УРОК № 31
Тема. Написание слитно и через дефис сложных слов
Цель: обучить шестиклассников грамотно писать сложные слова; работать над развитием и культурой речи.
Оборудование: учебник, учебные тексты.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Проверка домашнего задания.
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Объяснение учителя.
Сложные слова, образованные сложением слов, пишутся через дефис, например: инженер-конструктор, шкаф-купе, стоп-кран.
2. Выявление восприятия.
Упр. 309.
3. Объяснение учителя (продолжение).
Известны сложные слова с корнем пол- (половина), например: полдома, пол-окна. После корня пол- ставится дефис в следующих случаях:
а) перед всеми прописными буквами, например: пол-Киева, пол-Харькова, пол-Ялты;
б) перед гласными буквами, например: пол-улицы, пол- огурца;
в) перед согласной л, например: пол-листа, пол-луковицы.
Перед остальными согласными дефис не ставится, например: полтарелки, полпути.
Слова, начинающиеся с полу-, всегда пишутся слитно, например: полуметровый, полутьма.
4. Выявление восприятия.
Упр. 313.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Списывание с орфографическим заданием.
Перепишите, раскрывая скобки. Устно объясните написание сложных слов.
Выше на (пол)головы, (пол)жизни прожито, объездил (пол)Европы, отрезал (пол)апельсина, съел (пол)яблока, (пол)луга залито водой, использовал (пол)листа чертежной бумаги, прошло (пол)года, работал до (полу)дня, правый (полу)защитник, кожаные (полу)сапожки.
2. Перевод с украинского языка на русский.
Упр. 316.
3. Распределительный диктант.
Запишите слова, распределяя их по темам: 1) Машины и приборы. 2) Люди. 3) Птицы. 4) Насекомые. Подчеркните соединительные гласные.
Камнедробилка, однофамилец, мухоловка, шелкопряд, мухоед, красношейка, сноповязалка, кашевар, старожил, землеройка, сороконожка, хлеборезка, сенокосилка, утконос.
V. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1. Чтение текста.
(Учебник, с. 146—147.)
2. Работа с текстом.
1) Обучение навыку объяснять значение слов с помощью текста (упр. 317).
2) Обогащение речи учащихся. Замена выделенных слов синонимами из текста (упр. 318).
3) Развитие представления о профессии (упр. 321).
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Повторить теоретический материал занятий 29, 30. Упр. 310, 315.