МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Урок 30
Тема. Дикорастущие и культурные растения
Цель: ознакомить учащихся с видами культурных растений и со значением культурных растений для человека; формировать интерес к культурных растений; учить группировать изображения дикорастущих и культурных растений, объясняя сущность группировки; приводить примеры каждой группы; развивать навыки логического мышления и речи учащихся; воспитывать дружелюбие, толерантность.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
►► Упражнение «Погода»
- Какая сейчас пора года?
- Какой месяц?
- Какое число?
- Тепло или холодно на улице?
- Какое состояние неба?
- Какая температура воздуха?
- Были сегодня в течение дня осадки?
II. Сообщение темы и цели урока
►► Игра «Какая картинка лишняя и почему?»
Картинки: папоротник, машина, петух, солнце, сосна, яблоня.
Ответы детей:
- Машина - все остальное природа.
- Солнце - все остальное живая природа.
- Петух - все остальные растения.
- Папоротник - все остальные деревья.
- Чем сосна отличается от яблони?
Ответы детей:
- Сосна - хвойное дерево, а яблоня - лиственное.
- У сосны шишки, а у яблони - яблоки.
- Сосна растет в лесу, а яблоня в саду.
- На уроке вы узнаете, чем еще могут отличаться растения.
III. Изучение нового материала
1. Выполнение заданий
1) Сгруппировать предметы: живая и неживая природа.
Предметы: камень, солнце, река, луна, дерево, заяц, сирень, астра, бабочка, муха, гриб, человек.
Вывод. Растения относятся к живой природе.
2) Сгруппировать растения: деревья, кусты и травы.
Растения: береза, ель, сирень, калина, астра, мать-и-мачеха.
Вывод. Растения распределяются по группам: деревья, кусты и травы.
- Чем различаются между собой кусты, деревья и травы?
2. Объяснение учителя
- Чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (Общее - это деревья. Отличия - ель растет в лесу, яблоня в саду, за ней ухаживает человек. Оба дерева дают пользу людям.)
- Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник? (Общее - это кусты. Отличие - крыжовник растет в саду, за ним ухаживает человек. Можжевельник растет в лесу.)
- Чем похожи мать-и-мачеха и помидор? (Общее - это травянистые растения. Отличия - помидоры растут в огороде, за ними ухаживает человек, собирает урожай. Мать-и-мачеха растет повсюду.)
- На какие группы можно разделить все растения? (Первая группа - это растения, которые выращивает человек. Их называют культурными растениями. Вторая группа - это растения, которые никто не сажает. Они растут сами по себе, их можно увидеть везде: и в лесу, и на лугу, у водоема. Эти растения называют дикорастущими.)
На доске - рисунки двух групп растений: дикорастущих и культурных.
- На какие две группы распределены все растения? (Культурные и дикорастущие)
- Что такое культурные растения? (Это растения, посадила, вырастила человек. Она ухаживает за ними, собирает урожай.)
- Что такое дикорастущие растения? (Это растения, которые растут в природе самостоятельно, «дико»; люди их не выращивают.)
- Пробовали ли вы плоды яблони-«дички»?
Дети рассматривают плоды дикой яблони и плоды яблони, посаженной человеком (культурного растения), делают вывод, что плоды дикой яблони маленькие и кислые, а садовые яблоки - большие и сладкие.
Дети рассматривают рисунки о выращивании культурных растений.
Вывод. Люди выводят сорта культурных растений. Это нелегкий труд, требующий определенных знаний и умений.
- Зачем люди выращивают культурные растения?
- Какие культурные растения вам известны?
3. Заполнение таблицы
- На какие группы распределяются эти культурные растения? (Деревья, кусты, травянистые растения)
►► Физкультминутка
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
1. Работа над загадками
Отгадав загадку, ученики отмечают, к какой группе принадлежит растение - культурных или дикорастущих растений.
• Зубов, а кусает. (Крапива)
• Имеет семь шкур, выжимает слезы всем. (Лук)
• Девка в кладовке,
А коса на улице. (Морковь)
• На огороде молодая
Пышные косы розпліта,
В зеленой платки
Золотые хова зернышка. (Кукуруза)
• Здесь все растут, как говорят, душа в душу:
Малина, абрикосы, виноград,
Орехи, сливы, яблони и груши...
А все это вместе зовется просто... (сад).
• Яркие лепестки,
И запах отменный.
И хочется всем
Увидеть их снова. (Розы)
• Я дерево-красавец,
А зовут меня... (ясень).
• В чистом поле он растет:
На высоких ножках,
В зеленых чулочках,
Цветочки голубые,
Языков оченьки приветливые. (Лен)
• Красненький я на красоту,
В кухню пришел с огорода.
Посмотрю, где тут горшок,
Потому хочу прыгнуть в борщик. (Свекла)
• И пекут меня, и варят,
И едят меня, и хвалят, потому что я добрая. (Картофель)
• Спелый колос на полях,
Все комбайны - на жатве.
Они ходят из края в край
И собирают... (урожай).
2. Тест «Да или нет?»
Или эти культурные растения:
Помидор, тыква, малина,
Морковь, рожь, огурцы,
Мак, одуванчик, свекла?
(Одуванчик - дикорастущее растение, а мак и малина бывают и культурными и дикорастущими.)
Или эти культурные растения:
Кабачки, арбуз и дыни,
Абрикос и клубники,
Подорожник и пшеница?
(Подорожник ошибочно попал в перечень культурных растений.)
V. Итог урока
- На какие две группы распределены все растения?
- Что такое культурные растения?
- Для чего человек выращивает?
- Что такое дикорастущие растения?