Уроки Музыки
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки музыки 5-8 классы

5 КЛАСС

 

Тема 4. Музыка и визуальные образы

Урок 29

Тема урока. Ритмичная упражнение на разделение внимания. Разучивание песни "Писанки". Таповирі. Слушание музыки. Вариации для флейты "Украинские писанки". Л. Дычко

 

Цель урока: учить детей воспроизводить ритмические упражнения на разделение внимания; развивать чувство ритма и музыкальную память; воспитывать интерес к традициям и обычаям украинского народа.

Тип урока: комплексный.

Оборудование: нотный текст песни, фортепиано, магнитофон, аудио-записи, корзина с крашенками, писанками.

Ход урока

И. Организация класса к уроку.

1. Музыкальное приветствие.

2. Объявление темы урока.

Беседа.

Мы начнем с вами необычный урок музыки. С приходом весны, которая дарит нам красоту, приходят и праздники. И это праздник пришло к нам. А называется оно Пасху.

- Что является главным символом Пасхи?

(Писанка).

Так, писанка, потому что это является символом вечности жизни, символ весны. Все вы, дети, знаете, что на Пасху, по обычаю, люди готовят писанки, крашенки.

- А чем писанка отличается от яйца?

Яйцо разрисовывают цветами, а писанку расписывают воском пищиком. Но на писанках узоры не простые, а особые знаки-символы, где каждый из них что-то значит. (На столе стоит корзина, в котором различные виды писанок, а дети их рассматривают). Вот посмотрите, что рисуют и на что похожи эти рисунки: звездочка, солнышко, паучки. Почему солнце? Потому что люди ждали весны, тепла. На других узоры цветочков, травки, деревьев, вазонов, потому что цвет цветков - это символ красоты и молодости. На полотенцах также вышивают изображения птиц, животных и т.д.

 

II. Ритмическая импровизация.

- А теперь настало время нам расписать писанку. Нашим орнаментом будут обозначения длительностей, знакомых слов и отрывков песен о писанки. (Рисую на доске овал яйца). Наша задача: записать слова-символы в ритме, помогая шумом в ладони. Кто попробует?

 

image71

 

- А теперь проплескаємо ритм и запишем первый орнамент в писанке. (Ученики хлопают, а учитель записывает данный ритм в „овал”).

- Еще проритмізуємо слова писанка, яйцо, пасха, бабка. В результате получаем расписанную ритмом писанку.

 

image70

 

- Представим разрисованную ритмом писанку таким образом: И ряд начинает первым из остинато „Писанка” (хлопки), другой ряд через 2 такта „Пасха, бабка”, а ІІІ ряд „Я имею корзина на Пасху”.

- А можно расписать писанку мелодией?

- Да.

- Давайте слова писанки, крашенки украсим нотами (соль, ми, ми), а бабка, пасха (к, к).

(Изучаю каждое слово мелодично и выполняем триголосну упражнение).

 

image72

 

IV. Разучивание песни В. Таловирі „Писанки” провожу за нотным текстом, но сначала совершаю художественный показ песни.

Далее настройка в тональности. Обращаю внимание на чистоту интонирования, дикцию.

 

Писанки

Слова С. Жупанина

Музыка В. Таловирі

 

Умеренно.

 

2. А на третий писанке - зарницы,

Еще и под ними золотые жар-птицы.

На четвертой - олени и серны,

А на пятой полотенце распрекрасный.

Вечером мама нас чарует,

Писанки на праздник нам рисует.

Смотрит и радуется мамочка:

Я у нее учусь рисовать.

 

V. Слушание музыки.

- Сегодня мы послушаем, как современный украинский композитор обрисовала средствами музыкальной выразительности свои писанки в вариациях для флейты „Украинские писанки”. Каждая вариация передает неповторимый узор писанок, а все вместе они создают единое целое - впечатления от созерцания различных пасхальных писанок. Леся Дычко уверена, что в формировании духовного мира важное место занимают народные обычаи и традиции, которые прививаются нам с детства. Поэтому послушайте вариации, и, возможно, скажете, какие рисунки видела композитор на каждой из писанок. А это вам подскажет музыка. (Слушание произведения и характеристика прослушанного).

 

VI. Итог урока.