УРОК № 31
Тема. Решение систем уравнений с двумя переменными
Цель урока: сформировать знания учащихся о классификации систем уравнений с двумя переменными по степени уравнений, входящих в их состав; сформировать знания учащихся о стандартный способ решения систем уравнений с двумя переменными, в которых одно из уравнений является линейным, а другое - нелинейными. Выработать умения: воспроизводить Содержание изученного на уроке материала, а также выполнять действия в соответствии с алгоритмом решения систем уравнений способом подстановки при решении систем уравнений с двумя переменными, в которых одно из уравнений является линейным, а другое - нелинейным.
Тип урока: формирования знаний, выработки умений.
Наглядность и оборудование: опорный конспект № 20.
Ход урока
I. Организационный этап
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает их на работу.
II. Проверка домашнего задания
Учитель собирает тетради учеников с выполненной домашней самостоятельной работой, в случае необходимости раздает ученикам правильные решения для самостоятельной проработки дома.
III. Формулировка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся
В начале изучения темы целесообразно рассмотреть практическую задачу, которая приводит учащихся к осознанию того факта, что изученный способ решения систем уравнений с двумя переменными с использованием построений графиков уравнений системы имеет один существенный недостаток - неточность, а также ограниченность использования (учащиеся имеют знания о довольно ограниченный круг видов функций и их графиков). А поэтому возникает вопрос о существовании и овладение учащимися другими, более точными и универсальными способами решения систем уравнений с двумя переменными. Таким образом формулируется общая задача на следующие три урока. Цель данного урока более конкретная - изучение вопроса о применении известных учащимся из 7 класса способов (подстановки и сложения), которые были использованы для решения систем линейных уравнений с двумя переменными и систем нелинейных уравнений с двумя переменными.
IV. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Устные упражнения
1. Выразите одну переменную через другую из уравнения:
1) 2x + 4y = 12;
2. 2) 5х + у = 1;
3. 3) ху = -1;
4) у - х2 + 5 = 0;
5) х + 3у - 2ху = 4.
4. Является ли решением системы пара чисел:
1) (-1; 1); 2) (2; -1); 3) (6; 2,5)?
5. Назовите два решения уравнения:
1) у = 2х + 5;
2) ху = 0;
3) х - у = 1;
4) 6 + 0 ∙ х = 2у.
6. Решите систему уравнений:
1) 2) 3) 4)
7. Решите уравнение:
1) х2 - х - 2 = 0;
2) х2 + 2х + 1 = 0;
3) х2 - 5x + 4 = 0.
V. Формирование знаний
Методический комментарий
Учебный материал урока состоит из двух частей. В первой части рассматривается тезис о том, что системы уравнений с двумя переменными, в которых одно из уравнений является уравнением первой степени, а второе уравнение может быть нелинейным, могут быть решены способом подстановки (при этом надо акцентировать внимание на словах «могут быть решены»). Во второй части демонстрируется применение способа подстановки в названной ситуации на примере конкретной системы уравнений с двумя переменными. Как показывает опыт, материал урока хорошо усваивается учениками, поэтому после предложенной демонстрации следует еще раз сформулировать схему действий в подобных рассматриваемой ситуациях, после чего переходить к работе над формированием умений выполнять описанные выше действия в различных ситуациях.
Опорный конспект № 20
Решение систем уравнений
с двумя переменными способом подстановки |
Если в системе уравнений с двумя переменными, одно из уравнений является уравнением первой степени (линейным), то такую систему можно решить способом подстановки.
Пример. Решим систему уравнений
Решение |
1. 3х - у = 2 - уравнение первой степени, выразим у через х из этого уравнения: у = 3х - 2. |
2. Подставим вместо у во второе уравнение выражение 3х - 2 и решим полученное уравнение с переменной х:
3x2 + (3x - 2)2 = 28; 3х2 + 9x2 - 12х + 4 - 28 = 0; 12x2 - 12х - 24 = 0;
х2 - х - 2 = 0; х1 = -1; х2 = 2. |
3. По формуле у = 3х - 2 найдем соответствующие значения переменной у:
у1 = 3х1 - 2 = 3 ∙ (-1) - 2 = -5; у2 = 3х2 - 2 = 3 ∙ 2 - 2 = 4. Следовательно, система имеет решения: х1 = -1; у1 = -5; х2 = 2; у2 = 4.
Ответ: (-1; -5); (2; 4). |
(Окончание опорного конспекта № 20 см. в следующем уроке.) |
VI. Формирование умений
Устные упражнения
1. Среди систем уравнений с двумя переменными выберите такую, в которой одно из уравнений является уравнением первой степени:
1) 2) 3)
2. Какую из переменных «удобнее» выразить из уравнения:
1) х + 2у = 3;
2) 3х - у = 5;
3) х - 2у = 0;
4) х + у + 1 = 0.
Письменные упражнения
Для закрепления материала, рассмотренного выше, предлагаются упражнения следующего содержания:
1) решить системы уравнений с двумя переменными, в которых одно из уравнений является уравнением первой степени, а второе уравнение может быть нелинейным, способом подстановки системы должны отличаться друг от друга видом второго, нелинейного, уравнение: они могут быть целыми уравнениями, разных степеней, а также дробными, возможен вариант - уравнения, содержащие арифметический квадратный корень);
2) на повторение: упражнения на решение систем уравнений с двумя переменными графическим способом.
Методический комментарий
Упражнения, запланированные для решения на уроке, имеют целью: во-первых, выработать у учащихся умение выделять среди данных систем уравнений с двумя переменными системы уравнений с двумя переменными, в которых одно из уравнений является уравнением первой степени, а второе уравнение может быть нелинейным. Во-вторых, эти задания способствуют формированию устойчивых умений выполнять действия согласно алгоритма, а также дают возможность усовершенствовать графические навыки и навыки работы с формулами, развивать графическую культуру учащихся. При выполнении всех предложенных упражнений желательно требовать от учащихся комментариев, опирающихся на материал урока.
VII. Итоги урока
Контрольные вопросы
1. Как можно решать системы уравнений с двумя переменными, в которых одно из уравнений является уравнением первой степени?
2. Какую подстановку нельзя выполнить для решения системы уравнений
1) х = 2у2 + 1; 2) у2 = ; 3) у = 2х - 2; 4) х = .
VIII. Домашнее задание
1. Изучить содержание основных утверждений, рассмотренных на уроке (см. опорный конспект № 20).
2. Решить упражнения на применение изученных утверждений (аналогичные по содержанию и уровню сложности упражнениям классной работы).
3. На повторение: решить системы линейных уравнений с двумя переменными способом сложения, упражнения на графическое решение систем уравнений с двумя переменными (или системы с параметром).