5 КЛАСС
Тема 4. Музыка и визуальные образы
Урок 29
Тема урока. Ритмичная упражнение на разделение внимания. Разучивание песни "Писанки". Таповирі. Слушание музыки. Вариации для флейты "Украинские писанки". Л. Дычко
Цель урока: учить детей воспроизводить ритмические упражнения на разделение внимания; развивать чувство ритма и музыкальную память; воспитывать интерес к традициям и обычаям украинского народа.
Тип урока: комплексный.
Оборудование: нотный текст песни, фортепиано, магнитофон, аудио-записи, корзина с крашенками, писанками.
Ход урока
И. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
Беседа.
Мы начнем с вами необычный урок музыки. С приходом весны, которая дарит нам красоту, приходят и праздники. И это праздник пришло к нам. А называется оно Пасху.
- Что является главным символом Пасхи?
(Писанка).
Так, писанка, потому что это является символом вечности жизни, символ весны. Все вы, дети, знаете, что на Пасху, по обычаю, люди готовят писанки, крашенки.
- А чем писанка отличается от яйца?
Яйцо разрисовывают цветами, а писанку расписывают воском пищиком. Но на писанках узоры не простые, а особые знаки-символы, где каждый из них что-то значит. (На столе стоит корзина, в котором различные виды писанок, а дети их рассматривают). Вот посмотрите, что рисуют и на что похожи эти рисунки: звездочка, солнышко, паучки. Почему солнце? Потому что люди ждали весны, тепла. На других узоры цветочков, травки, деревьев, вазонов, потому что цвет цветков - это символ красоты и молодости. На полотенцах также вышивают изображения птиц, животных и т.д.
II. Ритмическая импровизация.
- А теперь настало время нам расписать писанку. Нашим орнаментом будут обозначения длительностей, знакомых слов и отрывков песен о писанки. (Рисую на доске овал яйца). Наша задача: записать слова-символы в ритме, помогая шумом в ладони. Кто попробует?
- А теперь проплескаємо ритм и запишем первый орнамент в писанке. (Ученики хлопают, а учитель записывает данный ритм в „овал”).
- Еще проритмізуємо слова писанка, яйцо, пасха, бабка. В результате получаем расписанную ритмом писанку.
- Представим разрисованную ритмом писанку таким образом: И ряд начинает первым из остинато „Писанка” (хлопки), другой ряд через 2 такта „Пасха, бабка”, а ІІІ ряд „Я имею корзина на Пасху”.
- А можно расписать писанку мелодией?
- Да.
- Давайте слова писанки, крашенки украсим нотами (соль, ми, ми), а бабка, пасха (к, к).
(Изучаю каждое слово мелодично и выполняем триголосну упражнение).
IV. Разучивание песни В. Таловирі „Писанки” провожу за нотным текстом, но сначала совершаю художественный показ песни.
Далее настройка в тональности. Обращаю внимание на чистоту интонирования, дикцию.
Писанки
Слова С. Жупанина
Музыка В. Таловирі
Умеренно.
2. А на третий писанке - зарницы,
Еще и под ними золотые жар-птицы.
На четвертой - олени и серны,
А на пятой полотенце распрекрасный.
Вечером мама нас чарует,
Писанки на праздник нам рисует.
Смотрит и радуется мамочка:
Я у нее учусь рисовать.
V. Слушание музыки.
- Сегодня мы послушаем, как современный украинский композитор обрисовала средствами музыкальной выразительности свои писанки в вариациях для флейты „Украинские писанки”. Каждая вариация передает неповторимый узор писанок, а все вместе они создают единое целое - впечатления от созерцания различных пасхальных писанок. Леся Дычко уверена, что в формировании духовного мира важное место занимают народные обычаи и традиции, которые прививаются нам с детства. Поэтому послушайте вариации, и, возможно, скажете, какие рисунки видела композитор на каждой из писанок. А это вам подскажет музыка. (Слушание произведения и характеристика прослушанного).
VI. Итог урока.