Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ФИНАНСЫ

Раздел 7.

БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА

 

Ключевые термины: бюджет, бюджетный механизм, бюджетная политика, бюджетное устройство, бюджетная система, бюджетный процесс, субсидирование, изъятие средств, бюджетные ссуды, взаимные расчеты, бюджетное планирование, бюджетная резолюция, бюджетный излишек, бюджетный дефицит, бюджетное право.

 

После изучения этой темы вы будете знать и понимать:

 

- Место и роль бюджета в экономической системе государства.

- Основы построения бюджетной системы.

- Какие виды бюджетов входят в состав бюджетной системы Украины.

- Как распределяются бюджетные полномочия между государственными и местными органами власти и управления.

- Каким образом регулируются межбюджетные отношения.

 

7.1. Экономическая природа и функции бюджета

 

Бюджет государства является достаточно сложным и многогранным явлением в обществе. Раскрывая понятие "бюджет", целесообразно рассмотреть такие его важнейшие характеристики:

- по экономической сущностью категории;

- по правовым характером;

- по форме;

- по материальным содержанием.

Прежде всего следует подчеркнуть, что бюджет является самостоятельной экономической категорией: эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми же признаками, которые присущи финансам в целом, но одновременно имеет свои особенности, которые отличают ее от других сфер и звеньев финансовых отношений. К этим особенностям относят:

1) бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанных с обособлением части ВВП в руках государства и использованием ее с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных административно-территориальных формирований;

2) с помощью бюджета происходит перераспределение валового внутреннего продукта, реже - национального богатства, между отдельными отраслями экономики, административно-территориальными формированиями, сферами общественной деятельности;

3) пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем в других звеньях финансовой системы, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, которые стоят перед обществом на каждом историческом этапе его развития;

4) сфера бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.

Отсюда можно сделать выводы о специфическое общественное назначение бюджета - обеспечить распределение и перераспределение валового внутреннего продукта между отраслями экономики, слоями населения и территориями с целью повышения эффективности экономики и благосостояния граждан.

Как экономическая категория бюджет представляет собой экономические отношения между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, по поводу распределения и перераспределения ВВП (частично и национального богатства) с целью формирования и использования бюджетного фонда, предназначенного для обеспечения выполнения государством его функций. Финансовые отношения, которые складываются у государства с юридическими и физическими лицами называются бюджетными. Централизация части ВВП в бюджете есть платой общества за выполнение государством его функций, таких как управление обществом, оборона страны, экономическая и социальная.

Кроме того, государство, выступая собственником средств производства в государственном секторе, осуществляет предпринимательскую деятельность и соответственно является одним из субъектов создания и распределения ВВП. Как доказывает мировой опыт, роль государства в распределительных процессах с развитием рыночных отношений должно расти, и бюджет в этом аспекте является самым совершенным средством для осуществления перераспределения финансовых ресурсов в частности и национального богатства в целом.

Анализ модели экономики, которая формируется в Украине, дает основания утверждать, что в последующие годы из-за бюджет должно перераспределяться не менее ЗО % ВВП. Такое соотношение будет оптимальным и обусловлен социальной направленностью выбранной модели экономики, необходимостью структурной перестройки значительной части отраслей хозяйства.

В странах среднего уровня развития доля ВВП, перераспределяемого через бюджетную систему, составляет 35-37 %, а в высокоразвитых - 45 % и более. Например, в Германии этот показатель достиг 60 %.

Сконцентрированные в бюджете средства предназначаются для осуществления государственной социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности государства. С помощью бюджета выполняются государственные и местные программы по развитию и успешного функционирования отраслей экономики, образования, здравоохранения, укрепление научно-технического потенциала и культуры, улучшение материального положения населения, поддержке социально-экономического развития регионов.

Аккумуляция в бюджетной системе значительных денежных фондов создает возможности для обеспечения равномерного развития экономики и социальной сферы на всей территории страны через маневрирования в распределении средств, нивелируя последствия неравномерного размещения производительных сил и социальные последствия расслоения граждан по их материальными состояниями.

Значение государственного бюджета обусловлено не только объемом средств, которые сосредоточены в нем. В непосредственном связи с бюджетом и под его воздействием функционируют все другие звенья финансовой системы. Следовательно, бюджет является мощным инструментом государственного управления.

Сущность бюджета как экономической категории реализуется через распределительную (перераспределительную) и контрольную функции. Содержание этих функций, сфера и объект их действия характеризуют специфику бюджета как экономической категории. Благодаря распределительной функции происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворение общественных потребностей.

Содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между различными подразделениями общественного производства. Бюджет в основном отражает вторичный перераспределение, то есть после первичного распределения валового внутреннего продукта на основные его составляющие осуществляется вторичный перераспределение с помощью налогов и предоставления за счет бюджета гражданам общественных благ и услуг. К таких благ относятся оборона страны, национальная безопасность и правопорядок, благоустройство, защиту окружающей среды, образование, здравоохранение, наука, культура и т.д. Ни одна другая звено финансовой системы не осуществляет такого разнообразного и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Сфера действия распределительной функции бюджета определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства.

Контрольная функция позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно они используются. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, который отражается в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходов.

Специфика контрольной функции бюджета заключается в том, что бюджет объективно - через формирование и использование фонда денежных средств государства - отображает экономические процессы, которые происходят в структурных звеньях экономики.

Правовая характеристика бюджета связана с его законодательным регулированием. Бюджет выступает документом (финансовым планом), в котором подается роспись доходов и расходов государства и органов местного самоуправления на бюджетный период. Государственный бюджет Украины утверждается в форме закона.

Бюджет как финансовый план играет очень важную роль в деятельности государства. Он направляет финансовую деятельность государства, определяет ее финансовые возможности и приоритеты.

По материальному содержанию бюджет - это фонд финансовых ресурсов, который находится в распоряжении органов исполнительной власти определенного уровня и используется для выполнения возложенных на них функций, предусмотренных Конституцией.

Бюджет как централизованный денежный фонд находится в постоянном движении: практически ежедневно к нему поступают средства и проводится финансирование расходов. В связи с этим необходима четко налаженная система управления бюджетом, которая реализуется через бюджетный механизм, создает государство.

Бюджетный механизм - это совокупность конкретных форм бюджетных отношений, методов мобилизации и расходования бюджетных средств. Через бюджетный механизм государство регулирует экономику, стимулирует производственные и социальные процессы.

В бюджетных методов регулирования экономических и социальных процессов относят:

1) налоги, которые влияют на развитие производства товаров, спрос на них и их предложение;

2) бюджетное финансирование общегосударственных программ, обеспечивающих расширение производства и совершенствование его структуры, развитие социальной сферы, социальную защиту граждан;

3) финансовая поддержка отдельных отраслей и предприятий для выравнивания экономических условий их функционирования или ускоренного развития (через субвенции, льготные, беспроцентные кредиты и др.);

4) создание за счет бюджетных средств специальных фондов, резервов для предупреждения диспропорций в развитии экономики.

Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики. Поэтому переход на рыночные отношения, изменения, которые происходят в приоритетах бюджетной политики, требующих радикальных изменений и в бюджетном механизме.