Раздел 8
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОЦЕНОЧНЫХ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
Кризисное состояние украинской экономики,
что охватил все отрасли в период с конца 80-х до второй половины 90-х годов
прошлого века, был вызван не только расстройством хозяйственных связей
после распада Советского Союза, но и нарастающей негативной тенденцией спада
эффективности производства еще советской экономики. Это выражалось в устойчивом
снижении объемов производства, поставок продукции, падении фондо - и
материалоотдачи. Производительность труда повышалось в основном за счет
ценовых факторов.
Выход из кризисной ситуации во
многом зависит от решения проблем повышения эффективности производства в
условиях рыночных отношений, внедрения достижений научно-технического прогресса,
рационального использования производственного потенциала предприятий, экономии всех
видов ресурсов, структурной перестройки как в отдельных отраслях экономики, так и в
всем народном хозяйстве. После финансового кризиса 1998 г. наметилась
тенденция к увеличению украинского внутреннего валового продукта (ВВП), что
продолжается до сих пор.
Переход предприятий на работу в
условиях рыночных отношений требует совершенствования хозяйственного механизма,
ценовой политики. Поэтому исследование эффективности производства требует комплексного подхода. Повышение эффективности
производства рассматривается в двух основных аспектах:
• исследование закономерностей
развития отдельных ее направлений;
• комплексный анализ тенденций
изменения эффективности производства в целом под влиянием существенных факторов.
В условиях рыночных отношений каждое
предприятие самостоятельно производит собственную экономическую стратегию поведения на
рынка. Важную роль при этом играют различные аспекты управления - менеджмент и маркетинг. На наш взгляд,
основными функциями менеджмента являются:
• разработка прогноза и
стратегического плана развития предприятия;
• реализация планов достижения
намеченной экономической эффективности производства.
Эти две функции менеджмента на
предприятии являются ключевыми. Поскольку первоочередная задача рыночных отношений -
повышение эффективности производства, то решение этого вопроса даст возможность
прекратить негативные тенденции сокращения объема производства и снижение качественных
показателей работы, стабилизировать экономику предприятий.
В современных условиях перед руководителями
и специалистами предприятий различных отраслей промышленности возникла острая проблема
получение фундаментальных знаний в области менеджмента. Эту проблему можно в том числе
решить, изучая труды основоположников менеджмента. Теорию и практику управления
создали классики менеджмента: Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Форд. Они заложили
основы научного управления предприятиями, что позволило западным странам
значительно увеличить производительность труда, урегулировать отношения предпринимателей с
работниками и др.
Так, Ф. Тейлор писал: “Научная
организация управления предполагает как свою необходимую предпосылку всякого
великого изобретения или открытия новых и впечатляющих фактов. Она предусматривает лишь
определенную новую комбинацию элементов, которой прежде не существовало: то есть такое собирание,
анализ, группировку и классификацию уже известных данных в новые законы и правила,
эти бывшие разрозненные знания организуются в новую четко построенную науку”.
Фундамент здоровой экономики -
обеспечение рынка необходимой продукцией и товарами.
По этому поводу Генри Форд писал:
“Успех в производстве зависит исключительно от искусства производителя служить
потребителю, предлагая то, что ему нравится. Ему можно угодить высшим
качеством и низкими ценами. И тот, кто сможет дать потребителю лучшее качество по
низким ценам, непременно станет во главе индустрии - независимо, какие товары он
выпускает. Одностороннее ориентирование на цены вместо работать без ошибок
характеризует тот тип людей, которые не имеют права вести дела, быть собственниками
средств производства”.
Богатство нации, благосостояние народа
зависят не от количества денег, а от количества и качества
материальных благ, то есть - от эффективности функционирования производственной сферы.
В нормальной экономике увеличение
денежных доходов происходит параллельно с увеличением объемов продукции и
соответственно к нему. В условиях экономического кризиса увеличение
объема денежной массы сопровождается сокращением объема производимой продукции. А
для потребителя необходимо производить больше продукции высокого качества, снижать ее
стоимость за счет сокращения материальных и трудовых затрат на производство.
Основным инструментом осуществления
этого положения в рыночной экономике является цена реализации. Цены должны
стимулировать повышение эффективности производства и определяться ее уровнем.
В системе рыночного механизма под
эффективностью производства надо понимать отдачу от затрат труда и производственных
ресурсов. Экономическая эффективность - это отношение эффекта (результата)
производства до источников, факторов, средств, участвовавших в создании продукта.
Экономическая эффективность преимущественно измеряется с помощью стоимостных
показателей, о чем будет сказано далее. При этом стоит учитывать ту важную
обстоятельство, что в условиях рыночной экономики на любой стоимостной показатель
эффективности существенно влияет динамика цен.
Нестабильность цен, предопределяется
тем, что в настоящее время в стране функционирует экономика переходного периода, когда рыночные
отношения еще не действуют в полную силу, развитый рынок с его эффективной
мотивацией труда только формируется, здоровая конкуренция находится в начальном
состоянии. В таких условиях объективный рыночный механизм ориентирования предприятий на
повышение рентабельности и эффективности пока действует не во всех отраслях
народного хозяйства.
В условиях рыночных отношений к оценке
деятельности предприятия предъявляются новые повышенные требования. Раньше анализ
сводился в основном к оценке степени выполнения плана. Но теперь, когда плановые
показатели исключены из статистической отчетности, а задача повышения
эффективности производства решает рыночный механизм, меняются цель и характер
анализа. В этой связи усиливается роль службы управления (менеджмента) на
предприятии. В рыночной экономике деятельность работников служб управления -
менеджеров - должна быть нацелена на рост эффективности производства. Так,
управление трудом должно способствовать увеличению объемов производства и прибыли.
Предлагаемое учебное пособие
ставит задачу обратить внимание на те изменения, что происходят в переходный
период к рыночной экономике. Рассмотрим их подробнее.
8.1. АКТУАЛЬНОСТЬ
ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Повышение эффективности производства
является ключевой проблемой экономики на современном этапе. Что же такое эффективность
производства?
Экономическая эффективность производства
является категорией, которая характеризует его результативность. Категория “эффективность
производства” свойственна любой общественно-экономической формации. При всех
способах производства людей интересует сравнение затрат и результатов своей
труда.
Различают два подхода к оценке
экономической эффективности производства. Экономическую эффективность в общем
виде можно отобразить как отношение эффекта (результата) к затратам живого и
опредметненої труда. Такая общая модель может иметь два основных выражения:
• экономическая эффективность
производства определяется отношением полученных результатов к затратам (затратный
метод);
• эффективность производства
определяется отношением полученных результатов к использованным ресурсам
(ресурсный метод).
В частности, коэффициент отдачи на
инвестированный капитал равен:
Сумма прибыли до выплаты процентных
сумм по долгосрочным зобов'обязательствам и до отчисления
налоговых расходов / Среднегодовая сумма всех активов предприятия минус
краткосрочные обязательства, или среднегодовая сумма капитализированных средств
акционерного капитала плюс долгосрочные обязательства.
Коэффициент отдачи инвестиций
характеризует эффективность отдачи только части всего капитала -
долгосрочных инвестиций и капитализированного прибыли предприятия. С него
судят о финансовом состоянии предприятия. Например, финансовая устойчивость
снижается процентная ставка на заемные средства становится выше, чем величина
коэффициента.
В условиях рынка важное место
принадлежит показателю рентабельности отдачи акционерного капитала, поскольку
подавляющая часть заработанных доходов предприятию не принадлежит (процентные
выплаты по долгосрочным обязательствам, налоговые затраты). Поэтому в основу
расчета положено доход после налогообложения, отнесенный к среднегодовой
стоимости акционерного капитала.
Рентабельность отдачи акционерного
капитала рассчитывают так:
Сумма чистой прибыли после выплаты
процентных сумм по долгосрочным обязательствам и после уплаты налогов. Среднегодовая сумма собственного
капитала, представлена акционерным капиталом.
Предлагаемые расчеты показателей
рентабельности расширяют и обогащают сложившуюся на практике методику анализа,
что важно для оценки работы предприятий в условиях рыночных отношений.