Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 6 КЛАСС

УРОК № 30

Тема. Сложные и сложносокращенные слова. Работа над развитием и культурой речи. «Дело мастера боится»

 

Цель: дать учащимся представление о сложных и сложносокращенных словах, обучить умению находить эти слова в речи, объяснять их образование, правильно писать сложные слова с соединительными гласными; работать над развитием речи, обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование: учебник, учебные тексты.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего задания.

2. Беседа с учащимися.

— Назовите известные вам особые способы словообразования. (См. с. 125).

— Определите, каким способом образованы слова водопровод, лесостепь, пылесос.

 

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Объяснение учителя.

Сложными словами называют слова, в состав которых входят два корня, например: электровоз, землечерпалка.

Некоторые сложные слова имеют несколько корней, например: самолетостороение.

Сложные слова образуются двумя способами:

1) При помощи соединительных гласных о или е в результате сложения основ исходных слов (пар, ходить  пароход) или целых слов (сорок, ножка  сороконожка).

2) Без соединительных гласных, например: трехметровый, пятиэтажный.

2. Выявление восприятия.

Упр. 299.

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Словарный диктант.

Запишите сложные слова. Назовите слова, от которых они образованы. Подчеркните соединительную гласную.

Сталевар, птицеферма, путеводитель, теплосеть, носорог, утконос, разноцветный, быстрокрылый, синеглазый.

2. Выборочный диктант.

Найдите в предложениях сложные слова, выпишите их. Подчеркните соединительную гласную. Устно объясните, как образованы эти слова.

1) Пароход остановился около красивого города. 2) Гудок паровоза разрезал ночную мглу. 3) Четырехэтажное кирпичное здание стояло над обрывом. 4) В нашем классе учится много любознательных ребят. 5) И. А. Крылов — знаменитый русский баснописец. 6) Весной на реках начинается ледоход.

3. Творческий диктант.

Заменить словосочетания одним сложным словом, которое являлось бы определением к существительному.

1) Бумага, чувствительная к свету (светочувствительная). 2) Человек, который любит труд (трудолюбивый). 3) Насаждения, защищающие поля (полезащитные). 4) Машина, очищающая дороги от снега (снегоочистительная). 5) Река, по которой ходят суда (судоходная). 6) Дом, в котором десять этажей (десятиэтажный). 7) Человек, любящий жизнь, радость (жизнерадостный).

4. Диктант-перевод.

Переведите предложения на русский язык. Запишите полученный текст. Подчеркните сложносокращенные слова.

Минаючи білосніжний маяк, в Одеську гавань з дальніх рейсів увіходять чорноморські кораблі. Коломия славиться своїми солеварнями. Вад Іванькова до Волгограда Волга перетворилася на суцільний ланцюг водоймищ і глибоководних дільниць, сполучених шлюзами.

 

V. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ

1. Сообщение учителя.

Чтение биографический справки о русском писателе Н. С. Лескове, помещенной на с. 141.

2. Подготовительная словарная работа.

Ознакомление с информацией, помещенной в рамках на с. 140.

3. Чтение текста.

(Учебник, с. 140—141.).

4. Работа с текстом.

1) Разыгрывание диалога по тексту (упр. 304).

2) Обогащение словарного запаса учащихся синонимами (упр. 303).

3) Лингвистический вопрос.

Можно ли назвать слово мелкоспор сложным? Ответ обоснуйте.

 

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить теоретический материал занятия 28. Упр. 298, 305.