УРОК № 29
Тема. Чередование гласных и согласных в корнях, префиксах и суффиксах. Работа над развитием и культурой речи «Легче — не значит проще»
Цель: дать понятие о чередовании гласных и согласных в префиксах, корнях и суффиксах, сформировать навыки нахождения изучаемых орфограмм в словах; развивать речь, навыки чтения текста, анализа материала на основе прочитанного; работать над развитием и культурой речи учащихся, усвоением ими устойчивых словосочетаний.
Оборудование: учебник, учебные тексты.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Проверка домашнего задания.
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа с учебником.
Учащиеся под руководством учителя изучают материал о чередовании гласных в корнях слов, читают теоретические сведения, помещенные в учебнике на с. 132, анализируют примеры.
2. Выявление восприятия. Работа с таблицей.
На данном этапе урока учащиеся заполняют таблицу (упр. 282). Учитель обучает учеников внимательно анализировать приведенные в упражнении пары слов, записывать примеры в соответствующий раздел таблицы, обозначать морфемы и чередующиеся в них гласные.
3. Объяснение учителя.
При образовании и изменении слов в некоторых корнях происходит чередование согласных звуков, например:
4. Выявление восприятия.
Учащиеся выполняют упр. 286 с целью самостоятельного наблюдения за чередованием согласных, а затем гласных в корнях. Морфему с чередованием необходимо выделить, чередующиеся гласные или согласные подчеркнуть.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Словарный диктант с лингвистическим заданием.
Измените слова так, чтобы в них появились беглые гласные о или е. Обозначьте морфему, в которой появились беглые гласные.
Пни, дни; куски, локти; молодцы, колодцы; беседки, ветки; приятный, сильный; робкий, низкий, сладкий, резкий; разбирать, разгонять, отрывать.
2. Списывание с лингвистическим заданием.
Перепишите, вставляя беглые о или е и подчеркивая их; рядом в скобках запишите слова без беглых о или е.
Золотой куб..к, тяжелый сверт..к, одиннадцать крес..л, нет вес..л, сухой кор..нь, новый порш..нь, вопрос понят..н, ученик прилеж..н, потолок низ..к, орех креп..к, с..драть кожу, раз..драть рогожу.
3. Наблюдение за чередованием согласных.
Прочитайте слова, укажите корни. Перепишите, подчеркивая в корнях чередующиеся согласные.
Скакать — скачет, брызгать — брызжет, пахать — пашет, искать — ищет, плясать — пляшет, мазать — мажет, глодать — гложет, дремать — дремлет, ответить — отвечать, лицо — личико.
4. Творческое задание с лингвистическим наблюдением.
Дайте полные ответы на вопросы. Ответы запишите. Найдите в ответах слова с чередующимися согласными, подчеркните их.
1) Где покупают булки? 2) Как называется мороженое, сделанное из сливок? 3) Как называется пляж, покрытый песком?
V. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ
1. Чтение текста.
(Учебник, с. 136—137.)
2. Беседа на выявление понимания прочитанного. Осуществляется на основе вопросов, помещенных после текста на с. 137.
3. Работа с рубрикой «Советуем запомнить!».
(Учебник, с. 137.)
Постройте с данными конструкциями предложения (по вариантам), запомните грамматические формы словоупотребления.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Повторить теоретический материал занятия 27. Упр. 287.