Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Региональная экономика

Глава VII

 

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

 

4. Влияние налоговой политики на формирование бюджета

 

На экономическую сущность бюджета влияют объективные и субъективные факторы. К объективным относятся состояние экономики, характер производственных отношений и уровень развития производительных сил. Изменения производственных отношений и способа производства меняют как доходную часть бюджета, так и распределение валового внутреннего продукта. Отношения собственности меняют суть, назначение и распределение бюджета. К объективным факторам относятся также особенности, присущие отдельным областям: природные - наличие полезных ископаемых, нефти, газа, чернобыльская зона; экономические - где преобладает производственная или сельскохозяйственная отрасль; социальные - количество учащихся, больных, больничных коек, социально-культурных учреждений и т.д. К субъективным факторам относятся внешняя и внутренняя политика государства, прогнозы экономического развития и экономической ситуации.

На местном уровне структура доходов и расходов бюджетов практически не отличается, за исключением сумм доходов и расходов, обусловленных развитием регионов.

Повышению роли бюджетов всех уровней способствует введение прогрессивных методов их расчетов и прогнозная оценка финансовых показателей деятельности предприятий всех форм собственности. Целевая, количественная, многовариантная оценка всех показателей дает возможность повысить реальность поступлений и расходов бюджетов. Ведущим звеном в этих расчетах есть налоговая политика государства.

Переход к рыночным отношениям меняет все экономические институты, среди которых - бюджет. Взвешенная налоговая политика является гарантом стабилизации экономики и ее поступательного развития.

Влияние государства на экономические процессы происходит как через законодательные и нормативные документы, так и через финансовую и кредитную политику, и прежде всего через государственный бюджет. В переходный к рыночной экономике период через бюджет осуществляется перераспределение средств, инвестирование приоритетных направлений развития производства, выполнения целевых общегосударственных программ. Для этого государство использует различные методы, основными из которых является налоговая политика, прямое бюджетное финансирование, дотации, субвенции, субсидии, предоставления бюджетных кредитов и создания различных фондов. Налоги и налоговая политика существенно влияют на развитие производства, а через него - конкретно на различные виды услуг, цена товаров, стоимость работ и т.д. Прямое бюджетное финансирование используется государством для финансирования конкретных целевых программ, которые обеспечивают поступательное развитие экономики. Дотации и субсидии дают возможность выравнивать экономически слаборазвитые регионы и области и подтягивать их до среднего уровня. Бюджетные ссуды является действенным средством поддержки как отдельных отраслей, так и регионов. Создание целевых централизованных фондов дает возможность, особенно в инфляционные периоды, поддерживать социально-культурную сферу и проводить непредвиденные расходы.

Налоги с любых доходов, уплачиваются физическим лицом в иной, чем денежная форма, удерживаются из источников выплат за счет этого лица.

Налоговый орган имеет право определять доходы физического лица, оценивая ее расходы на личные нужды и потребности ее семьи. Такая оценка осуществляется только в тех случаях, когда расходы физического лица на приобретение и содержание недвижимости и другого имущества, что включает транспортные средства (автомобили, плавсредства, самолеты), драгоценности, землю, фондовые и валютные ценности, предметы старины и искусства, корпоративные права, явно не соответствуют задекларированным доходам такого физического лица или членов ее семьи.

Суммы налога на доходы физических лиц зачисляемые в бюджеты территориальных общин по месту нахождения плательщика налога.

Налоговая реформа наряду с уменьшением налогового давления через изменение налогового законодательства имеет урегулировать отношения субъектов хозяйствования различных организационно-правовых форм, различных форм собственности и направлений деятельности с государством, создавать для них одинаковые стартовые возможности. Главной задачей государства при проведении налоговой реформы должно быть обеспечение стабильности налогового законодательства, которое отражается в налоговом кодексе.

В условиях нестабильной экономики бюджет занимает одно из ведущих мест в поддержании жизнедеятельности государства, достигается через перераспределение бюджетных средств между отраслями и регионами. При этом должны соблюдаться принципы эффективности, стабильности и социальной справедливости. Эффективность влияния бюджета на развитие экономики зависит в первую очередь от ее состояния, налоговой политики четкого режима, экономного использования средств бюджета и направления сэкономленных средств в приоритетные отрасли производства, а стабильность бюджета - от стабильного развития экономики. Государство, регулируя развитие экономики как по отраслям, так и в регионах контролирует общеэкономические пропорции, создает резервы для преодоления диспропорций и инвестирует внедрения новейших технологий. Значительное место в этом процессе принадлежит внедрению в жизнь достижений научно-технического прогресса, что требует поддержки со стороны государства науки, образования, подготовки высококвалифицированных кадров.

Социальная справедливость находит свое отражение в установлении дохода бюджета того или иного региона согласно экономического развития этого региона, а также в соблюдении единых критериев финансирования расходов учреждений образования, здравоохранения, всей социально-культурной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и других непроизводственных сфер.

В условиях спада производства действенность бюджета значительно снижается из-за превышения расходов над доходами, что приводит к дефициту бюджета, то есть превышения расходов бюджета над доходами. Результатом этого является несбалансированность бюджета, сокращение финансовых возможностей государства, спад производства, неполучения запланированных доходов. Причина бюджетного дефицита кроется в проведении расходов без учета доходов, пренебрежении элементарными правилами целевого использования средств и жесткого режима их экономии, росте аппарата управления. Сбалансированность бюджет зависит от инфляционных процессов, кризиса платежей и не взвешенной налоговой политики. Наличие бюджетного дефицита негативно Влияет на экономическое состояние государства и его политическую деятельность, приводит к ускорению инфляционных процессов за счет эмиссии денег, ухудшает состояние экономики.

Управляемый дефицит бюджета, как показывает мировая практика, оживляет экономику, стимулирует ее, а неконтролируемый дефицит бюджета приводит к ухудшению экономического состояния.

Оптимальный уровень дефицита бюджета определяется через отношение к валовому внутреннему продукту или к расходов бюджета. Мировая практика показывает, что предельный дефицит бюджета может быть от двух до трех процентов по отношению к валовому внутреннему продукта и не более четырех-шести к расходной части бюджета. Как правило, в экономически развитых государствах бюджеты утверждаются с определенным дефицитом, однако каждое государство стремится его сократить, управления бюджетным процессом базируется на принципе увеличения доходов бюджета и уменьшение или сокращение его расходов. Поэтому ведется поиск новых источников доходов или возможностей расширение доходной базы (но не за счет наращивания налогов и налогового давления). Невыраженная изменение системы налогов не дает положительных последствий.

Процесс преодоления дефицита бюджета по доходам должно базироваться на широком использовании доходов от выпуска ценных бумаг и инвестирования производства, уменьшении расходов бюджета (в пропорциональных размерах или процентах, отказ от финансирования как отдельных программ, так и отраслей) и внедрении новейших технологий и производства конкурентоспособной продукции.