Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКАЯ РЕЧЬ. ПОДГОТОВКА К ВНО
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Тестовые задания для самоконтроля

1. Укажите, какое из сочетаний слов не является словосочетанием:

а) приготовиться к встрече;

б) облачный день;

в) распускаются почки;

г) быстрое течение.

2. Укажите словосочетание, в котором главное и зависимое слова связаны неполным согласованием:

а) украинское кино;

б) красное пальто;

в) горько плакать;

г) плести венок.

3. Выберите правильный вариант формулировки правила:

а) запятая ставится между однородными членами предложение перед единичными разделительными союзами;

б) запятая ставится при однородных членах предложения перед первым повторяющимся союзом, если с него начинается перечень;

в) запятая ставится между однородными членами предложения, соединенными интонационно;

г) запятая не ставится между однородными членами предложения, соединенными интонационно.

4. Укажите, в каком предложении все знаки знаки поставлены правильно:

а) Только общественное мнение может постичь все вовремя; подавать знак тревоги,

вовремя, нарушить какие-то важные вопросы, словом, быть высшим регулятором сложного, общественного организма (Есть. Сверстюк).

б) Две большие творческие силы в жизни каждого народа: народность и территория-стрінулися именно на пороге исторической жизни нашего народа, и образовали первую основание дальнейшего развития его (М. Грушевский).

в) Везде на вершине стрелковой горы, на холмах и видолинках царила тишина (И. Нечуй-Левицкий).

г) И пылающее сияние зорини, и задумчивый цвет душицы, и огонь лугового калины: все во мне вы, как есть... (Д. Луценко).

5. Отметьте, в каких случаях обособляются определения:

а) если они выражены прикметниковим или дієприкметниковим оборотом и стоящие после означаемого слова;

б) если они выражены прикметниковим или дієприкметниковим оборотом, стоит перед определяемым словом и нет обстоятельственного значения;

в) в любой позиции;

г) если они выражены дієприслівниковим оборотом.

6. укажите предложение, в котором есть именной составлен сказуемое:

а) Вглядываюсь я в майскую синюю ночь, в которой миры ведут свои дороги, и верю я, что вечности хоть немного несу в себе [Р.Т. Рильке).

б) Теперь еще цветок действительности надеждой цветет, не бросает еще тени дерево уныния (Б.-И. Антпонич).

в) Лес слева, словно зеленый заяц, засмотрелся на мою походку (Г. Иогансен).

г) Я - цветок осенняя... Дожди меня мочат, рвет ветер мои лепестки... (В. Сосюра).

7. Укажите, в каком ряду все слова являются вставными и выражают уверенность:

а) без сомнения, на счастье, к сожалению, очевидно, надеюсь;

б) несомненно, действительно, безусловно, бесспорно, разумеется;

в) понятное дело, без сомнения, как нарочно, нечего греха таить, по-моему;

г) во-первых, как на грех, кажется, позвольте, наконец.

8. Отметьте, в каких случаях между частями сложносочиненного предложения не ставится запятая:

а) если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член или общее вставной слово;

б) между частями сложносочиненного предложения запятая не ставится;

в) если они соединены связующим союзом;

г) если они соединены разделительным союзом.

9. Укажите, в каком предложении допущена ошибка в постановке разделительных знаков:

а) Мне в далеком Париже приснилась родная сторона - среди любисткової тишине дремлет облако чепурная (Д. Луценко).

б) Украинскому писателю приходилось тянуть два плуги: надо было писать художественное произведение и творить для языка (В. Сухомлинский).

в) Обернулся я к дому-Нет у меня дома (Т. Шевченко).

г) Ведь с мысли и слова началось становление человека; мысль, воплощенная в слово, подняла нас над природой, над всеми вещами и явлениями, над эпохами и веками (В. Сухомлинский).

10. Укажите, в каких случаях в безсполучниковому сложном предложении ставится двоеточие:

а) если содержание частей предложения сопоставляется или противопоставляется;

б) если вторая часть указывает на быструю смену событий в первой;

в) если вторая часть поясняет, раскрывает, конкретизирует содержание первой;

г) если вторая часть выражает следствие или вывод того, о чем говорится в первой части.

11. Отметьте, какие знаки препинания ставятся, если прямая речь стоит перед словами автора:

а) после слов автора ставится двоеточие, а прямая речь берется в кавычки;

б) прямая речь берется в кавычки, после нее ставится запятая и тире; слова автора пишутся со строчной буквы;

в) прямая речь берется в кавычки, слова автора пишутся с большой буквы;

г) прямая речь берется в кавычки, после нее ставится тире; слова автора пишутся со строчной буквы.

12. Укажите предложение, в котором есть обстоятельство цели:

а) Языков карб старый - этот месяц-билозир,

Языков сны старые - эти облака белопенные

(М. Бажан).

б) Здесь они иногда собираются немалым группой или лягушек половить, или просто так походить среди аира и рогоза (Есть. Гуцало).

в) Пусть расскажет, что вчуває, пробиваясь, трава (О. Олесь).

г) Ложился мне к ногам покорным барсом лес, пряча в себе провалов жахкі глубины (В. Олейник).

13. Укажите, какое из поданных предложений является неозначено-личным.

а) За одного письменного двух неграмотных дают (Народное творчество).

б) В гости собирайся, а дома пообедать не забудь (Народное творчество).

в) Выхожу в ночь. Иду навстречу судьбе (Лина Костенко).

г) Запахло мятой, пахнуло тимьяном и крылышками мелодий закрутило над озера задумчивым лицом (М. Бажан).