Раздел 9
Технологии политической деятельности
Успеха в политической деятельности
достигают благодаря многим факторам, и больше всего он зависит от
подготовленности политика. Речь идет не только о знания, способности, личные
качества, но и владение политическими технологиями, которые имеют свои особенности,
механизмы действия и влияния на отдельных граждан и сообщества. Важно, кто и с какой
целью их использует, насколько моральными являются действия, поступки субъектов политического
процесса.
9.1. Общение,
политические ориентации и политическое участие как основа политических технологий
Общение. Политика невозможна без
соответствующих действий, отношений, общения между ее субъектами.
Общение - отношения сторон,
направленные на достижение определенной цели.
Общение имеет следующие основные
компоненты:
• содержательную часть,
то есть то, для чего, собственно, общение осуществляется, какова его цель;
• структуру, что
проявляется в определенной форме, в которой общение, собственно, и происходит;.
• конкретные действия, благодаря которым
общение осуществляется.
Общение разделяют на положительное
(направлено на приобретение, приобретение чего-нибудь) и негативное (связано с
лишением, утратой чего-то). 3алежно от этого общения имеет разные цели, направленность,
форму.
Успех в политике, политической
деятельности достигается благодаря многим обстоятельствам, однако больше всего он
зависит от личных психологических качеств политика, его подготовленности к
такой деятельности.
Речь идет не только о его знания, способности,
но и о личностные черты, качества и соответствующую подготовленность к политической работе,
то есть умение применять определенные политические технологии. Политические технологии -
совокупность целенаправленных действий, ориентированных на достижение соответствующего
политического результата как метода “преобразования” объективных законов политики на
механизм управления, то есть перевода абстрактного языка политической науки на
конкретный язык решений, документов, нормативов, указаний, регламентирующих
деятельность людей и стимулируют их на эффективное достижение указанной цели.
Люди по-разному относятся к
политики. Одни принимают активное участие в ее практической реализации, другие -
индифферентны к ней. 3ацікавленість политикой обусловлена многими факторами
(возраст, пол, социальное положение, семейное положение, клановые, национальные традиции,
информированность, уровень образования, культуры, интеллекта и др.). Согласно этому
произведено такую типологию политических ролей:
• рядовые граждане (объект
политики, политических процессов);
• рядовые граждане, косвенно
привлеченные к политической практики как члены профсоюзов, производственных коллективов
т.п.;
• граждане, которые
относятся к выборного органа, являются активными членами определенной политической
организации;
• общественные, политические
деятели, которые активно занимаются практической политической деятельностью;
• профессиональные политики
(для них политическая деятельность является доминирующей);
• политические (общегосударственные,
общенациональные) лидеры.
Участвуя в политике, человек
руководствуется в основном двумя мотивами: альтруистическим (усовершенствовать общественное
жизни) и эгоистичным (получить власть, известность, богатство). Большинство
политиков демонстрирует первый и пытается скрыть второй мотив, особенно на
начала деятельности. Мотивы определяют цель и программу политической деятельности.
Мотивирующими ее факторами являются потребности самовыражения, самореализации, признании,
свободы, самостоятельности, власти и т.д. Как правило, все они взаимосвязаны. Чтобы
распознать истинную цель политической деятельности субъекта политики, предусмотреть
ее результат, следует внимательно анализировать характер и особенности его потребностей.
Выбор человеком позиции и соответствующей
линии поведения в общественно-политической жизни зависит от ее политической
ориентации.
Политические ориентации. Политическая
ориентация (фр. orientation
- обращенный на восток,
от лат. oriens
- восток) - определенные
представление политических субъектов о целях, задачах деятельности политических партий,
политического режима, общества в целом.
Политическая ориентация - это, с одной
стороны, определенные словесно оформленные идеи и ценности, с другой - бессознательные или не
вполне сознательные мотивы, которые человек переживает на эмоциональном уровне.
Политическая ориентация обусловливает
политический выбор, который зависит от сформированности личности, уровня ее
социализации, политической культуры, а также от особенностей общественных
отношений, уровня демократизации общества. Выбор может быть групповым и
индивидуальным.
Групповой выбор часто осуществляют
автоматически, под влиянием групповой ориентации, особенно на раннем этапе
социализации личности, при несформированной политической
культуры. Такой выбор чаще всего доминирует в нестабильных обществах, на
переходных этапах их развития и существования.
Индивидуальный выбор присущ
человеку с высоким уровнем социально-психологического, духовного развития,
общественно-политической активности.
Выбор ориентации не всегда является окончательным.
Это динамический процесс, который часто сопровождается элементами дезориентации или
полной дезориентацией. Политологи выделяют четыре подхода к
политического выбора: ситуационный, социологический, манипулятивный и
индивидуально-психологический.
Ситуационный подход. Базируется на
утверждении, что любая политическая ориентация является реакцией на конкретно-историческую
ситуацию.
Социологический подход. Направлен на
анализ взаимозависимости между индивидуальным и групповым политическим выбором соответствии
к социально-политической ситуации в обществе.
Манипулятивный подход. Основывается
на осуществлении выбора в соответствии с психолого-политического внешнего воздействия, а
то и просто манипуляций. При этом активно используются разнообразные
политические, психологические коммуникации и технологии. За интенсивного развития
средств массовой информации, возрастание роли средств связи в политической жизни
манипулятивный подход будет играть и в дальнейшем немалую роль в формировании
общественного мнения, особенно в нестабильных обществах, где недостаточно
развитые демократические принципы.
Индивидуально-психологический подход.
Основой выбора являются личностные психологические качества (врожденные, приобретенные). Основатель
его - основоположник неофрейдизму Т. Адорно, который отстаивал идею “авторитарной
личности”. По его мнению, авторитарная личность отличается от других не только
социально-политическими или етнонаціональними ориентациями и установками, но и
личностными рисами. ей он противопоставлял демократическую, либеральную личность.
Эту проблематику исследовал и Е. Фромм, специалисты из других областей знаний.
Выбор политической ориентации - не
одномоментное действие, а процесс, в котором человек корректирует свою ориентацию под влиянием
определенных социально-экономических условий, личных психологических изменений. В этом
процессе она идентифицирует себя с отдельным лицом или группой лиц. Политические
преимущества, как правило, и формируются вследствие макрогрупової (“середовищної”)
идентификации. Например, человек может идентифицировать себя с бизнесменами,
управленцами, средним классом и т.д. Такие идентификации основываются на соответствующей
психологической близости к той группе, которой человек симпатизирует.
Характерными проявлениями групповых
психологических идентификаций является идентификации на национальной почве.
Национальная или национал-государственная ориентация отражает систему политических предпочтений
и преимуществ. Основным ее рычагом является стремление наций, этносов к независимости.
Политический выбор осуществляется на
основе определенных ценностей. Для одних доминирующими являются обще-гуманистические
ценности, для других - ценности определенной религии, социальной группы и т.д. Выбор
может быть и сугубо прагматичным, основываться на личностных целях и интересах.
Политические процессы невозможны без
участия в них различных субъектов, которую называют политическим участием.
Есть несколько концепций политической
(прежде всего электоральной) участия.
Теория рационального выбора. Согласно
с ней большинство людей склонны к рациональному поведению (не отождествлять с
логичной
поведением).
ее сторонники считают, что человек пытается достичь максимального результата
за счет именно оптимальных, а то и малейших усилий.
Мичиганская модель. Предусматривает, что в
политической деятельности доминирует партийная идентификация человека, которая является результатом
или исходной политической социализации.
Психологическая школа. ее сторонники
доминирующими в политической участия и деятельности считают мотивы и установки человека,
пытаются щонайконкретніше изучить взаимозависимость установок и поведения,
конкретных действий лица.
Институциональный подход. По мнению
его сторонников, политическое участие зависит не от конкретных психологических характеристик личности, ее социального
статуса, уровня образования, а от возможностей граждан (избирателей) влиять на власть.
Реализуется политическая участие в
выборах, управлении и самоуправлении, принятии политических решений и
осуществлении контроля за их целесообразностью; политических кампаниях (митингах,
манифестациях, собраниях), акциях гражданского неповиновения (войнах, революциях);
деятельности политических партий, различных общественных объединений, в процессе
самостоятельной индивидуальной политической деятельности. ее уровень, масштабы -
показатель уровня демократичности общества, общей и политической культуры
его граждан, других субъектов политики.
Особенности политического процесса
всегда обусловлены не только политической ориентацией, но и соответствующей политической
поведением, деятельностью его участников. Политическая деятельность определяется самой
природой политики - формированием соответствующих политических отношений между субъектами
политики, которые часто имеют противоположные запросы и интересы, суждения и направления
активности.
Политическое участие, деятельность всегда
индивидуальные. Речь идет о индивидуальный стиль политической деятельности не как
совокупность отдельных качеств, а как целенаправленную систему взаимосвязанных действий,
при помощи которых достигается определенный результат.
В зависимости от характера поведения
участников политического процесса разделяют на лидеров, активистов, последователей,
лидеров общественного мнения.
Лидеры, как правило, возглавляют
политическое движение благодаря подготовленности, своему авторитету, социальному статусу
т.д.
Активисты выступают посредниками
между лидерами и теми, кто их поддерживает. Они влияют на рядовых участников
политических действий и процессов, несколько меняют стратегию и тактику политического
действа, а главное - активно помогают лидерам в их деятельности.
Последователи имеют разную степень
политической, социальной активности, в целом поддерживают идеи лидеров, но с
разных причин недостаточно четко осознают даже собственные интересы в политической
борьбе, а потому менее деятельны, чем активисты.
Лидеры общественного мнения своей не
столько организаторской деятельностью, сколько интеллектуальной (особенно в
средствах массовой информации) усиливают эмоциональное, психологическое напряжение вокруг
проблем, которые являются предметом политики.
Политическое поведение, взаимодействие
различных социальных групп, личностей, социальных, политических институтов называют
политическими отношениями. Существуют две формы политических отношений: политическая деятельность,
которая отражает динамизм политических отношений, их зависимость от усилий
конкретных участников политического процесса, и политическая организация, которая
отражает структурированность политических отношений, их сформированность на основе
определенных норм и правил.
Политическое участие не только обеспечивает
реализацию интересов и запросов гражданина в процессе политической деятельности, а является
действенным средством политической социализации, формирования политической культуры, гражданской
позиции личности.
В процессе политической деятельности
политик, общественный деятель вступает в определенные контакты с другими политиками, имеет
отношения с государством, идеологией, политикой, властью. Эти отношения во многом
определяются тем, насколько политик знает их сущность, особенности
функционирования, как владеет приемами, технологиями политической деятельности. Ведь
ему приходится жить и действовать за конкретного политического режима, определенных
политических партий, общественных объединений, других субъектов политики.