Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 29

Тема. Синонимы. Развитие речи. Культура речи. «Телевизор и кино — наши постоянные спутники»

 

Цель: дать понятие о синонимах и синонимических рядах, показать различия в оттенках значений синонимов; развивать умение подбирать синонимы для более точной формулировки мысли; работать над развитием речи.

Оборудование: словарь синонимов, толковый словарь.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

 

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Коллективная работа.

— Послушайте стихотворение С. Маршака.

Уговорились я и мама

Дождаться выходного дня

И посмотреть ги-ги-то-пама...

Нет, ги-попо-тото-попама...

Нет, ги-тото-попо-потама...

Пусть мама скажет за меня!

Вошли в открытые ворота

И побежали мы вдвоем

Взглянуть на ги... на бегемота,

Мы чаще так его зовем.

Я думаю, гиппопотама

Зовут так трудно для того,

Чтоб сторож из глубокой ямы

Пореже вызывал его.

— Гиппопотам и бегемот — разные животные?

 

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Объяснение учителя.

Слова, которые обозначают одно и то же, называются синонимами. Но синонимы могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.

Синонимы бегемот и гиппопотам различаются тем, что первый из них употребляется чаще в разговорной речи; слово гиппопотам, как правило, употребляется в научных текстах.

Синонимы бежать и мчаться различаются тем, что второй из них (мчаться) имеет дополнительный оттенок значения: мчаться значит бежать с большой скоростью. Красный и алый различаются тем, что второй из этих синонимов обозначает ярко-красный цвет светлого оттенка.

Слова сказать, выразиться, произнести, заметить, бросить, вставить, буркнуть, выпалить, брякнуть, сказануть, поболтать, потолковать, побеседовать являются синонимами и составляют синонимический ряд.

В русском языке много синонимов. Существуют специальные словари синонимов. В толковых словарях при разъяснении значения некоторых слов также приводятся синонимы.

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

1. Словарная работа.

— Какие из данных синонимов употребляются в русских народных сказках?

Красивый — пригожий; девушка — девица; мать — матушка; родной — родимый; сказать — молвить; рассказывать — сказывать; юноша — молодец.

— Различаются ли оттенками значений синонимы каждой пары? Чем именно?

— Вспомните и назовите примеры из народных сказок, загадок, пословиц, песен с этими словами.

2. Работа со словарем синонимов.

— Из «Краткого словаря синонимов русского языка» выпишите синонимы к слову смелый. (Бесстрашный, безбоязненный, отважный, удалой, лихой.)

3. Определение оттенков значений слов синонимического ряда.

— С двумя из синонимов слова жёлтый составьте словосочетания. (Жёлтый, апельсиновый, бронзовый, золотой, лимонный, медный, оранжевый, песочный.)

4. Выбор синонимов.

(Задание на карточках — на каждой парте.)

— Выберите подходящие по смыслу синонимы и запишите предложения.

Преподаватель часто (хвалил, превозносил) его сочинения. Целых два часа я (беседовал, болтал) с ним об этом важном деле.

5. Упражнение «убери лишнее».

— Какие из слов в ряду не являются синонимами?

Здание, постройка, сооружение, сарай. Зрелище, опера, представление. Воин, артиллерист, боец.

6. Игра «Редактор».

(Задание на карточках — на каждой парте.)

Задание I: найдите в тексте повторяющиеся слова. Замените их синонимами (или, если возможно, местоимениями) и запишите текст в исправленном виде.

У меня есть друг Коля. Мы вместе с Колей ходим в школу. Мы всегда ходим друг к другу. Если я болею, Коля ходит ко мне, носит уроки. Когда болеет Коля, я хожу к нему.

Задание II: прочитайте предложения из письменных работ учащихся. Запишите их в исправленном виде, используя при этом синонимы.

Осенний лес кажется грустным и печальным. Только что прошел сильный, проливной дождь. Эти молодые, юные парни все выдержали, не сдались.

 

VI. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ

1. Чтение текста учителем.

Учебник, с. 134.

2. Работа над развитием навыка объяснять лексическое значение слова.

Упр. 296.

(В случае затруднений — обращаться к толковому словарю.)

3. Практические упражнения.

Упр. 295, 299.

4. Беседа.

Осуществляется на основе рубрики «Отвечайте», с. 136.

 

VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Заключительная беседа.

— Что такое синонимы?

— Чем различаются синонимы одного ряда?

— Какую роль они выполняют в тексте?

— Пользуясь словарем синонимов, выпишите синонимы к слову фильм.

 

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал занятия 26.

2. Выполнить упр. 292, 301.