Фонетика. Орфоэпия. Орфография
Урок № 87
Тема. Группы слов по значению: синонимы, антонимы, омонимы. Ознакомление со словарями антонимов, синонимов. Словарные статьи в словарях различных типов
Цель:
· обучающая: углубить знания о группах слов по значению: синонимы, антонимы, омонимы; научить находить в речи эти языковые единицы;
· развивающая: развивать навыки коллективной и самостоятельной работы; способность к логическому мышлению, творческое воображение; речевые навыки;
· воспитательная: воспитывать уважительное отношение к родному языку.
Внутрішньопредметні связи:орфоэпия, культура речи.
Межпредметные связи: язык, литература, устное народное творчество.
Тип урока: урок углубления знаний, формирования умений и навыков.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Беседа
· Какие слова мы называем синонимами? Приведите пример.
· Что такое антоним?
· Каждое слово имеет антоним?
· Отличаются многозначные слова и омонимы? Приведите пример.
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА
IV. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Распределительная работа
► Сгруппируйте синонимы в две колонки: 1) стилистически нейтральные; 2) стилистически окрашенные.
Достижение - достижение, завоевание; понимать - постигать, соображать; идти - ступать, шагать; площадь - майдан; процент - процент; краткий - короткий; аплодисменты - аплодисменты; поскольку - потому что, оттого что; шеф - руководитель; века - века; известен - выдающийся; только - только; атлет - силач; соревнования - чемпионат.
► 3 одним из слов составьте предложение.
Поисковая работа
► Перепишите предложения. Найдите антонимы, укажите, какими частями речи они выражены и что лежит в основе противопоставления.
1. Черными оврагами покатился белый туман. Вверху темное неприветливое небо, внизу - холодная, мокрая земля. И усталость от целого дня тяжелого труда, и холод, и эта печальная картина невольно насували мечтаю о теплый дом, горячую пищу, сухую постель (Г. Коцюбинский). 2. Много говорить и мало слушать (Народное творчество). 3. И там степи, и здесь степи, и здесь не такие, рыжие, рыжие, аж красные, а там голубые, зеленой (Т. Шевченко).
Наблюдения над языковым материалом
► По толковому словарю определите значение слова ключ.
► Как в словарной статье представлены омонимы?
Исследования-анализ
► Найдите в тексте омонимы. Какую функцию они выполняют в речи?
Учительница сказала Петрикове:
- Опять ты списал пример?
- Вы же говорили, что из отличника Ивана надо пример брать, вот я и взял у него (Народная улыбка).
► Докажите, что это омонимия, а не многозначность слова.
VI. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Моделирование словосочетаний
► К синонимических рядов подберите слова из справки, чтобы образовалось нормативное словосочетание.
1. Старый - старый - древний.
2. Старый - ветхий - древний - дряхлый - давний.
3. Старый - старый - бывший - незапам'ятний.
4. Старый - наклонный.
5. Останавливаться - пресекаться становиться.
6. Останавливаться - останавливаться - задерживаться.
Слова для справок: Время, машина, дед, человек, женщина, фолиант.
VII. ИТОГ УРОКА
Рефлексия
Оценивание знаний, умений и навыков учащихся
VIII. Домашнее задание
► Выполните упражнение из учебника.
► Творческое задание: образуйте со словами мягкий, золотой синонимические ряды. С одним словом из каждого ряда составьте предложение.