СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЛЕКСИКОЛОГИИ И ФРАЗЕОЛОГИИ
Урок № 30
УРОК РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ № 11. КОНТРОЛЬНЫЙ ПИСЬМЕННЫЙ ПРОИЗВЕДЕНИЕ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ СТИЛЕ НА МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКУЮ ТЕМУ (СТАТЬЯ В ГАЗЕТУ)
Цель: выявить уровень сформированности умений учащихся самостоятельно создавать письменное высказывание в публицистическом стиле на морально-этическую тему; развивать связную речь, творческие способности, мыслительные процессы; воспитывать стремление к самопознанию и саморазвитию, эмоционально-ценностное отношение к окружающему.
Тип урока: урок развития связной речи (урок контрольного произведения).
ХОД УРОКА
И. Вступительное слово учителя
Жизни и времени неуемная текучесть:
Рождения - безудержный расцвет - бренность...
В чем смысл жизни? Его бесценность?
Что случайность? Что закономерность?
(Н. Супруненко)
Что же такое смысл жизни? Задавались ли вы когда-нибудь вопросами о смысле жизни, ваше предназначение на земле?
В словаре представлено следующее толкование слова:
Смысл - самое основное, самое существенное в ком-, чем-либо; суть, сущность, содержание, главное, подоплека, ядро, суть, естество, квинтэссенция, рациональное зерно, соль, толк.
В чем заключается смысл жизни? Может, смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы человек реализовал себя в различных сферах жизнедеятельности. А каково ваше мнение? Какие важнейшие условия самореализации? Выскажите свою позицию в произведении публицистического стиля (статьи в газету на морально-этическую тему).
Вспомните признаки публицистического стиля, особенности строения текста (статьи). Есть тема «В чем заключается смысл жизни» морально-этической? Ответ обоснуйте.
Во время написания произведения можете воспользоваться представленными афоризмами и опорными словами.
Есть только один путь постижения - действовать (П. Коэльо).
Вы не можете ничего поделать с длиной вашей жизни, но ни можете что-то сделать с его шириной и глубиной.
Кто не идет вперед, идет назад: состояния недвижимости не существует (В. Белинский).
Того, кто желает идти, судьба ведет, того, кто не желает, тянет.
Чтобы спланировать маршрут к цели, надо сначала знать, где ты находишься.
Опорные слова: личность, судьба, жизненный успех, саморазвитие, самосовершенствование, желание, человеческие поступки, моральные ценности.
II. Самостоятельное составление плана произведения (сложного)
III. Написание работы на черновик
IV. Редактирование произведения и переписывание начисто
► Проверьте свою работу по схеме «Требования к сочинению в 10 классе» и внесите необходимые коррективы:
V. Самостоятельная проверка написанного
Метод рецензии
► Прорецензуй свое произведение с позиции читателя.
VI. Домашнее задание (на выбор)
► Подготовьте выступление на тему «В чем смысл жизни женщины/мужчины?»
► Найдите в периодике статью о смысле жизни, проанализируйте ее.
► Повторите сложные случаи правописания.