Раздел 9
Технологии политической деятельности
9.2. Суть и особенности политических
технологий
Политические технологии (греч. techne
- искусство, мастерство) - совокупность методов и систем последовательных действий,
направленных на достижение необходимого политического результата.
В политической практике они предстают
как совокупность методов применения объективных законов политики, материализация
абстракций политической науки в конкретные решения, документы, нормативы,
распоряжение.
Политические технологии является системой
средств, благодаря которым реализуются политические ценности, интересы. Они есть
неотъемлемым структурным элементом политической культуры отдельных субъектов политики,
общества в целом.
Общие, основные особенности
политических технологий обусловлены характером политического процесса, который охватывает
самые разнообразные виды политической деятельности в рамках конкретной политической
системы. Среди них - политическое участие, которая имеет целью формирование в процессе
политической деятельности определенных позиций, требований, настроений, и политическое
функционирования как профессиональная политическая деятельность по выработке правовых
норм, управление политическими институтами.
Без знания особенностей,
классификации, специфики политических технологий и без умения их использовать
достичь успеха в политической деятельности практически невозможно. А для практического
овладение ими в первую очередь нужна соответствующая научно-теоретическая подготовка,
умение изучать и анализировать объективные условия, в которых действуют конкретные субъекты
политики. Это касается социально-экономической, политической ситуации в стране,
регионе; особенностей функционирования социальных и национальных групп в обществе,
их потребностей и интересов; расстановки политических сил; статуса и уровня влияния на
граждан политических партий, движений, объединений, средств массовой информации.
Политические технологии делятся на
общие (касаются интересов многих субъектов политического процесса) и
индивидуальные (присущие отдельным субъектам политики).
Среди первых наиболее распространенными являются
технологии завоевания (избирательный процесс как комплекс специальных технологий) и
удержание власти.
Индивидуальные технологии
используют отдельные политики в процессе своей политической деятельности. Они
связанные с завоеванием популярности, умением контактировать с гражданами
(избирателями, членами определенной партии, объединения и т.п.), мастерством дискутировать,
произносить речи, вести митинги, собрания, совершенствовать собственный имидж и т.п.
К наиболее распространенным индивидуальных политических технологий относятся: публичные
выступления, участие в беседах, дискуссиях, решении конфликтов; прогнозирование
политической деятельности; выступления на радио, телевидении; подготовка материалов для
печатных средств массовой информации. Каждая из таких технологий имеет свои
особенности, благодаря которым создается определенный имидж политика, его авторитет и
популярность, формируется и обогащается опыт политической деятельности. А главное
- использование определенных технологий имеет целью учета индивидуальных, в частности
и психологических особенностей политика. Готовясь, например, к публичному
выступления, политик прежде всего должен знать
о время, цель и его характер и соответственно готовиться к общению с
аудиторией. На этом этапе важной является подготовка тезисов (структуры) выступления,
определение сути, направления разговора, наличие вероятных вопросов. Необходимо
поработать и над внешностью, жестикуляцией, дыханием и т.д., всей манерой поведения.
Все это и является индивидуальной технологии политического выступления.
Различают политические технологии
демократические и недемократические. Это означает, что субъекты с недемократической
политической культурой практически бессильны использовать демократические технологии,
и наоборот.
Существуют базовые и второстепенные
политические технологии.
К базовым относятся технологии, которые
используются во время организации и проведения избирательных кампаний, такие, что
предотвращают социально-политическим конфликтам, позволяют решать их,
достигать политического консенсуса в обществе.
К второстепенным относят, в частности,
технологии принятия политических решений, организации массовых политических акций:
собраний, митингов, манифестаций и т.п.
Политические технологии существуют в
нескольких вариантах, а именно:
• разработка и
принятие определенных политических проектов и решений;
• реализация политических решений;
• технологии формирования политической
власти;
• избирательные технологии;
• технологии организации
деятельности политических партий, организаций, объединений;
• технологии формирования
гражданской сознательности, политической культуры;
• технологии формирования
общественного мнения;
• технологии согласования
общественных интересов;
• технологии решения
политических конфликтов и т.д.
Характер и особенности политических
технологий, как отмечалось выше, обусловлены особенностями общества,
сущностью политического процесса как совокупности деятельности субъектов политики.
Политические технологии строятся и
реализуются прежде всего на определенном, часто специфическом восприятии человеком
окружающей действительности, на соответствующих реакциях по такой действительности. К тому же
политические технологии связаны непосредственно с конкретными социальными ролями,
которые постоянно выполняет отдельный человек как личность. Так, для достижения успеха в
политике, политической деятельности разные по характеру политические технологии
будет обычный рабочий или военнослужащий, активист или лидер
политической партии и т.д.
Самыми общими и распространенными являются
технологии принятия политического решения, технологии организации и проведения
избирательных кампаний.
Технология принятия политического
решение - процесс реализации политической цели на основе накопленной информации.
Каждое политическое решение есть
неотъемлемым элементом политического процесса, результатом определенных предварительных действий.
Иными словами, это своеобразный процесс, при котором накопленная информация, развиваясь,
превращается в соответствующие побудительные акты (указания, распоряжения, приказы,
действия и т.д.). Политические решения являются элементом политического процесса и не могут
существовать статично. их классифицируют в такой способ:
1. По направленности на конкретную
проблему. Решение правильное (проблема решается согласно цели); решение
нейтральное (проблема остается на прежнем уровне); решение неправильное
(проблема становится еще острее, общая ситуация ухудшается).
2. Как правовые и неправовые. Правовые
- решения, принятые в соответствии с конституцией, законами и распорядительными актами
конкретного государства. Неправовые - решения, принятые вопреки действующим законам и
актам.
3. На основе субъектно-объектных
отношений. Это означает, что субъект власти при принятии решения может одновременно
быть и его объектом. Верховная Рада Украины, например, принимает определенные решения
по организации и собственной деятельности.
4. По степени значимости. Значительные,
или кардинальные; дежурные (что радикально ситуации не меняют); нейтральные (приняты
из незначительных общественно-политических вопросов, например, образование различных совещательных,
консультационных органов, временных комиссий, рабочих групп и т.п.).
5. По срокам действия, исполнения,
реализации. Долговременные (различные моратории); непрерывного действия (действие
многих статей конституции страны), кратковременные
(решение о запрете митинга, пикета, забастовки и т.п.).
Процесс принятия политического решения
имеет несколько этапов: а) подготовительный (отбор и анализ информации); б) разработки
проекта решения (проекта программы); в) утверждение и принятие к исполнению
решение: г) реализации принятого решения; д) автономное существование результатов
реализованного решения, распространения его последствий.
Соблюдение требований всех этапов может
обеспечить принятому решению адекватность по ситуации. Это зависит и от
компетентности тех, кто готовит его, и степени учета общественного мнения, знание общественно-политической ситуации.
Технология подготовки и принятия
политического решения начинается с анализа общественно-политических отношений в
той сфере, в которой оно будет касаться. Сначала необходимо изучить, насколько
предмет будущего решения соответствует реальности, или не касаться оно будет
псевдопроблем, мнимых отношений. Поэтому необходимо среди многих событий и
явлений выделить именно тенденциозные, а также определить их сущностные особенности. На
этом этапе важным является объективность информации, доступ к ее источникам.
На этапе подготовки проекта
политического решения может работать один человек или группа лиц. При коллективной
подготовки проекта есть больше шансов среди альтернативных точек зрения найти ту,
которая удовлетворила бы интересы многих. Особенно важным является коллективное выработки
решений, касающихся интересов большой группы людей - конституций,
меморандумов, программ и заявлений политических партий, объединений, групп и т.д. На этом
этапе большого значение приобретает определение
перспективы решения (прогностический анализ того, насколько действенным,
результативным будет решение, как оно будет способствовать решению проблем в
обществе, между субъектами политического процесса).
Не менее сложным является процесс
утверждение политического решения и принятии его к исполнению. Иногда он
происходит в бескомпромиссной политической борьбе. И хотя во многих
парламентах, политических партиях, других субъектах политики отработан определенный
механизм рассмотрения и принятия решений, борьба вокруг них нередко продолжается
достаточно долго, остро и непредсказуемо. Особенно сложными являются эти процессы в
странах со слабыми демократическими устоями и традициями, где нет четкого разделения
власти между ее ветвями и не хватает механизмов противовесов, что часто предопределяет принятие
нелегитимных решений, а значит, препятствует созданию соответствующих условий для их
реализации. Легитимность решений - это прежде всего соблюдение действующих законов.
Зависит она и от восприятия гражданами идеи, содержания, цели политического
решение. Сочетание этих условий наилучшим образом способно обеспечить выполнение принятого
решение.
Незаконность политического решения
порождает различные “группы давления”, лоббистские группы. В демократических обществах лоббирование
определенных решений, законов давно приобрело цивилизованные формы, стимулирует эффективное их
выполнения. Это официальные выступления в парламентах, на съездах, других собраниях
политических партий, в средствах массовой информации, организация писем, телеграмм,
звонков и т.д.
Осуществление принятого политического
решение является сложным, часто длительным и противоречивым процессом.
Оно связано с соответствующими изменениями социально-политической, экономической
ситуаций. Поэтому после принятия решения, как правило, еще остается вероятность
многовекторности, непрогнозируемости развития политического процесса. Это требует
от всех, кто причастен к его принятию, определенных усилий и относительно его
реализации. Нередко в общественной практике возникает необходимость дополнения,
радикального доработки уже принятого политического решения.
Технологии принятия политических
решений в большой степени обусловлены характером политического режима. По авторитаризма,
тоталитаризма решения принимают в основном в закрытом, тайном режиме,
узким кругом людей, не принимая во внимание точки зрения оппозиции. За демократических
режимов, наоборот, заботятся о четкость процедуры принятия политических решений,
используя компромисс, консенсус, пытаются согласовать позиции. Это способствует
избежанию социальных, политических конфликтов, в значительной мере обеспечивает
стабильное развитие общества.
Стержнем политической деятельности,
политического участия, а следовательно и использование всего разнообразия политических
технологий, есть власть, которую приобретают или демократическим (всенародные выборы), или
недемократическим (насилие, авторитаризм, диктатура) путями. Иногда эти пути
меняются местами, сочетаются или дополняют друг друга. Самыми массовыми являются избирательные
технологии.
Избирательные технологии - это сумма
политико-организационных, информационных, пропагандистских и иных действий с целью
приведение к власти отдельного политика, группы политиков или соответствующей политической
организации, объединения, силы. Поэтому они во многом учитывают и
используют психологические аспекты и состояния объектов и субъектов политики.