Фонетика. Орфоэпия. Орфография
Урок № 86
Тема. Общеупотребительные (нейтральные) и стилистически окрашенные слова
Цель:
· обучающая: объяснить особенности слова со стилистической точки зрения; научить находить в речи стилистически окрашенные слова;
· развивающая: развивать навыки коллективной и самостоятельной работы; способность к логическому мышлению, творческое воображение; речевые навыки;
· воспитательная: воспитывать уважительное отношение к своим родителям, родному языку, природе.
Внутрішньопредметні связи: орфоэпия, орфография, пунктуация, культура речи.
Межпредметные связи: язык, литература, устное народное творчество, ботаника.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Подготовительное упражнение (весь класс)
► Прочитайте стихотворение Г. Шаєрової. Придумайте ему название. Сравните с авторской.
► Выпишите многозначные слова. По толковому словарю выясните их прямое и переносное значение.
ХОРОШИЙ СЫН
Вот бы открывать зоопарк в квартире!
Маме тогда помогать звери.
Ученый пятнистая жирафа
Вытрет пыль на шкафах.
А кенгуру, едва загорится утро,
Придет с базара, приготовит завтрак.
Всех накормит, посуду помоет,
Дырку мне на штанятах зашьет.
Не надо в прачечную белье сдавать -
Маме белье енот будет стирать.
Знаю: желающие еноты
К этакой работы.
Изучу попугая я - слово твердое, -
Чтобы вместо мамы целый день
Мне замечания делала,
Потому что у мамы нет уже силы.
Маме со мной работы много...
Эх! Кенгуру я не буду ждать,
Не буду просить жирафа -
Сам вытру пыль на шкафах.
Потому что сегодня в нашей квартире
Я помагатиму маме - не звери.
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА, МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Наблюдения над языковым материалом
► Объясните разницу между словами. В чем она заключается: в лексическом значении слова, в оттенках значения в разных временных характеристиках, в стилевой принадлежности?
Зеркало - зеркало, гуманность - человечность, рать - битва, чело - лоб, перст - палец, знатный, известный, идет - плетется, говорить - вещать, хотеть - желать.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Распределительная работа
► Прочитайте выразительно украинскую народную песенку. Какое чувство у вас возникло? Как вы думаете, почему? Найдите в тексте стилистически окрашенные и стилистически нейтральные слова. Запишите их в две колонки.
ЖАВОРОНОК
- Ой почему ты, жайворононьку,
Рано с ирия вылетал?
Еще по горам сніженьки лежат,
По долинам криженьки стоят...
- А я тіїсніженьки
Крылышками розмету,
А я тіїкриженьки
Ножками потопчу!
► Объясните знаки препинания.
VI. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Исследования-анализ
► Прочитайте выразительно текст.
ТАЙНА
- И чего это другие цветут, а я никак не могу расцвести? - сокрушался Луговой Василек.
Он видел, что под деревьями уже белеют нежные цветы анемоны, на опушке толпятся на низких стебельках хвостатые цветы хохлатки, а из воды поднимаются целые букеты золотых цветов куриной слепоты.
А сам Луговой Василек едва набирался сил, чтобы развернуть первые листочки! Как обидно!.. И он решил узнать, что помогло весенним цветам расцвести так рано, и попросил знакомую Муху выведать у цветов их тайну.
Муха согласилась, но вернулась ни с чем.
- Цветы говорят: тайна, то есть тайна. Она закопана в земле.
- В земле? - удивился Луговой Василек. - Ну, тогда я знаю, кого просить: Крота. Он в земле хозяин, разве ему трудно узнать?
Крот выслушал Базилика и полез под землю. А на второй день вылез из норы такой уважаемый, такой торжественный, что стало сразу ясно: он все узнал.
- Ну что?
- Подожди, дай отдышаться,- сказал Крот, разлегся на пригорке выкопанной земли и ничего больше не произнес.
Но цветы тоже умеют молчать, и еще как умеют! И Базилик не торопил Крота, а терпеливо ждал.
- Узнал,- сказал наконец Крот. Все эти весенние цветы запасают себе пищу еще летом и осенью и хранят свои запасы в подземных кладовых. Каждая из них имеет кладовую на свой лад: и картошку, и лук, а и грубое корневище. Оттуда они и берут еду сейчас, весной. Вот поэтому они и имеют столько силы и могут цвести так рано.
- Какие хитрые! - сказал Луговой Василек. - А я вот запасов делать не умею. Что же, расцвету, когда зможеться.
И он расцвел в середине лета. Но тогда уже на лугах не было ничего лучшего за его яркие пурпурные ароматные цветы (Н. Павлова).
Беседа
· Стоило Васе жалеть, что поздно цветет?
· Дайте название тексту. Что она отражает: тему или идею? Сравните с авторским названием,
· Проанализируйте лексику с точки зрения стилистической окрашенности и переносного значения,
· Объясните орфограми.
VII. ИТОГ УРОКА
Рефлексия
Оценивание знаний, умений и навыков учащихся
VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
► Выполните упражнение из учебника.
► Творческое задание: запишите в тетрадь ваш любимый стих. Проанализируйте, какие слова в нем стилистически окрашенные. Выучите стихотворение наизусть.