Раздел 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РАЗВЕДКА
(экономический шпионаж)
3.1. Экономическая разведка
как фактор в конкурентной борьбе
Место и роль экономической разведки в
конкурентной борьбе. Движущим механизмом современного экономического прогресса является конкуренция.
Именно она заставляет всех субъектов экономической деятельности следовать законам
повышение эффективности производства. Экономический прогресс общества дает
преимущества тем, кто предлагает продукцию с меньшими затратами, лучшего качества.
Прогресс требует, чтобы сферу экономической деятельности покинули те, кто производит
худшую по качеству продукцию с большими затратами. Эти проблемы в конкуренции
решаются жестким механизмом: одна часть получает дополнительные выгоды, другая
часть разоряется.
Неравенство доходов, дополнительные выгоды
и является той основой, на которой возникла экономическая тайна, то есть информация о
способы получения дополнительных выгод. Если появление дополнительных выгод породила
тайну; то последняя породила стремление части людей владеть ею, так же,
как у владельцев тайны - сохранить и защитить ее: ФБР США в настоящее время ведет 800 дел
экономического шпионажа [70].
► Общеизвестно,
что все виды разведки оцениваются другой стороной как шпионаж.
Хищения тайны, т.е.
экономическая разведка, уходит корнями в седую древность. Истории известно, например,
что арабы около четырехсот лет охотились за секретами “греческого огня”.
Секреты китайского фарфора и шелка в свое время были также важными объектами
экономической разведки. Как известно, севрский фарфор в восемнадцатом веке
стал не чем иным, как результатом применения похищенных секретов китайской
императорской фарфоровой мануфактуры. Так же севрські фарфоровые секреты были
похищенные у французов англичанами.
Из истории также известно, что
шпионаж немалую роль сыграло в становлении английской сталелитейной
промышленности. Англичанам за помощью шпионажа удалось собрать секреты
сталелитейной дела, которые в свое время имели в своем распоряжении Бельгия,
Германия, Италия, Испания [31].
► В Москве и сегодня работает фабрика “Сакко
и Ванцетти”, производящая карандаши. Как сообщали советские газеты в 1926 г.,
она была открыта до майских праздников. Но газеты практически ничего не
писали о том, как она была построена. В свое время молодой американский
предприниматель А. Хаммер, будучи знакомым с Лениным и помогая Советскому
Союза восстановить разрушенную войной экономику, гуляя Москвой, обратил внимание на
то, что в магазинах продаются карандаши по цене, во много раз выше, чем
Соединенных Штатах Америки. Желание получить дополнительные выгоды привело к
подписание контракта между А.Хаммером и Советским правительством о строительстве
карандашной фабрики. СССР не имел ни технологии производства карандашей, ни
оборудование. Между прочим А. Хаммер также не имел ни того, ни другого. Однако все что
было необходимо для производства карандашей было в Германии, которая совсем не желала
делиться технологическими секретами с третьими лицами. А. Хаммер получил секреты
вместе с немецким инженером Г. Бейером, предложив последнему чрезвычайно
высокую заработную плату и премиальные в несколько центов с каждого произведенного
карандаша. Остальные проблемы организации производства карандашей для А. Хаммера не
составляла секретов [22].
Особенно широкое распространение
шпионаж получило в области военной экономики в связи с производством и
продажами новейших вооружений. Яркие примеры такого шпионажа наблюдались
в процессе производства пулемета “Максим”, когда грек Базиль Захаров вел подрывную
шпионскую работу против инженера-изобретателя Максима.
Эти примеры можно продолжать до
бесконечности. Они лишь подтверждают сказанное ранее: экономический шпионаж
сопровождает конкуренцию, в каких бы сферах и формах она не осуществлялась.
Говоря о месте и роли
экономического шпионажа в конкурентной борьбе, нельзя не остановиться еще на
одной стороне проблемы - количественного измерения выгод и потерь от шпионажа.
По подсчетам американских экономистов, к середине 80-х гг. корпорации СЕЛА
терпели убытки примерно в объеме 20 млрд. долларов [31], что составляло около 1/5 часть
нераспределенной прибыли корпораций. Но если для одних корпораций это потери,
то для других - выгоды, и немалые. Если на традиционных технологиях бизнесмен может
получить 10-20% прибыли, на
новейших в период
развития продукта - до 100-200%, то в отдельных случаях инвестиции в шпионаже
приносят до 1000% прибыли. Однако, учитывая особый риск в этой области, не
можно не предупредить, что нередко случается и чистый убыток [70].
Классификация экономической разведки. В
популярной литературе о разведке распространены такие понятия, как экономическая
разведка, промышленный шпионаж, коммерческая разведка, военная разведка,
политическая разведка, космическая разведка и др. Мы назвали различные виды разведки,
которые с одной стороны связаны между собой, а с другой - несут в себе понятийные
различия. Поэтому на первичном уровне выделяются экономическая, военная и
политическая разведки. Каждая из них, в свою очередь, делится на составные части
(рис. 3) [46].
Рис. 3. Структура разведки
Экономическая разведка наиболее сложная
по своей структуре. Нередко экономическую и промышленную разведку ставят рядом
или же пытаются показать как независимые друг от друга. Необходимо иметь в
виду, что экономическая разведка интересуется всей информацией, что имеет жизненно
важное значение и обеспечивает преимущества конкуренту, и касается таких
сторон его хозяйственной деятельности:
- ресурсов, имеющихся в
распоряжении;
- процессов производства
экономических благ, то есть технологий;
- процессов распределения и обращения;
- процессов потребления;
- моделирование процессов
производства и экономических явлений;
- исследовательских процессов.
► Некоторые авторы в
рамках экономической разведки выделяют промышленную и коммерческую разведки [22,31].
Промышленная разведка охватывает научные
исследования, технологии, организации производственных процессов, разведку ресурсов.
Здесь четко определились свои направления.
Первым и важнейшим из них можно назвать научно-техническую разведку. В ее
рамках формируются свои подсистемы: разведка в области фундаментальных наук и в
опытно - конструкторских работах . Если первое направление определяет принципиальные
направления решения отдельных проблем, то второй обеспечивает реальные подходы к
получения возможных выгод посредством производства новейших компьютеров,
самолетов, автомобилей, холодильников и др.
Относительно самостоятельным направлением
промышленной разведки является технологическое шпионаж. Нередко разворачиваются действительно
драматические баталии, когда готовы к применению технологии вдруг оказываются в
руках конкурентов [46].
Особое место в области промышленного
шпионажа занимает разведка ресурсов. Безусловно, ресурсы всегда есть только
потенциальным источником высоких доходов. Но они могут играть важную роль
в условиях высоко-и низкотехнологичных производств.
►
Коммерческий шпионаж направлено на исследование издержек, менеджмента,
маркетингу.
В рамках последнего особое внимание
предоставляется разработке конкурентом продукта, организации рекламы, продаж, рынков
и т. др. Также можно выделить и такой
важное направление, которое касается финансов предприятия, региона, отрасли,
страны.
Отмечена классификация весьма
условная и, нетрудно заметить, опирается на функциональные особенности объекта
разведки, то есть конкурента.
Классификация разведки может
определяться и объектом шпионажа или субъектом экономических и правовых
отношений. Экономическая разведка организуется против отдельных граждан, т.е.
физических лиц; против отдельных фирм, предприятий и организаций или юридических лиц
и, наконец, против государства. Все эти виды разведки взаимосвязаны между собой. Но в
данном случае нас интересует в большей степени экономическая разведка против
конкурентов-предприятий, то есть юридических лиц.
Объекты экономической разведки. Если
ваш конкурент солидный и имеет научно-исследовательские и опытно-конструкторские
подразделения, большой интерес для вас должны представлять фундаментальные и
прикладные разработки продукта и технологий.
Кроме того, в отношении продукта или
услуги конкурента для вас интересными будут такие показатели, как объемы и
тенденции развития производства, предстоящие изменения в номенклатуре продукции,
технологии и оборудовании, качества и эффективности изделий.
В области маркетинга конкурента
особый интерес имеет его рынок (структура, сегменты, емкость, тенденции
развития, как складываются отношения вашего конкурента с потребителями,
организация рекламы, упаковка, доставка и продажи продукта, численность и
размещение торговых агентов, каналы, политика и методы сбыта). Особое внимание
при исследовании маркетинговой деятельности конкурента должна предоставляться ценовой
политике [46].
В области менеджмента, применяемого
вашим конкурентом, особый интерес представляет структура организации, ее
коммуникации, их эффективность, надежность; круг лиц, принимающих ключевые
решение, их философия, особенности и склад характера, увлечения, хобби, занятия
спортом; морально-нравственное состояние коллектива. Все эти особенности вашего соперника
могут быть использованной в конкурентной борьбе с ним.
В области кадров должны представлять
интерес все подробности личной жизни всех носителей информации, которыми могут
быть не только лица, принимающие ключевые решения. Здесь имеют значение их
здоровые вкусы, привычки - явные и тайные недостатки, состав семьи, привычки членов семьи,
их образ жизни, близкие друзья носителей информации и их образ жизни.
Важное значение имеет исследование
инфраструктуры бизнеса вашего конкурента. Здесь выясняется его расположение,
подъездные пути, системы внешней связи, водо - и энергоснабжения, связи
с поставщиками, склады, оборудование, производственные особенности и др. Эти
сведения могут быть также эффективно использованы в конкурентной борьбе.
Особое место и самое важное
значение среди объектов экономической разведки занимают финансы предприятия,
организации. В них концентрируются все самые важные особенности работы
предприятия. Кроме того, в них отражается состояние взаимоотношений предприятия
с государством, потребителями, поставщиками. Следует иметь в виду то, что финансовая
отчетность регламентируется международными и национальными стандартами, обеспечиваются
интересы внешних пользователей информации. Из всей совокупности финансовых
показателей предприятия особый интерес представляет эффективность функционирования
капитала, доходность и рентабельность, состояние ликвидности и платежеспособности,
использование заемных средств и т.д. Особое место среди финансовых показателей
занимают денежные обороты и расходы.
Принципы экономической разведки.
Принципы и средства, применяемые в своей деятельности экономической разведкой,
определяются задачей, которую необходимо решить.
► В задаче можно выделить две
укрупненные составные части [40]:
1. Добыча
необходимой информации о конкуренте.
2. Охрана
собственной информации от разведки конкурентов.
Вся разведывательная деятельность для
решение этих составляющих общей задачи связана со сбором, обработкой,
обобщением и защитой информации, она должна опираться на ряд принципов,
которые обеспечивают ее эффективное функционирование.
Первым и важнейшим принципом организации
любой разведывательной деятельности, в том числе и экономической, является
беспристрастность в отборе, систематизации, обработке и передаче адресату полученного
информации.
► Истории известны
много трагических последствий предвзятого отношения к данным разведки.
Трагические последствия предвзятого
отношение к данным разведки общеизвестны. Как подчеркивает А. Даллес, подобной
ошибку допустили американцы в оценке результатов разведки о намерении японцев
атаковать Пирл-Харбор [40], а также когда для них полной неожиданностью оказался
первый в мире искусственный спутник земли, запущенный Советским Союзом. Сейчас
принцип беспристрастности в разведывательной работе единственным из определяющих.
Следующим принципом является системность
информации, полученной экономической разведкой. На основе этого принципа
обеспечивается достоверность информации, а значит качество и эффективность разведки.
Если вы получили информацию о
хорошее финансовое состояние соперника, то это еще совсем не означает, что у него крепкие
конкурентные позиции. Вполне возможно, что это финансовое здоровье базируется на
устаревшей технологии, когда жизненный цикл основных товаров и технологий фирмы
прошел этап зрелости и переходит в спад, а фирма не инвестирует капиталы в
обновление производства. Выход на рынок фирмы с новейшими технологиями может быстро
отбросить этого конкурента назад.
► Данные экономической
разведки должны быть взаимосвязаны по составляющих подсистемах. Только в
этом случае можно сделать безошибочные выводы. Финансовые показатели должны
подтверждаться маркетинговыми, а маркетинговые - в свою очередь - производственными,
технологическими.
Третий принцип - конфиденциальность.
Экономическая разведка, вместе с открытой, имеет дело с секретной информацией. В
рамках этого принципа формируются свои правила. Прежде всего, добывания любой
информации из полулегальных или нелегальных источников должно носить закрытый
характер. Дело в том, что законодательства некоторых стран запрещают собирать
информацию на физических лиц. Например, часть 4 ст. 23 Закона Украины “О
информации” запрещает сбор сведений о личности без ее предварительного согласия по
исключением случаев, предусмотренных законом.
► Конфиденциальность
экономической разведки означает, что добывание информации у конкурента должно
оставаться для него тайной.
Следующее правило сводится к
необходимости охраны жизненно важных секретов фирмы.
►
3 приведенных выше внутренних правил конфиденциальности вытекает следующее. Оно
говорит: - не делать тайны из того, что известно всем и каждому и абсолютно
очевидно для друга и врага [46].
Излишняя секретность для корпорации
будет мешать даже рекламной работе. Она будет тормозить нормальные технологические
процессы, научно-исследовательскую и конструкторскую работу [40].