Язык принадлежит к
уникальных явлений жизни человека и общества. Она витворилась вместе с ними и есть
не только их самой примечательной признаку, но и самым необходимым условием формирования
их сущности. Одной из ведущих функций языка является использование ее как средство для
общения между людьми, обмена информацией, чувствами, опытом.
Следует различать
понятия «язык» и «речь».
Язык - это система фонетических,
лексических, грамматических единиц, используемых для выражения жизненных
реалий в речи.
Речь - это практическое
применение потенциальных возможностей языка как системы знаков в процессе
речевой деятельности, которая может воплощаться в письменной и устной формах.
Речь в ее
практическом применении (речи) выполняет прежде всего функции общения
людей и групп людей между собой. Язык - это неисчерпаемый и универсальный средство
общение. Речь - это практическая реализация ряда жизненных знаний и опыта
людей от древности до современности. Коммуникативную цель, как правило, не удается
реализовать в отдельном предложении даже очень сложного строения. Поэтому главной
единицей речи признано связное высказывание - текст.
Текст - это содержательная,
структурно-грамматическое единство предложений, групп предложений, параграфов, разделов и
других речевых единиц, в которых шире и полнее, чем в предложении, разворачиваются
и конкретизируются мысли, воля, чувства.
В речи тексты
часто образуются не только из предложений, а скорее с их совокупностей. Ибо информация
предложениями не только сообщается, но содержание сообщения разворачивается, т.е.
вокруг смыслового стержня появляются дополнительные сообщения-предложения. Иногда
такой содержательный стержень распределен между двумя, тремя предложениями в тексте.
Характерными признаками текста являются синтаксическое единство, связность составляющих единиц,
определенная интонационно-смысловая общность.
С точки зрения
содержательности текст воспринимается как законченное, объединенное общей темой смысловое
целое. Текст также является продуктом целенаправленного речевого акта.
По прагматичной
направленностью (орудия акта общения между адресатом и адресантом с определенной
целью) текст имеет свою информативную наполненность, то есть освещает отдельный
фрагмент языковой картины мира с разной степенью объективности.
Текст - это единство
предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных между собой по смыслу,
интонацией, стилем, направленностью с помощью различных языковых возможностей. В
речи - это высказывание, состоящее из совокупности предложений, тем самым
образуя смысловую и структурную целостность.
Ведущие признаки
текста:
- более одного предложения;
- наличие в совокупности предложений совместной
темы и ведущей мысли;
- последовательность изложения
информации и завершенность;
- наличие грамматического и смыслового типов связи между единицами текста
(предложениями).
Текст чаще всего
имеет заголовок. Минимальной единицей текста является предложение.
Важнейшими
признаками текста являются целостность, связность, структурная организация, завершенность.
Целостность текста
заключается в том, что в нем исчерпывающе изложены тему, а изложение подчинено
достижению поставленной цели.
Связность текста
оказывается в том, что между его составными частями - предложениями, группами
предложения или большими компонентами - существует тесная содержательный связь.
Тематическая
близость, связь между составными частями действуют во взаимодействии.
Текст состоит из большего или меньшего
количества предложений, но не всегда совокупность предложений является текстом. Для того чтобы определенная
группа предложений воспринималась как связное высказывание, текст, необходимо соблюдение
определенных признаков.
Первым признаком
текста есть тема - о чем говорится в
тексте - которая охватывает все его части.
Необходимым признаком
текста есть его основная мысль - с какой
целью создается текст.
Характеристикой
текста является также содержательный связь между
предложениями и их последовательность в изложении содержания.
Например.
1. Йх родина - Китай, но
культивировать их начали в своих садах еще древние греки. 2. Эскулап позавидовал
своему ученику и решил его отравить. 3. Пышно цветут, радуют глаз в конце
мая роскошные пионы. 4. Но боги не допустили этого, превратив Пеона на
лучшую цветок. 5. Одна из легенд рассказывает, что назван цветок в честь
греческого врача Пеона, который прославился добрым сердцем, умением исцелять
больных. 6. С той поры цветы пиона завораживают богатой, насыщенной гаммой
цветов, источают тонкий нежный аромат, к тому же имеют лечебные свойства
(По С. Приходько).
Перед нами не
текст, а набор отдельных предложений, но, когда мы расположим их в последовательности 3-1 -
5-2 - 4-6, они станут текстом.
Непременным условием
текста является его завершенность: конечный его компонент говорит, что тему
исчерпан. В нашем тексте в первом предложении говорится о пиона, а в
последнему подводится итог: пиона завораживают, дарят аромат, имеют
лечебные свойства.
Если высказывание
лишенное тематической целостности, не отличается полнотой освещения содержания,
не спаянный единым замыслом,- не является последовательным и завершенным, его нельзя считать
текстом.
Еще одним требованием
к тексту есть структурная организация. В рамках общей темы могут быть выделены
ее составные части - подтемы или мікроте-мы, для освещения каждой из которых
также необходимо определенное количество предложений. Такую тематическую группу предложений называют
сложным синтаксическим целым или надфразовою единством.
В надфразовій
единства можно выделить две части: одна из них подобна подлежащего (это текстовый
субъект), а вторая - к сказуемому (это текстовый предикат). Текстовый субъект (С)
значит то, о чем говорится в тексте. Текстовый предикат (П) - это то, что
говорится в тексте о субъект. Текстовый субъект и текстовый предикат
выражаются целыми предложениями.
Анализ текста
Речь идет о разных
растения, которые люди издавна использовали при различных недугах. Кажется, нет
такого зелья, такого растения, которых не употребляли бы наши предки.
Народные целители
заметили: когда давать больному три раза в день перед едой запаренные пшеничные
отруби, значительно улучшится работа желудка, человек чувствует себя сильнее,
бодрее.
Просо лечит сердце и
печень.
Барвинок укрепляет
организм, в частности сердце, заживляет раны, лечит болезни кожи. Донниковый чай
помогает избавиться от кашля, лихорадки, бессонницы. (Из календаря)
В этом тексте
первое предложение - субъект, в котором говорится о растениях, которые помогают при
недугах. А все последующие предложения составляют предикат. В них конкретизируется
мнение, выраженное субъектом. Графически связи в тексте отображаются так:
С1,2
П3
П4
П5
П6
Связь первого
предложение с любым из следующих является последовательным,
или цепным, потому что первое
предложение является исходным пунктом для всех последующих. А связь между третьим, четвертым,
пятым, шестым является параллельным. Этот
связь очень похож на связь между однородными членами предложения.
Когда платки в
Украине вышивались шелком, серебром и золотом. Если вышивали шелком, то
больше всего употребляли красных, синих, зеленых, желтых и розовых ниток. Синие нити
отдельно никогда не принимались - только в сочетании с красными... (О. Воропай)
Связь в этом предложении
имеет такой вид:
С1 П1 С2 П2 С3...
Как видим, связь
между предложениями цепной. В то же время при таком связи наблюдаются
субъектно-предикативные отношения. Например, второе предложение с предикатом
первого предложения и одновременно субъектом третьего предложения.