РАЗДЕЛ И
ПРЕДПРИЯТИЕ В СИСТЕМЕ
ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
ТЕМА 6
ПЛАНИРОВАНИЕ БИЗНЕСА.
СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ
БИЗНЕС-ПЛАНА
6.2. Содержание и структура бизнес-плана
6.2.7. План производства продукции
Структура производственного плана включает
такие данные:
- объем производства продукции
(услуг) и объем ее реализации (в количественных показателях);
- характеристика производственных
цехов;
- производственная программа цехов;
- общая характеристика
технологических линий и оборудования рабочих мест в цехах;
- расчет оборудования;
- расчет площади цехов;
- характеристика источников
поставки сырья, полуфабрикатов и т.п.;
- расчет численности
работников производства;
- прогноз суммарных затрат, в том
числе их деление на постоянные и переменные.
Следовательно, эта часть бизнес-плана имеет
проинформировать о:
- общий подход к
производства;
- источники сырья;
- технологические производственные процессы;
- требования к трудовым ресурсам и
потребность в них;
- характер сотрудничества
поставщиков и покупателей;
- суммарные затраты на производство
и их деление на постоянные и переменные;
- контроль за качеством продукции.
Как документ внутреннего планирования
бизнес-план должен быть подробным планом производственной деятельности. В нем необходимо
рассмотреть сам процесс производства продукции: описать здания, оборудование,
потребности в сырье и трудовых ресурсах, технологические процессы, а также
возможности бизнеса, использования производственных мощностей и программ контроля
качества.
В производственном плане следует также
рассмотреть уровень сервиса, который фирма сможет обеспечить потребителям товара или
услуги.
Информация об источниках снабжения
сырья полуфабрикатов оформляются в таблицу, где указываются основные
условия для заключения сделок с поставщиком на отдельные виды сырья, продукции,
полуфабрикатов, форма оплаты, виды поставок, методы завоза и т.д. (табл. 6.1).
Таблица 6.1
ФОРМА ПЛАНА ПОСТАВКИ
№
|
Поставщик
|
Характеристика
сырья,
полупродуктов
|
Основные условия поставки
|
виды
поставок
|
методы
завоза
|
форма
оплаты
|
другие
условия
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
б
|
7
|
Расчет численности работников
производства сводится к определению явочной и списочной численности.
Явочная численность - это ежедневная
постоянная количество рабочих на рабочих местах при установленном режиме
рабочего дня.
Среднесписочная численность включает
общее количество рабочих, запланированную по штатному расписанию предприятия с
учетом дополнительной потребности в работниках для изменения лиц, находящихся в
отпусках, отсутствующие по болезни и по другим причинам.
При установлении функционального состава
работников по штатному расписанию предприятия их условно группируют: работники
аппарата управления и специалисты; рабочие производства, в том числе основной
и вспомогательный производственный персонал; обслуживающий персонал.
Учитывая, что численность и квалификационный
состав работников отдельных категорий зависят от форм собственности на средства
производства, эти показатели определяются в организационно-юридическом плане.
В производственном плане обосновывается
численность работников производства и обслуживающего персонала.
Явочная численность этих категорий
работников может определяться различными методами:
- на основе действующих нормативных
показателей, которые учитывают оптимальный уровень затрат труда, необходимых для
выполнение установленного объема работ (норм времени, норм выработки, норм
обслуживания, нормативов численности работающих и т.д.);
- по количеству рабочих мест и
планового фонда рабочего времени предприятия и на одного работника соответствующей
категории;
- при составлении бизнес-планов
реконструкции действующих предприятий может применяться расчетно-аналитический
метод определения явочной численности производственных рабочих, когда на основе
анализа эффективности использования фактической численности рабочих определяются
резервы повышения производительности их труда и соответствующие изменения в численности
и составе рабочих по следующим факторами роста производительности труда, как
интенсификация труда, удлинение производственного процесса (эффективного рабочего
времени), совершенствование материального стимулирования труда и т.д.
Далее необходимо выбрать оптимальный
способ производства продукции. Факторы производства могут сочетаться различными
способами, обеспечивая одинаковый объем выпуска продукции. Например, можно
производить определенное количество продукции, используя большие трудозатраты и малый
капитал, или большое количество капитала и небольшие затраты труда, или же выбрать
любое другое сочетание обоих факторов, что находит отражение в смете
отдельных статей расходов предприятия.
Кроме того, необходимо показать, как
расходы зависят от объема деятельности предприятия и как оно может
меняться за определенный промежуток времени.
В краткосрочный период некоторые
затраты остаются неизменными, хотя все остальные могут меняться в зависимости от
увеличение выпуска продукции. Общие затраты на производство любого товара
состоят из двух компонентов: постоянных, которые фирма несет независимо от объема
выпуска продукции, и переменных, которые меняются вместе с объемом выпуска продукции.
Постоянные издержки могут включать
расходы на аренду и содержание помещений, амортизацию основных средств, на страхование
имущества, техническое обслуживание оборудования. Эти расходы останутся одинаковыми
независимо от объемов продукции, которую производит фирма. Все остальные являются переменными
расходами (на заработную плату, на сырье, топливо, электроэнергию, транспортные
расходы и т.п.) и возрастают по мере увеличения объема производства продукции.
Постоянные затраты могут
контролироваться в течение длительного периода, но они не меняются при изменении
объема деятельности предприятия в течение короткого промежуточного времени (эти расходы
оплачиваются даже тогда, когда продукция вообще не выпускается).
Чтобы выяснить, сколько выпускать
продукции, необходимо знать, как возрастут переменные издержки с ростом выпуска
продукции. Для этого необходимо использовать некоторые дополнительные критерии измерения
расходов и, прежде всего, предельные, или маргинальные затраты.
Предельные издержки характеризуют
прирост издержек в результате производства одной дополнительной единицы продукции.
Поскольку постоянные издержки не меняются с изменением объема производства продукции
фирмы, предельные издержки определяются ростом лишь переменных издержек при выпуске
дополнительной единицы продукции.
Предельные издержки показывают, во что
обойдется фирме увеличение объема выпуска продукции на каждую дополнительную
единицу.
Средние затраты - это затраты на
единицу выпуска продукции, которые тоже бывают трех видов: средние постоянные,
средние переменные и средние общие.
Средние постоянные издержки
определяются делением постоянных издержек на объем выпуска продукции. Поскольку
постоянные затраты не изменяются, средние постоянные издержки снижаются по мере увеличения
объема выпуска продукции.
Средние переменные издержки определяются
делением переменных издержек на объем выпуска продукции.
По мере увеличения объема выпуска
продукции средние переменные издержки могут увеличиваться или уменьшаться или
оставаться на одинаковом уровне.
И наконец, средние общие затраты
определяются делением общих затрат на объем выпуска продукции и представляют
собой затраты в расчете на единицу продукции.
Для определения оптимального объема
деятельности в соответствии минимального значения средних общих затрат
используют показатель предельных издержек.
Минимальный уровень средних
общих затрат достигается при таком объеме деятельности, когда предельные
затраты по своей величине соответствуют общим средним издержкам. Такой
объем деятельности является оптимальным.
Кроме того, сравнивая общие
затраты с ценой продукта, можно определить, будет ли прибыльным его
производство. Следует подчеркнуть, что концепция роста объема производства
товаров и услуг может базироваться не только на прогрессивной продуктовой идеи, а
и на перспективной коммерческо-производственной идеи. Обоснование этих идей
обеспечит предприятию доверие будущих инвесторов и кредиторов. Производственная
идея может касаться создания новых собственных мощностей, дополнительных
торговых объектов для продажи производимых продуктов или реконструкции
действующих, внедрение прогрессивного способа производства, новой техники и
технологии, кооперирования производственной деятельности с другими предприятиями и т.д.
Производственная стратегия предприятия
раскрывает развитие производственных мощностей и все другие условия последующего развития
производства уже известных или новых продуктов, организацию материально-технического
снабжение, определение поставщиков, обеспечение надежности поставок,
контрактный договор на изготовление продукта, предусматривающий условия
материально-технического снабжения, продажи и оплаты готовой продукции, срок
общего цикла выполнения заказа на производство продуктов.
Исходя из оценки реализованного и
потенциального спроса на товар и собственных затрат на производство, предприятие
решает, что производить, сколько производить и с какими расходами, чтобы максимизировать
свой доход. В расчет принимается ожидаемая цена товара и расходы на
производство, а количество производимого и предлагаемого товара определяется
производителем исходя из условий максимизации собственного дохода.
Под собственным доходом следует понимать
объем чистой прибыли, т.е. разницу между выручкой от продажи и полными,
включая фиксированные затраты.
Итак, главным мотивом предложения есть
максимизация прибыли производителя. Объем, или размер, предложения - это количество
товара, которое производитель с целью максимизации прибыли производит и предлагает для
продажи в течение определенного периода времени при определенной цене товара. Характер линии
предложения зависит не только от цены, но и от срока - периода реализации
товара при прочих равных условиях.
Предложение - это производство товара
для продаж. Отметим, что налаженное производство определенного товара достаточно
инерционным, поэтому продукция здесь будет производиться некоторый период, даже если цена
на рынке будет падать. В этом случае предложение носит одномоментный характер
(одномоментная предложение). Если период исчисления объема продаж достаточно
большой, реакция производителя на изменение цены товара значительно влиять на объем
предложения. Если эта реакция заключается лишь в изменении объемов использования таких
переменных факторов, как труд и материалы, но при этом не меняются производственные
мощности, то речь идет о так называемую краткосрочную предложение. Если же
рассматривается период, в течение которого видоизменяются и основные фонды, то
считается, что предложение имеет долгосрочный характер.