МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Урок 31
Тема. Комнатные растения. Практическая работа. Уход за комнатными растениями
Цель: ознакомить учащихся с разнообразием комнатных растений; воспитывать стремление ухаживать за комнатными растениями.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
►► Упражнение «Погода»
- Какая сейчас пора года?
- Какой месяц?
- Какое число?
- Тепло или холодно на улице?
- Какое состояние неба?
- Какая температура воздуха?
- Были сегодня в течение дня осадки?
II. Сообщение темы и цели урока
►► Чтение стихотворения
КОМНАТНЫЕ ЦВЕТЫ
Комнатные цветы я люблю
То ласкаю их, то поливаю,
То с ними тихо говорю,
То им песни на сон пою.
Они улыбаются мне -
Они - живые, красивые...
- Сегодня на уроке мы познакомимся с комнатными растениями и поговорим об уходе за ними.
III. Изучение нового материала
1. Беседа о комнатных растениях
- Что у нас на подоконнике растет, дышит и питается? (Комнатные растения)
- Назовите известные вам комнатные растения.
- Как вы считаете, не маловат ли горшок для нашей герани?
- Возможно, если ее больше поливать, то и не нужно менять горшок, пусть живет в маленьком?
- Можно поставить герань на тумбочку в темный угол?
- Итак, какие условия необходимы для жизни растений? (Тепло, свет, вода, земля)
- Почему все это необходимо комнатным растениям? (Они дышат, питаются, растут.)
- К какой природе относятся комнатные растения? (К живой природе)
2. Ознакомление с комнатными растениями: кактусом, бегонией, фиалкой, сансев'єрою
Учитель называет растение, предлагает рассмотреть ее внешний вид - строение стебля, форму и окраску листьев, цветов, рассказать, как ухаживать, куда поставить, чтобы растение хорошо росло.
Цвет листьев? (Светло-темно-зеленый)
- Какие листочки? (Гладкие, пушистые, блестящие)
- Есть веточки? Какие они? (Короткие, длинные)
Называя научные названия растений, целесообразно рассказать детям о том, что одну и ту же растение называют по-разному, например, алоэ - столетник, аспидистра - дружная семейка, бальзамин - огонек т.д.
- Обычно, народные названия очень меткие. Например, аспидистру называют «дружной семейкой» потому, что ее листья появляется и растет вместе с тем, растение быстро развивается. Бальзамин называют «огоньком» за яркий цвет цветов.
Специально учить с детьми названия комнатных растений не нужно. Но во время наблюдений или ухода за растением следует всегда называть ее правильно. Так дети смогут запомнить сложные названия.
На уроке можно изготовить таблички с надписями названий комнатных цветов и повесить на веточки рассмотренных растений.
3. Игра «Что на что похоже?»
• На что похож кактус?
• На что похожи листочки бегонии, сансев'єри?
4. Практическая работа. Уход за комнатными растениями
1) Поливка цветов.
2) Рыхление почвы.
3) Удаление пыли с листьев.
5. Знаешь ли ты?
• Комнатные растения распределены на две группы: лиственные растения, за которыми легко ухаживать, и цветочные растения очень требовательны пестунки, что могут погибнуть от небольшого сквозняка.
• Всем комнатным растениям полезно иногда оказаться под теплым дождем, но не все растения можно мыть под душем.
• Запыленные растения с ворсистыми листьями (например, фиалку) лучше чистить мягкой щеточкой.
• Если вы забыли полить растение и земля совсем высохла, поставьте горшок с цветком в воду и держите до исчезновения пузырьков воздуха: земля должна стать влажной.
• Поливая растения, помните, что лучше хорошо полить цветок раз в неделю, чем понемногу каждый день.
• Весной и летом, во время цветения комнатное растение нужно поливать несколько больше, чем обычно: растение следует подкармливать.
• Комнатные растения необходимо пересаживать каждые два-три года, и лучше это делать весной.
• Корни растения может сильно разрастись, и, несмотря на частое полива, растение может засохнуть.
►► Информация для учителя
Знакомя детей с растениями, расскажите о жизни этих растений в природных условиях, об их использовании в промышленности. Все это расширяет представления детей о растительном мире и повышает интерес к наблюдениям.
Детям интересно будет узнать, что один из видов фикуса у себя на родине, в Индии, достигает 30 м высотой, с листьями до 1 м длиной. Заросли фикуса образуют целые рощи. Из сока фикуса производят каучук, из которого делают резиновые игрушки и т.п.
►► Физкультминутка
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
1. Лепка из пластилина кактуса, на котором «зацвела» цветок
2. Тестирование
- Какую пользу приносят комнатные растения? Отметьте правильный ответ.
а) Очищают воздух;
б) заполняют пустые места на подоконнике;
в) увлажняют воздух;
г) уничтожают вредных насекомых;
д) обогащают воздух кислородом;
е) украшают комнату;
ж) лечат.
V. Итог урока
- Какие комнатные растения вы запомнили?
- Как следует ухаживать за комнатными растениями?
- Какую пользу приносят комнатные растения?