СИСТЕМА УРОКОВ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ
УРОК 31
ТЕМА. СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ (XIX-ХХ ВВ.)
Цель: раскрыть особенности современной философии ХІХ-ХХ ст.; познакомить учащихся с процессом формирования современной философской мысли; развивать умение анализировать факты и делать выводы; воспитывать чувство причастности к процессу развития мировой философской мысли.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма проведения: лекция, эвристическая беседа.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности учащихся
Сообщение темы и задач урока.
Работа над эпиграфом к уроку
Сейчас мы переживаем перелом в научном мировоззрении.
В. Вернадский
1. Как вы понимаете высказывание В. Вернадского?
2. С чем связывает В. Вернадский современные изменения в научном мировоззрении?
3. Назовите философов, мыслителей, которые стали основоположниками новых направлений научно-философской мысли.
III. Проработка нового учебного материала
Лекция
Учитель. Особенностью современной философской мысли является то, что каждый из ее направлений превратился в самодостаточную интеллектуальную практику - со своими базовыми близки к наверняка, способами подачи и решения вопросов, собственной системой авторитетов и аргументации, специфическим языком и традицией исследования. Даже со своими исследовательскими и образовательными институтами, научными сообществами, периодическими изданиями и т.д. Природное призвание философского мышления заключается в том, чтобы помочь сознания получить интеллектуально взвешенные ориентиры. Но сегодня оно само нуждается ориентиров, чтобы не потеряться в конкурентных утверждениях и подходах. Возникает вопрос: какому способу понимания и каком языке описания отдать предпочтение? Это ставит вопрос не только тот, кто обращается к современному философскому мышлению. В другой форме оно предстает и перед собственно философским умом: каков онтологический и гносеологический статус имеют собственно философские суждения и анализы, от достоверности которой им следует отталкиваться?
Чтобы дать ответ на поставленные вопросы, необходимо выяснить ретроспективу нынешней философской ситуации.
От времени своего возникновения в эпоху Бэкона-Декарта новоєвропейська философия почти триста лет (XVII-XIX вв.) была единственным интеллектуальным течением. Разные и даже противоположные теоретические позиции, которые возникали и полемизировали в ее рамках, были ответвлениями и вариациями единой в своей основе метафизики, а именно - философии самосознательного субъекта (другие ее титулы - «философия сознания», «философия рефлексии», «классический европейский рационализм»). Своего наивысшего и логично исчерпывающего выражения эта философская традиция приобрела в учении Гегеля. И тут же подвела свой теоретический итог.
Около середины XIX в. гегелевскую систему подвергли деструкции из четырех теоретических направлений: гегелевскую спекулятивность опровергла позитивистская критика Канта, панлогізм - волюнтативна критика Шопенгауэра, всеобщность и имперсональность - экзистенциальная критика Кіркегора, редукцию человека к сознанию - антропологическая критика Фейербаха. Эти направления не только закладывали основы для новых течений философской мысли. Была создана почва для изменения самой формы существования философского ума - от единого интеллектуального поля в совокупности автономных теоретических дискурсов. Эта радикальная метаморфоза произошла уже в ХХ в. и стала нормой работы философского мышления.
Философия в ХХ в. просуществовала под знаком завершение новоевропейской метафизики и пересмотра ее основ, воплощением чего стал онтологический поворот в его многочисленных модификациях как автономных теоретических дискурсах: феноменологічній (Гуссерль и Мерло-Понти), лингвистической (Витгенштейн), антропологічній (Шелер), герменевтичній (Гадамер), коммуникативной (Хабермас), «структуралістській» (Фуко) и т.п. Но каждый из этих дискурсов в собственном же-обосновании сохраняет свойственное классической модернистской мысли посягательства на истинность своих положений и достоверность исходных теоретических предположений.
Это роднит философии XX в. с классической новоєвропейською метафизикой, которая предполагает как необходимый и основополагающий принцип философского дискурса спекулятивное обоснование исходной достоверности (сущего), от которой теоретический разум отталкивается во всей дальнейшей работе и на которой основывает все свои концептуальные построения. Обоснование основополагающей достоверности составляет в современной метафизике ключевой принцип конституирования философской позиции, без которой (без исходной достоверности, надлежаще обоснованной теоретическим разумом) философская позиция просто немыслима (не строгой). Назовем эту стратегию организации работы мышления метафизическим обоснованием достоверности.
Все философии ХХ в. объявили о «конце метафизики» и осуществили деструкцию современной философии самосознательного субъекта. Но каждая из них в своем самоопределении опять-таки пошла путем метафизического обоснования собственных достовірностей. В результате вместо одной классической метафизики возникло несколько новых обособленных друг от друга метафизик. За последние десятилетия прошлого века выделилась и получила большую популярность позиция постмодерна, которая злегітимізувала ситуацию сосуществования многих дискурсов, основанных на различных принципах. Это своеобразное «a priori» теоретической оправданности любой интеллектуальной позиции. Его действие опровергает значение обоснования исходных достовірностей, которыми руководствуется мышление.
С развитием естествознания, а в XIX в. и историографии, роль инстанции знание все интенсивнее переходила от философии к науке. Понимая эту великую культурную эволюцию, Гегель еще пытается превратить саму философию на науку, сделать ее системой наук, их (положительных наук) категориальным костяком. Однако уже его младший современник Кант видит в философии не костяк, а костыль положительного знания, которой уже не нуждается окрепла наука, которая преодолела метафизическую стадию развития духа.
Сегодня для современной философии стала характерной ориентация на индивидуальность и неповторимость конкретного человека, что можно проиллюстрировать известной характеристикой постмодерна Ж. Льотаром: «истечение срока действия больших нарративов и доминирование мелких». Такая ситуация, несомненно, имеет преимущества: мирное сосуществование многих философских школ, систем ценностей, устранения угрозы тоталитарного единомыслия. Можно проследить в этом смысле сходство ряда вроде бы вполне разнородных социокультурных феноменов, скажем, философского постмодерна, политического либерализма и бурного развития Интернет-ориентированной культуры. Можно говорить о создании мета-парадигмы релятивизма. Другой стороной этих процессов становится хаотичность движения, своеобразный броуновское движение с нулевой рівнодіючою в различных социокультурных срезах. Отсюда и вытекают многочисленные выводы о «социальную растерянность», дезориентацию, различные варианты «песимізмів», потери духовности, «смертей» субъекта и т.д.
Современную ситуацию в философии можно определить как «аксиологический поворот». Его лейтмотив характеризуется как обоснование возможности (или невозможности) нахождения консенсуса между разными наборами ценностей и консенсуса относительно приоритета и важности проблем, вызванных современным состоянием научной и социокультурной сферы. Этому этапу соответствует новый подход к истине, К.-О. Апель на ХХ философском конгрессе в Бостоне в 1998 г. определил как «консенсусную» концепцию истины.
Сообщения учащихся
Рассказ о прочитанных книгах с рекомендациями для одноклассников.
• Губман Б. Л. «Современная католическая философия: человек и история».
• Сартр Ж. Б. «Экзистенциализм - это гуманизм».
• Фрейд З. «Психоанализ. Религия. Культура».
• Фромм Э. «Душа человека».
IV. Закрепление знаний
Эвристическая беседа
1. Как вы поняли, какие процессы происходят в философии с середины XIX в. до наших дней?
2. Что привлекло ваше внимание в этих изменениях?
3. Как бы вы охарактеризовали состояние современной философской мысли?
4. Что именно стало определяющим фактором для появления различных философских течений?
5. Почему, по вашему мнению, разнообразие мнений - это визитка ХХ ст.?
6. Были в истории времена, когда происходило нечто подобное? С чем это связано?
V. Итоги урока
VI. Домашнее задание
Подготовиться к защите проектов по темам:
• «Современная - «планетарная» - философская парадигма».
• «Экзистенциальная тенденция в современной мировой философии».
• «Позитивистская тенденция в современной мировой философии».
• «Современные религиозно-философские учения».