Философия
Уроки по философии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ 10 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

СИСТЕМА УРОКОВ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ

 

УРОК 30

ТЕМА. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

 

Цель: продолжить знакомить учащихся с особенностями философии Нового времени, методологии философов Ф. Бэкона и Р. Декарта; воспитывать уважительное отношение к достижениям философской мысли.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Форма проведения: лекция.

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Актуализация знаний. Мотивация учащихся

 

III. Проработка нового учебного материала

Методология фрэнсиса Бэкона

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) жил и творил в эпоху, которая является периодом не только мощного экономического и культурного роста Англии.

Философия Бэкона исходит из объективной потребности общества и выражает интересы прогрессивных сил того времени. Бэкон отвергает философию как созерцание и представляет ее как науку о реальном мире, базирующейся на опытном познании. Своей позицией он утверждает новую исходную точку и новое основание для всякого познания. Его творчество содержит следы компромисса. Этот компромисс первоначально был присущ всем общественном развитии Англии того времени и определил поддержку Беконом концепции «двойной истины», т.е. истины «откровения», истины о Боге (теологической) и истины философии, т.е. истины познаваемого, созерцательной. Основное внимание Бэкон уделял проблемам науки, знанию и познанию.

Смысл, призвание и задачи науки Бэкон описал во вступлении к работе «Великое возрождение науки»: «...в конце концов, я хотел бы призвать всех людей к тому, чтобы они помнили истинные цели науки, чтобы они не занимались ею ни ради своего духа, ни для некоторых ученых споров, ни ради достижения власти, ни для других низких замыслов, но ради того, чтобы иметь от нее пользу и успех именно в жизни». Он отвергает спекулятивные схоластические диспуты и ориентируется на познание действительности, реально существующего мира. Основными средствами этого познания являются, согласно Бэкону, чувства, опыт, эксперимент и то, что из них следует. Он рассуждает, «что человеческий разум сам себе мешает работать и что он не использует определенным образом необходимых вспомогательных средств (которыми владеет человек), от чего и получается в большинстве случаев незнания вещей, а из этого незнания утекают «бесконечные потери». Исходя из этого, он сделал вывод, что необходимо приложить усилия, чтобы обновилось или по крайней мере хотя бы улучшилось соединение между мыслями и вещами.

Основной метод, который должен был обеспечить выполнение этой задачи, был описан в «Новом Органоне». Новый метод познания обусловило и новую концепцию реальности. Хоть Бекон явно нигде не формулирует этот метод, но, уже исходя из факта, что этот метод опирается на чувства, вытекает, что предметом философии является действительность, которая познается через чувства (то есть материальная).

Чувственное восприятие явления в том виде, как с ним сталкивается образованный человек и о нем размышляет, является сущностью позиции Бэкона. Творчество Бэкона характеризуется определенным подходом к методу человеческого познания и мышления. Исходным моментом любой познавательной деятельности является для него чувства. Поэтому его часто называют основателем эмпиризма - направления, которое строит свои гносеологические позиции преимущественно на чувственном познании и опыте. Основной принцип этой философии определен тезисом: «Нет ничего в разуме, что не прошло через чувства». Чувственное познание в его узком смысле Бэкон, таким образом, включает в общий контекст опыта и эксперимента. Поэтому точнее философию Бэкона определить как эмпирическую. Емпірія - опыт, опирающийся на эксперимент, - является для него исходным пунктом нового научного метода, который он характеризует как «науку о лучшем и более современное использование разума при исследовании вещей и истинный разум, который их познает для того, чтобы ум, который познает, возвеличился». Далее он говорит, что это свойство является разновидностью логики. Саму логику он понимает как оружие познания - органон. Однако его «логика» резко отличается от дедуктивной (аристотелевской) логики, опирающейся на теорию силогізма.

Основным рабочим методом своей логики Бэкон считает индукцию. «Под индукцией я понимаю форму доказательства, которая присматривается к чувствам, хотела бы познать истинный характер вещей, стремится к действиям и почти с ними сливается». Он отвергает ту индукцию, как он говорит, осуществляется простым перечислением. Бэкон подчеркивает необходимость переделать, а точнее, разработать индуктивный метод. «Наукам необходимы такие формы индукции, которые проведут анализ опыта и отличат друг от друга эксперимент и только потом, когда, соответственно, исключат и отвергнут, придут к конечному выводу». Бекон понял, что, несмотря на быстрое развитие естественных знаний, научный прогресс не удовлетворяет потребностей практики. Наука должна овладеть своим предметом новым способом, и для этого она требует нового понятийного аппарата, адекватно отражал бы реальность.

Несмотря на довольно ощутимую в философии Бэкона гуманистически-ренессансную линию, именно здесь начинается господствующее для философии Нового времени толкование человека как части природы, а ее дух (который толкуется главным образом как разум) - это своеобразный механизм наблюдения за реальностью (образом которого выступает природа), предназначен воссоздать природу зеркально и поэтому, в конце концов, нетворчески.

Согласно Бэкону, «Бог создал ум подобным зеркалу, способным отразить весь мир». Отсюда - механическое по сути представление об истине как «точное» отражение предметов и процессов природы, а ошибочное мнение как создание такой зеркальной «копии» вследствие деятельности различного рода внешних причин. Бэкон называет их идолами " или «призраками» (призраками). Таких идолов Бэкон выделяет четыре группы:

1. «Призраки рода» связаны с несовершенством человеческого разума. Говоря о этот род призраков, Бекон прямо указывает на механистический характер понимания действительности. «Ум человека, - читаем у Бэкона, - уподобляется неровному зеркалу и свою природу, отражает в извращенном и искаженном виде. «Призраки рода» проистекают из-за несовершенства человеческого разума, что «предлагает порядок и равновесие в вещах больше, чем в них есть». Путь к преодолению «идолов рода» заключается в понимании этого свойства человеческого разума и последовательном проведении правил новой индукции в процессе познания (это необходимое, безусловно, основное и самое надежное средство для преодоления следующих идолов).

2. «Призраки пещеры» - искажения, имеющие своим источником индивидуальные особенности (недостатки) ума индивидов. Эти «пещеры» преломляют и искажают мир природы, с одной стороны, потому что каждому принадлежит определенная, собственная природа, с другой - потому, что каждый получает разное воспитание и встречается с разными людьми, читает определенные книги и по другим причинам такого же рода.

Другие два типа имеют своими корнями в социальную жизнь.

3. «Призраки площади» порождаются общением людей, процесс которого навязывает индивидам те или иные ошибочные, но такие, уже ставшие привычными представления. В характеристике этого типа идолов Бэкон приходит понимания взаимодействия между словом и реальностью, которую они означают. Тем самым он коснулся проблемы, которая до сих пор дискутируется в современной теории методологии науки. В свое время он не смог найти адекватного решения этой проблемы.

4. «Призраки театра» порождаются слепым поклонением людей авторитетам, старинным традициям и выдумкам.

После рассмотрения идолов как основных препятствий для достижения истинного знания Бэкон приступает к позитивному изложению своего метода. Этому посвящена вторая книга афоризмов Нового Органона».

Исходным пунктом исследования для Бэкона есть «достаточное и правильное описание природы и экспериментов». Для этого все нужно упорядочивать. Бекон составляет три основных вида таблиц. Первая из них - таблица позитивных инстанций. Бэкон назвал ее таблицей сущности и присутствия. Таблица приводит достаточно полный обзор основных проявлений исследуемых свойств.

Вторая таблица в определенной степени противоположна первой. Это таблица негативных инстанции, которую Бэкон определяет как таблицу отклонения и отсутствия наличия. Таблица разработана таким образом, что в каждом определенном достоверном случае соответствует (по крайней мере один) случай негативный.

Третья - таблица степеней, или сравнений. Методическая ценность этой таблицы в значительной степени зависит от уровня чувственного познания и экспериментальных методов, поэтому здесь содержится значительное количество неточностей.

Сравнение данных в этих трех таблицах, согласно Бэкону, может привести к определенным знаниям, в частности, могут доказываться или опровергаться гипотезы, касающиеся данного свойства. Бэкон свой метод иллюстрировал на изучении свойства тепла. Эта иллюстрация показала недостатки этого метода. Несмотря на это, заслуга Бэкона состоит в том, что его «Новый Органон» является первой попыткой в философии Нового времени реализовать общий методологический подход получения научного знания, который имел практическое применение. Он показал значения эмпирии, чувственного познания и эксперимента, что полностью отвергались схоластичною философией.

 

Методология рене Декарта

«Очищение» философии от гуманистической ориентации, следования на «чистую» (без специфического человеческого момента), объективную (безсуб'єктивну) природу, характерное для после-ренессансного этапа развития западноевропейской философии, было последовательно осуществлено французским философом Рене Декартом (1596-1650), что привело его на дуалистические позиции.

Наиболее выдающиеся его философские работы - это работы, посвященные методологической проблематике. К ним относится работа «Правила для управления умом», написанные в 1628-1629 г. В ней Декарт описал методологию научного познания. В 1640-1641 г. Декарт пишет «Размышления о первой философии», в которой возвращается к аспектам своей новой методологии и придает ей более глубокого философского обоснования. В 1643 г. выходит его труд «Начала философии», в которой полностью изложены его философские взгляды.

Философия Декарта представляет собой новый, цельный и рационально обоснованный образ мира, который не только соответствует состоянию естествознания, но и определяет направление его развития. Одновременно она вносит существенные изменения в развитие собственно философского мышления, новую ориентацию в философии, которую Гегель охарактеризовал словами: «Декарт направил философию в современное новое русло, начинает новый период философии ...Он исходит из соображений, что мысль должна начинаться с самой себя. Все предыдущие философствования, которые выходили из авторитета церкви, отныне были отброшены». Декартом был сформулирован «метод сомнения». Все то, что подвергается сомнению, то есть может быть или может не быть, рассуждает Декарт, несет в себе момент субъективизма и поэтому должно быть отброшено. Строго объективным (безсуб'єктивним) в таком случае может быть лишь нечто непосредственно данное, очевидное. «Поскольку чувства нас иногда обманывает, - рассуждает Декарт, - то я готов предположить, что не существует ни одной вещи, которая была бы такой, какой они ее изображают. Предполагая, что и я способен ошибаться так же, как и любой, я отбросил как ложные все наставления, что воспринимались мной ранее за доведение. И, наконец, принимая во внимание, что те самые мысли, которые в нас есть, когда мы не спим, могут являться к нам во сне, причем ни одна из них не является на тот момент истинной, я решил представить, что когда-либо приходило мне на ум, не более истинно, чем причудливые сновидения.

Однако я сразу обратил внимание на то, что в то время, как я был готов считать все ложным, необходимо, чтобы я, который еще мыслит, был чем-то. Заметив, что истина «я мыслю, следовательно, я существую» столь устойчивая и достоверная, что самые причудливые предположения скептиков не способны ее поколебать, я пришел к выводу, что можно без колебаний принять ее за первый принцип философии».

Скептицизм Декарта, по сути, является скептицизмом методологическим. Он выступает как скептик, который разрушает любые (мнимые) достоверности для того, чтобы найти единую первичную действительность. «Первичная» действительность может быть краеугольным камнем, который положен в основу всей конструкции нашего познания. К этим выводам Декарт пришел на основе исследований и собственного опыта. Декарт ставит вопрос о достижении действительности самой собой, действительности, которая должна быть исходным началом и поэтому сама не может опираться на другие начала. Поэтому реальность он находит в мыслящему Я - в сознании, в его внутренней сознательной очевидности.

Факт, что Декарт находит первичную достоверность в «ego cogito» (мыслящему Я) и из этой достоверности, он разрабатывает свою первую философию, связан с развитием естествознания, точнее, с развитием математических конструкций естествознания. Математика, основой которой является идеальная конструкция, считается наукой, достигающей своих истин с высокой степенью точности. Декарт подчеркивал, что достоверность арифметики, геометрии и других подобных наук заключается в том, что они больше за другие науки зависят от мыслящего Я и менее всего от «внешних реальностей». Декартове мыслящее Я является, как видим, то, что для своего существования не требует ничего, кроме самого себя. Поэтому он определяет его как «res cogitas» - мыслящую вещь, духовную субстанцию. «Таким образом Я, то есть душа, благодаря которой я есть то, что я есть, совершенно независимая от тела и более доступна для познания, чем тело, и даже если бы тела вовсе не было, душа оставалась тем, чем она является». Такой вывод прямо противоречит тезису о человеке как «машину из костей и мяса» и одновременно является последовательным развитием основателей «метода сомнения», так же, как и «машинная модель человека» является вполне последовательным выводом из механистических установок относительно человека как «части природы».

Оба заключения являются результатом «об'єктивістського» толкование реальности, которое неизбежно «разрывает» реальный мир на две замкнутые (принципиально не связанные между собой) «зоны» - духовную и материальную. И единственный способ, к которому прибегает Декарт, чтобы вернуть миру утраченную ценность - обращение к божественной мощи. В концепции Декарта функция Бога заключается в гарантии истинности познания. Познание, которое человек считает действительным, возможно, лишь кажется действительным, однако не является таковым. И лишь Бог является гарантом истинности действительных фактов.

В области теории познания Декарт (в отличие от Ф. Бэкона) однозначно отстаивает рационалистическую позицию. Декарт не отвергает чувственное познание как таковое. Но это познание следует подвергнуть подробной (скептической) критике. Также необходимо подвергнуть критике и соображения разума, как показывает опыт, много раз приводили к ошибкам. Истинность познания, по Декартом, состоит из достоверности сознания, что сомневается - Я, что сомневается. Тем самым он приходит к «субъективизации» в понимании истинного познания, но в то же время создает новое понимание, которое соответствовало развитию тогдашней науки, естествознания. Основным видом познания, по Декартом, является рациональное познание, инструментом которого выступает разум.

В «Размышлениях о методе» Декарт говорит, что он не может научить метода, который должен следовать каждый, чтобы правильно вести свой разум, а может только показать, каким способом он сам направил свой ум.

Правила, которых он придерживается и которые считает важнейшими:

• никогда не воспринимать любую вещь за истинную, если ты ее не познал как истинную наглядно; не проявлять поспешности и заинтересованности; не включать в свои суждения ничего, кроме того, что предстало как ясное и видимое перед моим духом, чтобы не было никакой возможности сомневаться в этом;

• разделять каждый из вопросов, которые следует изучить, на столько частей, сколько необходимо, чтобы эти вопросы были лучше развязаны;

• свои идеи раскладывать в соответствующей последовательности, начиная с предметов простейших и тех, которые легче поддаются познанию, продвигаясь понемногу, словно со ступеньки на ступеньку, до познания более сложных, придерживаясь порядка даже среди тех, что на самом деле не следуют одна за другой;

• совершать везде такие полные расчеты и такие полные обзоры, чтобы быть уверенным в том, что ты ничего не упустил.

Первое из правил Декарта является концентрированным выражением его методологического скептицизма. Оно имеет ярко выраженный гносеологический характер. Это правило можно считать главной предпосылкой для использования следующих правил. Если условия первого правила не удовлетворяются, остальные правила не могут гарантировать разуму, что он придет к истинному познанию.

Следующее правило требует аналитичности. Третье правило относится к міркувальних выводов. Условия, которые оно содержит, есть в ходе развития новой философии и науки неотделимой и эффективной составной частью основных методологических принципов.

Заключительное правило подчеркивает необходимость определенной систематизации как познанного, так и того, что познается.

Правила Декарта, как и все его «Рассуждения о методе», имели исключительное значение для развития философии и науки Нового времени. Условие «очевидности» и «интуитивной» - исходных положений научной теории является одним из основных характеристик научного познания в наше время.

В отличие от Ф. Бэкона, который в «Новом Органоне» считает индукцию основным методом получения истинных фактов, Декарт таким методом считает рациональную дедукцию. Формулирует он этот метод с противоположных позиций по сравнению со средневековой схоластичною философией.

Значение Декарта для развития современной науки и философии огромно. Кроме того, что он утвердил «новые принципы философии», он способствовал развитию ряда специальных научных дисциплин, в частности математики. Он является основателем аналитической геометрии. Его труды, посвященные проблемам физики, в том числе оптики. Его идеи, касающиеся естественных наук повлияли на развитие философского и естественнонаучного мышления.

 

Защита ученических проектов

• «Особенности философской парадигмы Нового времени».

• «На пути преодоления философского дуализма».

 

ИV. Итоги урока

 

V. Домашнее задание

Подготовить вопросы для опроса в парах по материалам лекции.