Тестовые задания для самоконтроля
1. Укажите, какое из сочетаний слов не является
словосочетанием:
а) приготовиться к встрече;
б) облачный день;
в) распускаются почки;
г) быстрое течение.
2. Укажите словосочетание, в котором
главное и зависимое слова связаны неполным согласованием:
а) украинское кино;
б) красное пальто;
в) горько плакать;
г) плести венок.
3. Выберите правильный вариант формулировки
правила:
а) запятая ставится между однородными членами
предложение перед единичными разделительными союзами;
б) запятая ставится при однородных членах
предложения перед первым повторяющимся союзом, если с него начинается
перечень;
в) запятая ставится между однородными членами
предложения, соединенными интонационно;
г) запятая не ставится между однородными
членами предложения, соединенными интонационно.
4. Укажите, в каком предложении все знаки
знаки поставлены правильно:
а) Только общественное мнение может постичь
все вовремя; подавать знак тревоги,
вовремя, нарушить
какие-то важные вопросы, словом, быть высшим регулятором сложного,
общественного организма (Есть. Сверстюк).
б) Две большие творческие силы в жизни каждого
народа: народность и территория-стрінулися именно на пороге исторической жизни
нашего народа, и образовали первую основание дальнейшего развития его (М. Грушевский).
в) Везде на вершине стрелковой горы, на
холмах и видолинках царила тишина (И. Нечуй-Левицкий).
г) И пылающее сияние зорини, и задумчивый цвет
душицы, и огонь лугового калины: все во мне вы, как есть... (Д. Луценко).
5. Отметьте, в каких случаях
обособляются определения:
а) если они выражены прикметниковим или
дієприкметниковим оборотом и стоящие после означаемого слова;
б) если они выражены прикметниковим или
дієприкметниковим оборотом, стоит перед определяемым словом и нет
обстоятельственного значения;
в) в любой позиции;
г) если они выражены дієприслівниковим
оборотом.
6. укажите предложение, в котором есть именной
составлен сказуемое:
а) Вглядываюсь я в майскую синюю ночь, в которой
миры ведут свои дороги, и верю я, что вечности хоть немного несу в себе [Р.Т.
Рильке).
б) Теперь еще цветок действительности надеждой цветет,
не бросает еще тени дерево уныния (Б.-И. Антпонич).
в) Лес слева, словно зеленый заяц,
засмотрелся на мою походку (Г. Иогансен).
г) Я - цветок осенняя... Дожди меня мочат, рвет
ветер мои лепестки... (В. Сосюра).
7. Укажите, в каком ряду все слова являются
вставными и выражают уверенность:
а) без сомнения, на счастье, к сожалению,
очевидно, надеюсь;
б) несомненно, действительно, безусловно,
бесспорно, разумеется;
в) понятное дело, без сомнения, как нарочно,
нечего греха таить, по-моему;
г) во-первых, как на грех, кажется,
позвольте, наконец.
8. Отметьте, в каких случаях между частями
сложносочиненного предложения не ставится запятая:
а) если части сложносочиненного предложения
имеют общий второстепенный член или общее вставной слово;
б) между частями сложносочиненного предложения
запятая не ставится;
в) если они соединены связующим
союзом;
г) если они соединены разделительным
союзом.
9. Укажите, в каком предложении допущена ошибка в постановке
разделительных знаков:
а) Мне в далеком Париже приснилась родная
сторона - среди любисткової тишине дремлет облако чепурная (Д. Луценко).
б) Украинскому писателю приходилось
тянуть два плуги: надо было писать художественное произведение и творить для языка (В.
Сухомлинский).
в) Обернулся я к дому-Нет у меня дома
(Т. Шевченко).
г) Ведь с мысли и слова началось
становление человека; мысль, воплощенная в слово, подняла нас над природой, над всеми
вещами и явлениями, над эпохами и веками (В. Сухомлинский).
10. Укажите, в каких случаях в безсполучниковому
сложном предложении ставится двоеточие:
а) если содержание частей предложения сопоставляется или
противопоставляется;
б) если вторая часть указывает на быструю смену
событий в первой;
в) если вторая часть поясняет, раскрывает,
конкретизирует содержание первой;
г) если вторая часть выражает следствие или
вывод того, о чем говорится в первой части.
11. Отметьте, какие знаки препинания ставятся,
если прямая речь стоит перед словами автора:
а) после слов автора ставится двоеточие, а
прямая речь берется в кавычки;
б) прямая речь берется в кавычки, после нее ставится
запятая и тире; слова автора пишутся со строчной буквы;
в) прямая речь берется в кавычки, слова
автора пишутся с большой буквы;
г) прямая речь берется в кавычки, после нее ставится
тире; слова автора пишутся со строчной буквы.
12. Укажите предложение, в котором есть обстоятельство
цели:
а) Языков карб старый - этот месяц-билозир,
Языков сны старые - эти облака белопенные
(М. Бажан).
б) Здесь они иногда собираются немалым
группой или лягушек половить, или просто так походить среди аира и рогоза (Есть.
Гуцало).
в) Пусть расскажет, что вчуває, пробиваясь, трава
(О. Олесь).
г) Ложился мне к ногам покорным барсом лес, пряча
в себе провалов жахкі глубины (В. Олейник).
13. Укажите, какое из поданных предложений является
неозначено-личным.
а) За одного письменного двух неграмотных
дают (Народное творчество).
б) В гости собирайся, а дома пообедать
не забудь (Народное творчество).
в) Выхожу в ночь. Иду навстречу судьбе (Лина
Костенко).
г) Запахло мятой, пахнуло тимьяном и
крылышками мелодий закрутило над озера задумчивым лицом (М. Бажан).