Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНОЙ ЯЗЫК 11 КЛАСС
План-конспекты уроков

Урок № 33

Тема. Знаки препинания при прямой речи и диалоге

 

Цель: совершенствовать пунктуаційну грамотность учащихся, упражнять в написании "конструкций с прямой речью и диалогов.

Тип урока: урок закрепления изученного.

Оборудование: учебник.

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы и цели урока.

II. Воспроизведение теоретических сведений.

v Беседа.

1) Что называется прямой речью?

2) Чем сопровождается прямая речь в предложении? Приведите примеры.

3) Что называется косвенной речью? Приведите примеры.

4) Какие знаки препинания употребляются в предложениях с прямой речью, если прямая речь стоит после слов автора? Перед словами автора? Слова автора разрывают прямую речь?

5) Какие знаки препинания ставятся в диалоге?

III. Выполнение упражнений на закрепление изученного.

v Переписать, расставляя знаки препинания (подаем текст без их изъятия).

Указать предложения с прямой и косвенной языке.

Пополохавши из ружья дикую птицу на ставку, спорили охотники под ивой в тени. «Вот у меня была собака,- стал хвастаться друг.- Еще и стрельнуть не успею, а несет уже утку он!» «То не чудо,- говорит второй.- Мой легавый в гуще обскубе ее сначала, а потом несет мне...» «Юринда,- отозвался третий.- Вон у меня был Кудлай: лишь шарахну я в крякуху и прикажу ему: «Ищи!» - он становится на задние лапы, оглядывается с лодки, а тогда мне на ухо: «Ты не видишь, где она?» (О. Жолдак). Бродячий пес за мной увязался и так смотрел, как будто извинялся. В глазах - слеза человеческая, а не собачья. Тот крикнет: «Прочь!» Тот крикнет: «Чтоб ты сдох!» «Прости нас», - я сказал. И пес бродячий лизнул меня... И мы пошли вдвоем (О. Аулов).

v Предупредительный диктант.

Лечились в селе голоданием от всяких болячек. А потому только болван не понял бы этакой разговора двух сельских девушек, что встретились круг колодца.

- Как ты славно похудела, Галя, ну мара марой, случись мне ночью - в глазах потемнело бы с перепугу!

- А ты, Оксана, похудела еще больше, чем я. Такая ты милая, послушай, как собаки на тебя лают. Ну такая красивая, как свинья в дождь. Не поможет ни мыло, ни вода, когда такая красота! (По Е. Гуцалом)

v Объяснительный диктант.

Один Баран, что бился лбом: о забор, устав, сказал: «Каждый день заботы... Аж голова гудит после работы» (П. Ключина). Над Пуголовком Лягушка поглумилась: «И в кого ты такое гиденьке уродилось?» (В. Симоненко). Пес выслушал суровую нотацию: «Не гавкатимеш - выгоним с двора». И Рекс на то и ухом не повел. «Или же надо наживать врагов? - себе подумал.- Э, нет дурного! Глядишь, еще гавкнешь не на того...» Полежал Рекс, прикинув в уме, и пошел со двора - гавкайте сами (М. Непогода). Хвасталась, захлебываясь, Свинья: «вы уж там, в Африке бывали и того не знали, что наша мать - Бегемотова родня? Если бы нам снова в те теплые края, то мы бы росли еще больше, чем коровы, потому что там условия...» Здесь к хлеву помои принесли, корыто полное налили - уже от пойла не оторвет рыла. Смеялся Конь: «Вон в чем свинья зарыта! Не родословной ты ищешь, а корыта!» (И. Сварник).

Сидит лодырь у миски, сидит и хлопочет: «Вот бы делает хотелось так, как есть хочется!» (М. Карпенко). Увидел море и воскликнул Онисько: «Если бы мне такую величиной миску!» (В. Симоненко). Сядет пчелка на фуражку или хрущ, бабочек назойливая семья. Я скажу им: «Я не камень и не куст, присмотритесь: я все-таки человек!» (В. Березінський). «Сестрица,- обратилась к Пчелки Оса.- Разве не одинаковая наша красота?» «Ой, сестра,- тут Пчелка остановила Осу- Разве же нас любят только за красоту?» (И. Кульська). Из эпитафии: «Минздрав предупреждал...» Рекламный трюк: «Как красиво курение вредит вашему здоровью» (М. Левицкий).

Пыльный, помятый, сморенный стоял витязь на распутье, уперев копья в камень исписан: «Рабы в сетях страха не имеют выбора» (М. Горбаль). У сосен государственный гимн: «Ненавижу дрова с древа!» (Л. Костенко).

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задачи.

Составить и записать диалог (12-14 реплик), который мог бы состояться между учеником вашей школы и туристом - представителем украинской диаспоры за рубежом.

v Учебные диктанты.

Пребывание в Киеве в течение двух с половиной лет Николая Ивановича Пирогова, выдающегося анатома, хирурга, педагога и мыслителя, оставило заметный след. Не случайно он стал Первым ученым-медиком, которого избрали почетным членом Киевского университета.

Пирогов заботился о студентах, жили в нужде. На подаренном университету фотопортрете врач написал: «Люблю и уважаю молодость, потому что помню свою». И студенты, и профессора период, когда попечителем был Николай Иванович, считали «самой светлой страницей в жизни Киевского университета». Пирогову принадлежат слова: «Мы все знаем, что надо уважать старость... Но не все знают, что и молодость нужно уважать...»

Поселившись в своем имении в селе Вишня близ Винницы, Пирогов устроил больницу, аптеку. Впоследствии киевские газеты отмечали, что врач «дважды в неделю с восьми утра до восьми вечера принимает бедных бесплатно». (122 слова ) (3 календаря)

 

Кто такой Владимир Сосюра? Кто-то скажет: «Украинский Есенин» и будет неправ, потому что ни на кого в своей самобытной творчества поэт не равнялся. Да и не был только лириком: Сосюра всегда носил в сердце опечаленный образ Украины и не мог не откликнуться (даже по тюремно-большевистского режима) на ее страдания. Хотя поэт не мог решительно отказаться от господствующей в обществе красной краски, доминируют в его палитре все же золотисто-голубые цвета. Поэтому талант его потерпел трагедийного раздвоение, что зафиксировано в стихотворении «Два Володьки» (1930);

Рвали душу мою два Володьки в бою;

И оба, как я, кареглазые, и в обоих еще неведомый, неизданный талант, -

Рвали душу мою коммунар и красный фашист.

Эти глубоко сокровенные строки, конечно, могли быть обнародованы лишь благодаря кропотливой архивной и текстологічній труда литература-знатоков-исследователей. Рукописи действительно не горят, когда они являются в немалой культурной ценностью. (135 слов) (По А. Логвиненко)

 

Шелудивый песик с умными, как у царя Соломона, глазами, уселся неподалеку на спориші и молотил хвостом, сбивая вверх пыль. И так мне захотелось поболтать с собачкой! И еще не успел я открыть рот, как щенок зевнул, щелкнув остренькими жемчугом зубов, подул полум'янистим языком и сказал:

- Гав-гав! Не потакай печали! Журба нас ножом под сердце, а мы ей под нос перца!

- Тот человек у Бога за зверь - не знаю,- говорю я.- Когда уже люди найдут общий язык между собой!

- Гав-гав! Как сурок свистнет! - разговаривает со мной щенок.

- И чтобы были справедливы друг с одним!

- Гав-гав! Как сова мир уздрить!

- И чтобы не обманывали друг друга!

- Гав-гав! Тогда, как сорока побелеет!

- И чтобы жили по правде и по чести!

- Гав-гав! Как свинья на небо взглянет! Не было у зайца хвост и не будет...

Девушки пели в саду, а я себе спел под тополем, и шелудивый песик, что имел умные глаза царя Соломона, стал подражать мне, подтягивая. И так хорошо было на душе, что мы одним миром мазаны, что от умиления слеза звенела в моем пении... (175 слов) (По е. Гуцалом)

 

Что такое поэзия? Кто ее знает! Кто-то говорит - правда, другой - красота, эмоция - утверждает третий, мудрость - мудрит четвертый, безбрежность - думаю я. Поэзия? Наверное одно; то - жажда открываний, то - буйство сил и половодье чувств, езда в неизведанное, постижение сущего... Поэзия - звучание слов на клавишах нервов, чеканки мыслей на скрижалях ветра, музыка сфер в космической оркестре. Поэзия - крылатый конь мысли и дикая кошка интуиции, прожектор ученого и сумм неврастеника, терзания влюбленного и озарение гения И... я, ухватившись за последнюю перо надежды, изо всех сил спешу по этой жар-птицей... (С. Крыжановский)