

X -> С -> Ш х -> С ->ш X->с-> Ш

Схемы помогают сделать вывод, что при творении слова или его спряжении вместо одного звука появляется другой, то есть происходит чередование звуков (схема 1 - по принципу последовательности). Изменения согласных перед суффиксами -ск(ий), -ств(о) испытывают первые и третьи буквы (схема 2 - по принципу "к центру"). Согласные звуки г, к, х перед суффиксом-ын испытывают изменений (схема 3 - вторые буквы схемы опускаются). Схема С

Г->с->Же ОпьГа - Ольгин

К->ц->Ч ЛуКа - ЛуЧин

X->с->Ш сваХа - сваШин

Запомните! Исключение: Мелашка-Мелащин

Практика убеждает, что в условиях отсутствия позарез нужного наглядности, предлагаемые схемы удобны в пользовании, поскольку они компактны, вместительны, доступны для восприятия, позволяют показать наблюдаемые явления в динамике и способствуют успешному запоминанию и воспроизведению опорных сигналов, а также могут легко вводиться в программу компьютера.

Подаем отдельные образцы унаочнених конспектов, схем-опор, обобщающих таблиц, унаочнених вопросников, содержащих задания для самопроверки:

Образец унаочненого задачи

Вопрос: Какие есть чередование согласных звуков в существительных i И II склонений при словозміні? Задание: Подготовьте ответ с использованием обобщающих таблиц. Ответ. При склонении у существительных И отмены перед окончанием -и - в дательном и местном падежах согласные г, к, х переходят соответственно в (читайте "словесный ключ") с, ц, с; в существительных II отмены перед окончанием-и согласные г, к, х переходят в з, ц, с только в местном падеже. Например:

нога - ноге - ножка; рука - руке - ручка; ухо - ухо - ушко

В существительных И отмены согласные г, к, х переходят в з, ц, с в дательном и местном падежах:

Итак, для существительных И отмены чередование г, к, х/с, ц,с является закономерностью, поскольку все существительные И отмены, основа которых заканчивается на согласный, в дательном и местном падежах имеют окончание-и.

Существительные II склонения в предложном падеже единственного числа имеют окончание-ови, ~эви / -во, -у/-ю, -е/-й. Окончание-и имеют некоторые существительные среднего рода и мужского рода (преимущественно безсуфіксні), что означают неістоти; берег - на берегу, порог - на пороге, этаж - на этаже, Петербург - в Петербурге, поэтому не во всех словах существительных

II склонения в предложном падеже происходит чередование г, к, х / с, ц, с. Например; Днепропетровск - в Днепропетровске, Нью-Йорк - в Нью-Йорке.

Работая за схемами-опорами, таблицами, унаочненими конспектами, учитель имеет возможность при случае повторять близки к темы вопроса. Например, за схемой-опорой "Строение слова и словообразование" повторить правописание префиксов, суффиксов, сложных слов и т.д.

Кроме того, резерв времени, который высвобождается, учитель может эффективно использовать для усвоения учащимися дополнительного количества языковых единиц, для тренировочных упражнений.

Так, в процессе изучения школьного курса языка в 5 классе учитель может запрограммировать на весь год работы усвоение учащимися дополнительного количества слов (условно 500) с контрольными орфограммами, из них: 100 лексических единиц, 100 крылатых выражений, 100 слов из толкового словаря.

В 6 классе продолжить усвоение новых единиц, соответственно:

500 слов с контрольными орфограммами, 100 лексических единиц, 100 крылатых изречений, пословиц, поговорок, 100 слов из толкового словаря.

В 7-9 классах по 300 слов с контрольными орфограммами, по 100 лексических единиц, по 100 крылатых выражений и пословиц, по 50 толкований слов.

В 10-11 классах по 200 слов с контрольными орфограммами, по 50 лексических единиц, по 50 крылатых выражений и пословиц, по 50 толкований слов.

Таким образом, за период обучения в 5-11 классах учащиеся усвоят до 5000 языковых единиц. Дополнительное количество слов целесообразно вводить в программы компьютера.

Учитель может спланировать образцы для изучения дополнительного количества слов (крылатые высказывания, пословицы, поговорки, толкование слов с помощью словарей и справочной литературы.

При систематическом использовании обобщающих схем, таблиц, моделей учащиеся смогут развивать аналитическое и синтетическое мышление: тетрадь с обобщающим схемам давать им целостную картину отдельных разрозненных правил, будет помогать держать в памяти логические связи определенного определения, потому что в основном обобщающие схемы имеют характер алгоритма и служат для практического использования.

Эффективным приемом управления операционно-мисленнєвою деятельностью учащихся является обучение с помощью алгоритмов, характеризуется постановкой системы вопросов и алгоритмических задач. Алгоритм дается в основном в письменной форме. Он имеет свойство детерминированности, т.е. однозначно определяет действия человека, так что задачи по данному алгоритму будет выполняться теми же самыми способами. Очень важно соблюдать последовательность действий и операций, определенных алгоритмом, что приведет к безошибочного результата.

Алгоритм - это четкая, умственная, с методической целесообразностью продуманная система логических операций, последовательное выполнение которых неизбежно приводит к правильному решению задач. Алгоритмы наиболее полно, наиболее эффективно реализуют методические принципы работы с грамматическими правилами, способствуют слиянию в одно целое двух процессов - усвоения и применение правила на письме. Алгоритмы не заменяют правил учебника, а приводят их в четкую систему и сближают теоретические и практические моменты. Алгоритмы бывают простые и сложные, а значит - легче и тяжелее. Чем старше класс, тем больше они усложняются, подается больше вопросов.

Для решения грамматических задач используются различные виды алгоритмов. Среди них самыми удобными и доступными являются алгоритмы распознавания, которые употребляются для определение специфики части речи, категорий рода, падежа, вида, времени и алгоритмы решения, с помощью которых дети учатся правильно употреблять в устном и писемному речи грамматические формы.

В процессе обучения языку следует применять алгоритмы обоих видов. Однако следует заметить, что есть материал, который можно усвоить с помощью алгоритма, поскольку не всегда можно выделить систему действий и операций, что обеспечит овладение соответствующими знаниями (например, исключения из правил, отдельные случаи правописания имен собственных и т.п.). На эти правила целесообразно изготавливать обобщающие схемы и таблицы.

Поскольку процесс алгоритмизации заключается в отделении элементарных действий и порядка их выполнения для достижения поставленной цели, а алгоритм как элемент программированного обучения - это четко организованная последовательность однозначных операций, ведут до достижения полного результата, нами разработана система алгоритмов двух видов для самостоятельной работы учащихся. Подаем отдельные образцы алгоритмов.

а) алгоритм распознавания (Работа в классе)

1. Учреждения связь с другими словами (в словосочетании).

2. Проверь, указывает слово на признак предмета? - Так.

3. Проверь, можно поставить вопрос какой? или чей? - Так.

4. Выясни, изменяется слово по падежам? - Так.

5. Определи, изменяется слово по числам? - Так.

6. Определи, изменяется слово по родам? - Так.

7. Определи, или употребляется оно без другого самостоятельного слова? - Нет. Сделай вывод: это - прилагательное.

Например: широкая степь. 1. Слово широкий согласуется со словом степь. 2. Слово указывает на признак предмета. 3. Отвечает на вопрос какой? 4. Изменяется по падежам (широкий степь - Н. в., широкого степи - Г. в., широком степи - Д. в. и т.д.). 5. Слово широкий употреблено в единственном числе. 6. Слово широкий мужского рода. 7. Без другого самостоятельного слова не употребляется. Вывод: это - прилагательное.

II (Работа на дому)

1. Или указывает зависящее слово в словосочетании печеный картофель на признак, обусловленную действием? - Нет.

2. Можно ли заменить в словосочетании печеный картофель зависимое слово глаголом7 - Нет.

3. Имеет ли слово печеный отмечен суффикс-ен-? - Так.

4. Или указывает отмечен суффикс-ен - в слове печеный на невозможность признаки или действия? - Нет. Вывод: В словосочетании печеный картофель зависимое слово выступает прилагательным.

б) алгоритм решения I (Работа в классе)

Чтобы определить, какая связь в словосочетании "страница книги", надо:

1. Выяснить характер действия:

а) изменение главного слова вызывает изменение зависимого?

б) есть зависимое слово відмінюваною частью языка?

в) есть главное слово существительным, местоимением или невідмінюваною частью языка?

Главное слово выражено существительным (страницы)

2.Задайте вопрос:

а) или главное слово требует от зависимого определенной відмінкової формы?

3. Сделайте вывод: связь между словами, при котором главное слово требует от зависимого определенной відмінкової формы, а при изменении главного слова зависимое остается в одной и той же форме (страница книги, страницу книги, страницы книги), называется управлением.

II (Работа на дому)

Алгоритм решение: н или нн в прикметниках?

1. От какой части речи образовано прилагательное?

2. Если от существительного, то посмотри, на какую букву оканчивается основа слова.

С Если основа заканчивается на н, то сделай вывод, что пишут две буквы н

4. Если основа заканчивается на другую букву, то посмотри, имеет ли прилагательное суффикс и какой именно?

5. Если суффикс-ан-/-ян-, то пиши одну букву н.

6. Если от прилагательного, то посмотри, ударные суффиксы-анн-, -анн-/-янн-

7. Если прилагательное означает увеличенную признак, то пиши две буквы н

8. Если прилагательное не означает увеличенной признаки, то пиши одну букву н

Кроме алгоритмов и укрупнение частей, что является основным способом структурирования учебного материала (условно его можно назвать горизонтальным), целесообразно применять как вспомогательные: а) группировка по контрасту, когда одновременно изучаются противоположные понятия и явления (например, звук и буква, омонимы и многозначные слова, префикс и суффикс, написание слов вместе и отдельно), и б) сквозное, или вертикальное объединение (орфограми в корне, приставке, суффиксе, окончании; не и ни с различными частями речи и др.).

При укрупнении материала, кроме логической стройности и смысловой законченности, следует учитывать доступность предлагаемого объема знаний для учеников, возможность удержания его в памяти, а также уровень осмысления и усвоения.

Как показывает опыт, изучение языкового материала укрупненными частями обеспечивает нужное качество знаний, их системность. Благодаря "сжатию" программного материала появляется реальная возможность планировать систему разнотипных уроков в рамках конкретного раздела курса. До сих пор практикуются преимущественно уроки изучения нового материала и очень редко - других типов. Высвобождение учебного времени позволяет разнообразить занятия, повысить качество обучения.

Значительные изменения претерпят содержание, внешняя и внутренняя организация, технология урока. В результате систематического использования обобщающих таблиц и схем достигаются экономия учебного времени, активизация познавательной деятельности учащихся. Для примера приведем образцы изучения учебного материала: а) группировка темы по контрасту; б) сквозное (вертикальное) объединение темы; в) варіативне объединения.

Варианте а) группировка по контрасту

существительные - названия существ и неістот

Названия существ кто? кого? кому? Названия неістот что? чего? почему?

Охватывают существительные с конкретным значением

Названия людей и животных: Другие являются названиями неістот:

абитуриент, женщина, сын, дом, море

Внимание: Грамматическое понятие существ не палкой совпадает с представлением о живет в природе

Мифологические названия: Совокупность лиц:

русалка, перелестник, леший отряд, звено, община

Названия усопших: покойник, покойник Микроорганизмы: бактерия, микроб

Подсказка. Названия существ и неістот грамматически различаются совпадением или незбігом некоторых падежных форм.

в) варіативне объединения

1. В какой из строчек все слова содержат звонкие и сонорные согласные?

1) источник, крестьяне, Рождество, община, звон;

2) почва, жизнь, разница, звонить, горох;

3) делал, сажать, крошка, степень, восклицание;

4) спать, выздоровел, гнать, болит, грозный;

5) варяг, дед, час, горожа, сборы.

2. Произношение согласных звуков

Звуки [дз], [дж] произносятся как неделимые звуки. Звукосочетание [д] и [с], [д] и [ж произносятся как два отдельные звуки:

[дж] [д], [Ж] [з] [д], [3]

источник от-жать зеркало от знака

шмель во-жарений журчать под-земной

3. Установите, какая из двух форм нормативная

Вторым разом - другим вместе; стал совсем другим - стал совсем другим; заботится и за других - печется (заботится) о других; относится по-товарищески - относится по-товарищески; согласно приказа - согласно приказу; относительно этого - относительно этого; сама ближе дорога - ближайшая дорога.

4. Среди представленных предложений найдите предложение, которое не является безличным

1. И не суждено Марии уберечь детей. (О. Довженко). 2. Последний экзамен составлен, школу закончено. (О. Донченко). 3. Такого зрелища еще не было. (Я. Ваш). 4. Если откроешь в себе какой-то изъян, то вместо того, чтобы маскировать ее, перестань лукавить и виправляйся. (Е.Делакруа). 5. Здесь было тихо и пустынно. (Г. Тютюнник).

После обработки обобщающих таблиц, алгоритмов, проведение языковых наблюдений следует позаботиться, чтобы ученики с высоким уровнем развития языковых навыков получали задания, соответствующие уровню их подготовленности, интересам и наклонностям.

Опыт убеждает: чтобы добиться прочных знаний учащихся, повышение их речевой культуры, обеспечить эффективность и качество работы в процессе изучения украинского языка, необходимо органическое сочетание традиционных и современных достижений методики.

Любой мисленнєвий процесс включает ряд операций. Не овладев этими операциями, ученик не в состоянии применять даже те правила, которые хорошо усвоил. Эффективным приемом управления операционной стороной мыслительной деятельности учащихся является формирование у них определенных систем действий, то есть обучение по помощью алгоритмов.

Кроме обобщающих схем, таблиц, унаочнених конспектов, применяются предписания алгоритмического типа для усвоения основных разделов школьного курса языка.

Следовательно, реализация идей блочного компоновка программного материала предусматривает коренную перестройку не только педагогического мышления, но и всей системы образования - выход учителя за рамки собственного предмета, сочетание знаний из разных отраслей.