Уроки по этике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Этика 6 класс разработки уроков

ТЕМА IV «БУДЕМ ГРАЖДАНАМИ»

 

УРОК 31 Какими должны быть отношения между народами в многонациональном демократическом государстве.

 

Тема. Какими должны быть отношения между народами в многонациональном демократическом государстве.

Цель: познакомить детей с ключевыми понятиями урока; поговорить о том, в чем заключается этика отношений между народами в демократическом обществе; как относиться к культурно-национальных особенностей людей, живущих в Украине; как проявлять уважение к национальным традициям, обычаям и обрядам других народов.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь; иллюстрации (Бабий Яр); аудиозаписи: «Симфония № 7» Д. Шостаковича, «Тема фашистского нашествия»; «Большой хоровод» (слова О. Жигалкіної, музыка А. Хайта); отрывки мелодий танцев разных народов.

Эпиграф: «У всех есть недостатки - у кого большие, у кого поменьше. Вот почему и дружба, и помощь, и общение были бы невозможны, если бы не существовало между нами взаимной терпимости» (Ф. Гвиччардини).

Высказывания: «Люди, как правило, меняются под действием того общественного строя, при котором живут» (А. Апшероні).

«У каждой нации есть свой неповторимый кристалл, который надо суметь высветить» (И. Шевелев).

Ключевые понятия: многонациональное государство; нация; толерантность; нетерпимость; национальность; народ; патриотизм; фашизм; нацизм; шовинизм.

Тип урока: интегрированный.

Структура урока

I. Вступительная часть.

1. Поздравления.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Мотивация учебной деятельности.

4. Представление темы урока и ожидаемых результатов.

II. Основная часть.

1. В чем заключается этика отношений между народами в демократическом обществе.

2. Как относиться к культурно-национальных особенностей людей, которые живут в Украине.

3. Как проявлять уважение к национальным традициям, обычаям и обрядам других народов.

III. Заключительная часть.

Выводы.

IV. Домашнее задание.

Ход урока

I. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

1. Поздравления.

Учитель. Здравствуйте, дети! На предыдущем уроке мы разбирали тему «Что значит быть гражданином демократического государства».

2. Актуализация опорных знаний.

Что мы понимаем под словами «гражданский»; «гражданские чувства»; «гражданские качества»; «гражданская позиция»? (Ответы детей.) Гражданский - свойственный сознательному гражданину, направленный на пользу общества.

Гражданские чувства - чувства любви к Родине, чувство долга ее защищать; чувства уважения к символам государства, ее культуры, языка, истории, гражданское достоинство.

Гражданские качества - способность направлять свою работу и жизнь на пользу Родине; умение нести ответственность за будущее своей страны.

Гражданская позиция - стремление обсуждать и решать общие проблемы, ответственное отношение к гражданскому долгу.

В каких статьях Конституции Украины речь идет о правах и обязанностях гражданина? (Статьи 65, 66, 67, 68.)

Проверка задания в рабочей тетради по теме

«Что значит быть гражданином демократического государства».

1-2. Дай положительный или отрицательный ответ.

Свидетельствует ли благотворительность гражданскую позицию человека? (Вариант А. Так.)

Есть искренность примером гражданских чувств? (Вариант Б. Нет.)

3-4. Упиши подходящие по смыслу слова общественный или гражданский.

Свободное от учебы в университете время Петр Иванченко посвящал общественной деятельности.

Участвовать в выборах - это гражданский долг каждого.

5-6. Наведи 2-3 примеры активной гражданской позиции. (Проявлением активной гражданской позиции я считаю такое: участие в выборах, поддержка справедливых решений, протест против несправедливых решений; обустройство школьной территории.)

7-8. Склады небольшое сочинение-размышление по украинским пословицам, вынесенным в заголовок: «Хорошо речке с потоками».

(Индивидуальная ответ ученика.)

9-10. Составьте список из трех проблем, которые считаешь необходимым обсудить на общем собрании школы.

(Индивидуальная ответ ученика.)

11-12. Прокомментируй притчу за вопросами.

Была последняя снежинка тяжелее других? (Нет.)

Почему же она сломала ветку? (Последняя снежинка была «каплей, переполнившей чашу». Все снежинки, которые падали на ветку, делали ее настолько тяжелой, что под последней снежинкой она сломалась.)

Какое из двух утверждений, на твой взгляд, лежит в основе притчи? (Большие дела состоят из множества обычных поступков людей; возможно, для изменения к лучшему не хватает только твоего участия.)

3. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Вы знаете, что на территории Украины живут представители разных народов и наций. Принадлежность человека к нации или народности называют национальностью. Нашу страну считают многонациональной, поскольку издавна в Украине живут украинцы, русские, белорусы, болгары, молдаване, румыны, венгры, немцы, поляки, татары, крымские татары,

греки, евреи, албанцы, цыгане. Они также являются гражданами Украины, имеют те же права и обязанности. Ни один из граждан государства не может иметь больше или меньше прав, чем другие, за свое национальное происхождение.

Об этом свидетельствуют и статьи 9, 10, 11, 12 Конституции Украины. Вспомните, когда в 5 классе на уроке по теме «Каковы моральные нормы украинского народа?» мы говорили о том, почему нужно знать обычаи разных народов, живущих в Украине, мы называли такие пословицы: «Каждый край имеет свой обычай»; «Что сторона, то и новина»; «Чей дом, того и дело»; «На чьей телеге едешь, того и песню пой» - и выделяли такую моральную норму, характерную для украинского народа, как толерантность.

Что мы понимаем под толерантностью?

Толерантность - доброжелательное, терпимое отношение к чьим-то мыслей, взглядов, чувств и т.д.

Противоположным понятию «толерантность» является понятие «нетерпимость». Что мы понимаем под этим понятием?

Нетерпимость - нежелание, неумение терпимо относиться к кому - или чему-либо.

4. Представление темы урока и ожидаемых результатов.

Учитель. Тема урока сегодня звучит так: «Какими должны быть отношения между народами в многонациональном демократическом государстве».

И поговорим мы о том, что понимаем под понятиями «многонациональное государство»; «народ»; «национальность»; «нация»; «нацизм»; «патриотизм»; «фашизм»; «шовинизм»; выясним, в чем заключается этика отношений между народами в демократическом обществе; как относиться к культурно-национальных особенностей людей, живущих в Украине; как проявлять уважение к национальным традициям, обычаям и обрядам других народов.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1. В чем заключается этика отношений между народами в демократическом обществе.

Учитель. Прежде всего для раскрытия темы нам необходимо познакомиться с понятиями «многонациональное государство»; «народ»; «национальность»; «нация». Эти понятия с пояснениями представлен в учебнике на странице 177. Прочитаем и разберем их.

Многонациональное государство - государство, состоящее из многих наций, созданная разными нациями.

Нация - историческая форма общности людей, объединенных единым языком, территорией, глубокими внутренними экономическими связями, определенными чертами характера, культуры.

Национальность - принадлежность человека к какой-либо нации. Народ - все население, все жители той или иной страны или часть жителей, связанных общим языком, традициями и культурой.

Работа с учебником.

Прочитайте текст в задании 3 на странице 177.

Как происходит регулирование прав всех народов, живущих в Украине, и отношений между ними? (Через закон (Конституцию) и моральные нормы, толерантность).

Учитель. История знает много примеров крепкой дружбы между народами. Ярким примером такой дружбы является Вторая мировая война, в которой бок о бок сражались против общего врага - фашизма - немало народов Европы. Вскоре мы будем отмечать День Победы. И когда вы будете смотреть фильмы про эту войну, обратите внимание на то, как люди разных народов, национальностей своими поступками доказывали, что счастье и мир на земле зависит от умения дружить, любить, вместе противостоять злу и жестокости.

2. Как относиться к культурно-национальных особенностей людей, которые живут в Украине.

Учитель. Говоря о событиях Великой Отечественной войны, мы коснулись сразу нескольких понятий: патриотизм; фашизм; нацизм; шовинизм.

Патриотизм - любовь к конкретной стране, верность ей. Фашизм - политическое течение, представители которой пропагандировали национальную исключительность своего народа, ненависть к другим национальностям, разжигали вражду между народами.

Нацизм - течение фашизма, которая насаждалась в гитлеровской Германии.

Шовинизм - политические идеи, проповедующие превосходство, приоритет одной нации над другими.

(Звучит «Тема фашистского нашествия» из 7-й симфонии Д. Шостаковича.)

Учитель. Фашизм был ужасным преступлением перед человечеством. Бабий Яр - урочище в северно-западной части Киева, между районами Лукьяновка и Сырец. Бабий Яр - место массовых расстрелов гражданского населения немецкими оккупационными войсками в 1941 году. Сегодня на территории Бабьего Яра находятся несколько памятников и мемориальных комплексов жертвам Холокоста.

Работа с учебником.

• Прочитайте текст «Как относиться к культурно-национальных особенностей людей, которые живут в Украине» на страницах 177-180.

• Найдите слова, которые могут служить выводом из этого текста. (Сосуществование народов и наций в одной стране - это всегда путь к их взаимообогащению, взаимооткрытие и создание общей культуры всего человечества.)

• Выполните задание 5 на странице 179 и определите правила сосуществования разных народов в многонациональном демократическом государстве. (Придерживаться равных прав и признавать ценность культуры всех народов, живущих в Украине.

Стремиться интересоваться культурой своих соседей.

Сотрудничать, помогать друг другу в интересах развития страны. Обмениваться взглядами, опытом, идеями с представителями других народов.

Достигать договоренностей в принятии совместных решений.)

3 . Как проявлять уважение к национальным традициям, обычаям и обрядам других народов.

Учитель. Во время путешествий по Украине вы сталкиваетесь с представителями разных народов, их обрядами и традициями. Многие из них не очень понятны. Но в любом случае до всех обрядов и традиций других народов мы должны относиться с уважением.

Работа с учебником.

На странице 180 учебника представлен отрывок из книги «О этикет крымскотатарского народа» и отрывок из книги Олексы Воропая «Обычаи нашего народа». Прочитайте их дома.

Скажите, а с какими странами граничит Украина? (С Россией, Венгрией, Словакией, Польшей, Молдовой, Беларусью, Румынией.) Или мы должны с уважением относиться к обычаям и традициям всех народов, живущих на Земле?

III. Саключна часть.

Выводы.

Учитель. Какими должны быть отношения между народами в многонациональном демократическом государстве? (Добрыми, равноправными, толерантными, почтительными. Следует уважать и ценить культуру, обычаи и традиции других народов как в нашей стране, так и за ее пределами.)

IV. Домашнее задание.

Прочитать параграф учебника (с. 175-181).

Выполнить задания в рабочей тетради по теме «Какими должны быть отношения между народами в многонациональном демократическом государстве».