Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 5 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

 

Урок № 87

Тема. Группы слов по значению: синонимы, антонимы, омонимы. Ознакомление со словарями антонимов, синонимов. Словарные статьи в словарях различных типов

 

Цель:

· обучающая: углубить знания о группах слов по значению: синонимы, антонимы, омонимы; научить находить в речи эти языковые единицы;

· развивающая: развивать навыки коллективной и самостоятельной работы; способность к логическому мышлению, творческое воображение; речевые навыки;

· воспитательная: воспитывать уважительное отношение к родному языку.

Внутрішньопредметні связи:орфоэпия, культура речи.

Межпредметные связи: язык, литература, устное народное творчество.

Тип урока: урок углубления знаний, формирования умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Беседа

· Какие слова мы называем синонимами? Приведите пример.

· Что такое антоним?

· Каждое слово имеет антоним?

· Отличаются многозначные слова и омонимы? Приведите пример.

 

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА

 

IV. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Распределительная работа

► Сгруппируйте синонимы в две колонки: 1) стилистически нейтральные; 2) стилистически окрашенные.

Достижение - достижение, завоевание; понимать - постигать, соображать; идти - ступать, шагать; площадь - майдан; процент - процент; краткий - короткий; аплодисменты - аплодисменты; поскольку - потому что, оттого что; шеф - руководитель; века - века; известен - выдающийся; только - только; атлет - силач; соревнования - чемпионат.

► 3 одним из слов составьте предложение.

Поисковая работа

► Перепишите предложения. Найдите антонимы, укажите, какими частями речи они выражены и что лежит в основе противопоставления.

1. Черными оврагами покатился белый туман. Вверху темное неприветливое небо, внизу - холодная, мокрая земля. И усталость от целого дня тяжелого труда, и холод, и эта печальная картина невольно насували мечтаю о теплый дом, горячую пищу, сухую постель (Г. Коцюбинский). 2. Много говорить и мало слушать (Народное творчество). 3. И там степи, и здесь степи, и здесь не такие, рыжие, рыжие, аж красные, а там голубые, зеленой (Т. Шевченко).

Наблюдения над языковым материалом

► По толковому словарю определите значение слова ключ.

► Как в словарной статье представлены омонимы?

Исследования-анализ

► Найдите в тексте омонимы. Какую функцию они выполняют в речи?

Учительница сказала Петрикове:

- Опять ты списал пример?

- Вы же говорили, что из отличника Ивана надо пример брать, вот я и взял у него (Народная улыбка).

► Докажите, что это омонимия, а не многозначность слова.

 

VI. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Моделирование словосочетаний

► К синонимических рядов подберите слова из справки, чтобы образовалось нормативное словосочетание.

1. Старый - старый - древний.

2. Старый - ветхий - древний - дряхлый - давний.

3. Старый - старый - бывший - незапам'ятний.

4. Старый - наклонный.

5. Останавливаться - пресекаться становиться.

6. Останавливаться - останавливаться - задерживаться.

Слова для справок: Время, машина, дед, человек, женщина, фолиант.

 

VII. ИТОГ УРОКА

Рефлексия

Оценивание знаний, умений и навыков учащихся

 

VIII. Домашнее задание

► Выполните упражнение из учебника.

► Творческое задание: образуйте со словами мягкий, золотой синонимические ряды. С одним словом из каждого ряда составьте предложение.