Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ 1 КЛАСС

МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

 

Урок 30

Тема. Дикорастущие и культурные растения

 

Цель: ознакомить учащихся с видами культурных растений и со значением культурных растений для человека; формировать интерес к культурных растений; учить группировать изображения дикорастущих и культурных растений, объясняя сущность группировки; приводить примеры каждой группы; развивать навыки логического мышления и речи учащихся; воспитывать дружелюбие, толерантность.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

►► Упражнение «Погода»

- Какая сейчас пора года?

- Какой месяц?

- Какое число?

- Тепло или холодно на улице?

- Какое состояние неба?

- Какая температура воздуха?

- Были сегодня в течение дня осадки?

 

II. Сообщение темы и цели урока

►► Игра «Какая картинка лишняя и почему?»

Картинки: папоротник, машина, петух, солнце, сосна, яблоня.

Ответы детей:

- Машина - все остальное природа.

- Солнце - все остальное живая природа.

- Петух - все остальные растения.

- Папоротник - все остальные деревья.

- Чем сосна отличается от яблони?

Ответы детей:

- Сосна - хвойное дерево, а яблоня - лиственное.

- У сосны шишки, а у яблони - яблоки.

- Сосна растет в лесу, а яблоня в саду.

- На уроке вы узнаете, чем еще могут отличаться растения.

 

III. Изучение нового материала

1. Выполнение заданий

1) Сгруппировать предметы: живая и неживая природа.

Предметы: камень, солнце, река, луна, дерево, заяц, сирень, астра, бабочка, муха, гриб, человек.

Вывод. Растения относятся к живой природе.

2) Сгруппировать растения: деревья, кусты и травы.

Растения: береза, ель, сирень, калина, астра, мать-и-мачеха.

Вывод. Растения распределяются по группам: деревья, кусты и травы.

- Чем различаются между собой кусты, деревья и травы?

2. Объяснение учителя

- Чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (Общее - это деревья. Отличия - ель растет в лесу, яблоня в саду, за ней ухаживает человек. Оба дерева дают пользу людям.)

- Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник? (Общее - это кусты. Отличие - крыжовник растет в саду, за ним ухаживает человек. Можжевельник растет в лесу.)

- Чем похожи мать-и-мачеха и помидор? (Общее - это травянистые растения. Отличия - помидоры растут в огороде, за ними ухаживает человек, собирает урожай. Мать-и-мачеха растет повсюду.)

- На какие группы можно разделить все растения? (Первая группа - это растения, которые выращивает человек. Их называют культурными растениями. Вторая группа - это растения, которые никто не сажает. Они растут сами по себе, их можно увидеть везде: и в лесу, и на лугу, у водоема. Эти растения называют дикорастущими.)

На доске - рисунки двух групп растений: дикорастущих и культурных.

- На какие две группы распределены все растения? (Культурные и дикорастущие)

- Что такое культурные растения? (Это растения, посадила, вырастила человек. Она ухаживает за ними, собирает урожай.)

- Что такое дикорастущие растения? (Это растения, которые растут в природе самостоятельно, «дико»; люди их не выращивают.)

- Пробовали ли вы плоды яблони-«дички»?

Дети рассматривают плоды дикой яблони и плоды яблони, посаженной человеком (культурного растения), делают вывод, что плоды дикой яблони маленькие и кислые, а садовые яблоки - большие и сладкие.

Дети рассматривают рисунки о выращивании культурных растений.

Вывод. Люди выводят сорта культурных растений. Это нелегкий труд, требующий определенных знаний и умений.

- Зачем люди выращивают культурные растения?

- Какие культурные растения вам известны?

3. Заполнение таблицы

- На какие группы распределяются эти культурные растения? (Деревья, кусты, травянистые растения)

 

 

►► Физкультминутка

 

IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся

1. Работа над загадками

Отгадав загадку, ученики отмечают, к какой группе принадлежит растение - культурных или дикорастущих растений.

• Зубов, а кусает. (Крапива)

• Имеет семь шкур, выжимает слезы всем. (Лук)

• Девка в кладовке,

А коса на улице. (Морковь)

 

• На огороде молодая

Пышные косы розпліта,

В зеленой платки

Золотые хова зернышка. (Кукуруза)

 

• Здесь все растут, как говорят, душа в душу:

Малина, абрикосы, виноград,

Орехи, сливы, яблони и груши...

А все это вместе зовется просто... (сад).

 

• Яркие лепестки,

И запах отменный.

И хочется всем

Увидеть их снова. (Розы)

 

• Я дерево-красавец,

А зовут меня... (ясень).

 

• В чистом поле он растет:

На высоких ножках,

В зеленых чулочках,

Цветочки голубые,

Языков оченьки приветливые. (Лен)

 

• Красненький я на красоту,

В кухню пришел с огорода.

Посмотрю, где тут горшок,

Потому хочу прыгнуть в борщик. (Свекла)

 

• И пекут меня, и варят,

И едят меня, и хвалят, потому что я добрая. (Картофель)

 

• Спелый колос на полях,

Все комбайны - на жатве.

Они ходят из края в край

И собирают... (урожай).

2. Тест «Да или нет?»

Или эти культурные растения:

Помидор, тыква, малина,

Морковь, рожь, огурцы,

Мак, одуванчик, свекла?

(Одуванчик - дикорастущее растение, а мак и малина бывают и культурными и дикорастущими.)

Или эти культурные растения:

Кабачки, арбуз и дыни,

Абрикос и клубники,

Подорожник и пшеница?

(Подорожник ошибочно попал в перечень культурных растений.)

 

V. Итог урока

- На какие две группы распределены все растения?

- Что такое культурные растения?

- Для чего человек выращивает?

- Что такое дикорастущие растения?