Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия мир человека

Проблема «Я - Другой» как средоточие антропологической рефлексии

Возникновение и развитие философской антропологии связаны с углублением и конкретизацией представлений человека о мире и о самой себе, о своем месте в мире. Конкретизация нашла свое воплощение в значительном расширении естественно-научного знания (особенно биологической), а также в развитии специальных наук о человеке: социологии, этнологии, лингвистики, психологии. Это не могло не повлиять на философские размышления о человеке и человеческое миро-отношения.

Появляются, в частности, все новые и новые пласты в теоретическом видении человеческого "Я". В поле исследовательского внимания оказывается взаимовлияние осознаваемых и неосознаваемых проявлений "Я", его мікроособистісних (на уровне отдельного индивида) и макроособистісних (этнонациональных, обще-цивилизационных и других) спецификаций. Становятся все объемнее наши представления о тех факторах, которые влияют на человеческое "Я", о движущих силах его совершенствования.

Среди современных культурологов бытует мнение о том, что одна из величайших сил, которая приводит наше сознание к наиболее активному состояния и определяет ЕЕ направленность, как и творческую деятельность, стремление к другому. "Другое" - это не просто теоретическое понятие, оно - реальная сила, что действует в быстрине жизни. Нам каждый раз хочется другого, и это другое на каждом відтинкові, на каждом следующем периоду самосознания культуры - в свою очередь также "другое".

Вместе с тем, существуют факторы, которые нередко затрудняют реализацию обозначенной инновационной потребности. Влечение к устоявшегося, привычного и потому безопасного, чем неусталене и необычное, - то также реальная сила, которая есть в человеческом миро-отношении. Есть и психологический фактор. С тех пор, как возникло самоусвідомлене "Я", появилась и способность его "замыкаться" на самом себе.

Каждому не раз приходится сталкиваться с ней в простейших бытовых коллизиях. (Как-то пришлось услышать, пересекая границу, затянувшийся спор между пассажиром и работником таможни. Каждый призывал другого: "Учти мое положение", - и слышал в ответ: "Нет, ты учти мое!" Конечно, уданім случае перевесил работник таможни. Но бывают ситуации далеко сложнее.) Подобное подибується и в межгосударственных, межкультурных, межэтнических, межконфессиональных взаимоотношениях. Одновременно становится что более насущным вопрос о антропологическую толерантность как условие человеческого общежития. Несколько его важных аспектов рассмотрим в этой лекции.