Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 5 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

 

Урок № 86

Тема. Общеупотребительные (нейтральные) и стилистически окрашенные слова

 

Цель:

· обучающая: объяснить особенности слова со стилистической точки зрения; научить находить в речи стилистически окрашенные слова;

· развивающая: развивать навыки коллективной и самостоятельной работы; способность к логическому мышлению, творческое воображение; речевые навыки;

· воспитательная: воспитывать уважительное отношение к своим родителям, родному языку, природе.

Внутрішньопредметні связи: орфоэпия, орфография, пунктуация, культура речи.

Межпредметные связи: язык, литература, устное народное творчество, ботаника.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Подготовительное упражнение (весь класс)

► Прочитайте стихотворение Г. Шаєрової. Придумайте ему название. Сравните с авторской.

► Выпишите многозначные слова. По толковому словарю выясните их прямое и переносное значение.

ХОРОШИЙ СЫН

Вот бы открывать зоопарк в квартире!

Маме тогда помогать звери.

Ученый пятнистая жирафа

Вытрет пыль на шкафах.

 

А кенгуру, едва загорится утро,

Придет с базара, приготовит завтрак.

Всех накормит, посуду помоет,

Дырку мне на штанятах зашьет.

 

Не надо в прачечную белье сдавать -

Маме белье енот будет стирать.

Знаю: желающие еноты

К этакой работы.

 

Изучу попугая я - слово твердое, -

Чтобы вместо мамы целый день

Мне замечания делала,

Потому что у мамы нет уже силы.

 

Маме со мной работы много...

Эх! Кенгуру я не буду ждать,

Не буду просить жирафа -

Сам вытру пыль на шкафах.

 

Потому что сегодня в нашей квартире

Я помагатиму маме - не звери.

 

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА, МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Наблюдения над языковым материалом

► Объясните разницу между словами. В чем она заключается: в лексическом значении слова, в оттенках значения в разных временных характеристиках, в стилевой принадлежности?

Зеркало - зеркало, гуманность - человечность, рать - битва, чело - лоб, перст - палец, знатный, известный, идет - плетется, говорить - вещать, хотеть - желать.

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Распределительная работа

► Прочитайте выразительно украинскую народную песенку. Какое чувство у вас возникло? Как вы думаете, почему? Найдите в тексте стилистически окрашенные и стилистически нейтральные слова. Запишите их в две колонки.

ЖАВОРОНОК

- Ой почему ты, жайворононьку,

Рано с ирия вылетал?

Еще по горам сніженьки лежат,

По долинам криженьки стоят...

 

- А я тіїсніженьки

Крылышками розмету,

А я тіїкриженьки

Ножками потопчу!

► Объясните знаки препинания.

 

VI. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Исследования-анализ

► Прочитайте выразительно текст.

ТАЙНА

- И чего это другие цветут, а я никак не могу расцвести? - сокрушался Луговой Василек.

Он видел, что под деревьями уже белеют нежные цветы анемоны, на опушке толпятся на низких стебельках хвостатые цветы хохлатки, а из воды поднимаются целые букеты золотых цветов куриной слепоты.

А сам Луговой Василек едва набирался сил, чтобы развернуть первые листочки! Как обидно!.. И он решил узнать, что помогло весенним цветам расцвести так рано, и попросил знакомую Муху выведать у цветов их тайну.

Муха согласилась, но вернулась ни с чем.

- Цветы говорят: тайна, то есть тайна. Она закопана в земле.

- В земле? - удивился Луговой Василек. - Ну, тогда я знаю, кого просить: Крота. Он в земле хозяин, разве ему трудно узнать?

Крот выслушал Базилика и полез под землю. А на второй день вылез из норы такой уважаемый, такой торжественный, что стало сразу ясно: он все узнал.

- Ну что?

- Подожди, дай отдышаться,- сказал Крот, разлегся на пригорке выкопанной земли и ничего больше не произнес.

Но цветы тоже умеют молчать, и еще как умеют! И Базилик не торопил Крота, а терпеливо ждал.

- Узнал,- сказал наконец Крот. Все эти весенние цветы запасают себе пищу еще летом и осенью и хранят свои запасы в подземных кладовых. Каждая из них имеет кладовую на свой лад: и картошку, и лук, а и грубое корневище. Оттуда они и берут еду сейчас, весной. Вот поэтому они и имеют столько силы и могут цвести так рано.

- Какие хитрые! - сказал Луговой Василек. - А я вот запасов делать не умею. Что же, расцвету, когда зможеться.

И он расцвел в середине лета. Но тогда уже на лугах не было ничего лучшего за его яркие пурпурные ароматные цветы (Н. Павлова).

Беседа

· Стоило Васе жалеть, что поздно цветет?

· Дайте название тексту. Что она отражает: тему или идею? Сравните с авторским названием,

· Проанализируйте лексику с точки зрения стилистической окрашенности и переносного значения,

· Объясните орфограми.

 

VII. ИТОГ УРОКА

Рефлексия

Оценивание знаний, умений и навыков учащихся

 

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

► Выполните упражнение из учебника.

► Творческое задание: запишите в тетрадь ваш любимый стих. Проанализируйте, какие слова в нем стилистически окрашенные. Выучите стихотворение наизусть.