Уроки по этике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Этика 6 класс разработки уроков

ТЕМА IV «БУДЕМ ГРАЖДАНАМИ»

 

УРОК 32 Проверьте, чему вы научились, изучая тему «Будем гражданами».

 

Тема. Проверьте, чему вы научились, изучая тему «Будем гражданами».

Цель: загальнити знания учащихся, полученные во время изучения темы.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, тетрадь обычный, доска, мел; аудиозапись песни «Большой хоровод» (слова О. Жигалкіної, музыка А. Хайта).

Эпиграф

Любите Украину, как солнце, любите,

Как ветер, и травы, и воды.

В час счастливую и в радости миг,

Любите в час непогоды.

(В. Сосюра)

Высказывания: «Самые большие подвиги были совершены ради любви к

Родины» (Ж. Ж. Руссо).

«За родной край и жизнь отдай» (украинская пословица).

Ключевые понятия: все понятия и термины, изученные по теме.

Тип урока: интегрированный.

Структура урока

I. Вступительная часть.

1. Поздравления.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Мотивация учебной деятельности.

4. Представление темы урока и ожидаемых результатов.

II. Основная часть.

Контрольная работа.

III. Заключительная часть.

Выводы.

IV. Домашнее задание.

Ход урока

I. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

1. Поздравления.

Учит эль. Здравствуйте, дети. Вот мы и закончили изучение последней темы в этом учебном году. Назовите ее, пожалуйста. («Будем гражданами».)

Изучая тему, мы говорили о том, какова мораль демократического общества; о том, как человек выбирает жизненный путь; какие права и обязанности человека в демократическом обществе, как следует понимать справедливость в современном демократическом обществе; для чего в демократическом обществе существуют мораль и право; что значит быть гражданином демократического государства; какими должны быть отношения между народами в многонациональном демократическом государстве.

2. Актуализация опорных знаний.

Проверка письменного домашнего задания по теме

«Какими должны быть отношения между народами в многонациональном демократическом государстве».

1-2. Или соглашаешься с утверждениями?

Гражданские права зависят от национальности. (Вариант Б. Нет.)

Отношения между народами должны основываться на толерантности и взаимоуважении. (Вариант А. Так.)

3-4. Упиши в ячейки понятия, о которых идет речь.

Любовь к Родине. (Патриотизм.)

Неуважение к представителям других народов, признание своей национальности выше других. (Шовинизм.)

5-6. Подбери вторую часть пословицы, вписав в ячейки соответствующие номера. (Каждый край имеет свой обычай. Что сторона, то и новина.)

7-8. Какие чувства и поступки свидетельствуют о любви к Родине? (Проявлением патриотизма я считаю любовь к Отечеству, стремление служить ей и защищать ее; заботу о природе родного края, стремление сделать свою страну, свой город чище и краше; уважение и любовь к людям;

уважение к национальному языку, обычаям и традициям народа, к символов народных и государственных.)

9-10. Прокомментируй притчу за вопросами.

Можно ли утверждать, что белые цари предвзято относились к чернокожим? Если да, то в чем это проявлялось? (Да, они предвзято относились к чернокожему, считая, что он не силен в вычислениях. Возможно, они считали, что за цвет кожи он не может быть им равным в знаниях.)

Почему именно чернокожий царь увидел звезду? (Он не занимался сложными вычислениями, а посмотрел на отражение неба и увидел звезду.)

Зависят ли нравственные качества человека от цвета кожи, глаз, национальности? (Нет, поскольку все люди от природы равны.)

Чему учит притча? (Притча учит тому, что все люди одинаковы, не должно быть преимущества цвета кожи, нации. Все вопросы нужно решать совместно.)

11-12. Объясни или спростуй высказывание итальянского писателя 19 в. Алессандро Мандзони: «Ничто так не портит народ, как привычка к ненависти». (Это высказывание подтверждает мысль о том, что разные народы должны с уважением относиться друг к другу. Если люди привыкнут ненавидеть друг друга только потому, что они принадлежат к разным национальностям, то будут безнадежно испорчены. У каждого народа должна быть привычка уважать и любить другой народ.)

3. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Сегодня нам с вами предстоит обобщить и повторить изученное по теме «Будем гражданами».

4. Представление темы урока и ожидаемых результатов.

Обобщая тему, мы повторим основные понятия и термины, придумаем продолжение историй; сделаем выводы. Все это поможет нам справиться с задачей тематической контрольной работы в следующий раз.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Учитель. На нашем уроке присутствует госпожа Шляпка, которая вместе со своими двумя помощниками, Цилиндром и Беретом, распределят всех вас на три группы: Знаек (10-12 баллов), Напівзнайок (7-9 баллов) и Незнаек (0-6 баллов).

Контрольная работа.

I часть

Кроссворд по теме. Работа с учебником в группах (4 группы).

1. Общество, в котором высшей ценностью является человек, гражданин. (Гражданское общество.)

2. Доброжелательное, терпимое отношение к чьим-то мыслей, взглядов, чувств. (Толерантность.)

3. Правильное, объективное, беспристрастное отношение к чему-либо или кого-либо; совокупность правил, которые соответствуют нормам отношений между людьми.( Справедливость.)

4. Гарантированные материальные, духовные, общественные, культурные блага, необходимые для жизни человека. (Правая.)

5. Государство, в котором живут представители многих национальностей. (Многонациональная.)

6. Одна из форм организации общественной жизни, известная как народовластие. (Демократия.)

7. Человек, который подчиняет свои личные интересы общественным, служащий родине, народу. (Гражданин.)

8. Личная ответственность человека за решение какой-то проблемы. (Долг.)

9. Любовь к Родине. (Патриотизм.)

10. Который касается жизни людей и их отношениям в обществе. (Социальный.)

11. Такой взгляд на отношения между народами, когда проявляется неуважение к представителям других народов, пренебрежение к ним и признания своей национальности выше других. (Шовинизм.)

12. Пользования одинаковыми (равными) с иными правами. (Равноправие.)

Шляпка и ее помощники проверяют кроссворды 4-х групп и называют баллы. Побеждает та, участники которой быстрее решили кроссворд и сделали меньше всего ошибок.

II часть

Составьте продолжение. Работа с учебником в группах (4 группы).

Придумайте завершения историй, которые даны в учебнике на с. 182-183. Определите мораль придуманной вами истории. (Дети выполняют задание. Госпожа Шляпку и ее помощники оценивают результаты конкурса.)

III часть

Ключевые понятия.

Учитель. А сейчас госпожа Шляпка подойдет к каждому из вас, вы вытащите вопросы и должны будете ответить на него. Если кто ответа не знает, остальные дети поднимают руку, и госпожа Шляпка спрашивает того, кто не отвечал или отвечал плохо и мало.

1. Что мы понимаем под громадянськістю? (Гражданственность - осознание гражданином своих прав и обязанностей перед государством, обществом.)

2. Что мы понимаем под гуманистической моралью? (Гуманистическая мораль - нравственные нормы, проникнуты заботой о благе человека, уважение ее достоинства, человечностью.)

3. Что мы понимаем под понятием свобода? (Свобода - 1. Возможность самостоятельно выбирать жизненные цели, ориентиры, способы действия, поступки.

2. Способность действовать согласно собственных интересов и целей, принимать решения и воплощать их в жизнь.)

4. Что такое свобода воли, свобода действий, свобода творчества? (Свобода воли - возможность самостоятельно определять собственные цели, намерения, образ действий, руководствуясь моральными установками и ценностями. Свобода действий - возможность действовать без запретов в какой-либо области. Свобода творчества - право человека воплощать мечты и замыслы, создавая что-то новое, оригинальное, такое, чего раньше не существовало.)

5. Что мы понимаем под правами человека? (Права человека - возможности человека иметь определенные материальные, социальные, культурные и духовные блага для нормальной жизни и развития.)

6. Что такое декларация? Приведите примеры. (Декларация - официальный документ, в котором провозглашены определенные принципы и положения. Всеобщая декларация прав человека была принята ООН 10 декабря 1948 года. Декларация прав ребенка 1959 года.)

7. Что означает термин «права ребенка»? (Права ребенка - это определенные возможности, необходимые человеку до 18 лет для существования и достижения зрелости.)

8. Что такое конвенция? Приведите примеры. (Конвенция - договор между государствами по какому-либо специального вопроса. Международная конвенция о правах ребенка (1989 год).

9. Что мы понимаем под социальной разнообразием? (Социальная разнообразие - признак общества, которое состоит из неодинаковых, не похожих друг на друга людей.)

10. Что мы понимаем под правовыми нормами и законом? (Правовые нормы - общие общеобязательные правила поведения людей, которые устанавливаются и охраняются государством. Закон - официальный письменный документ, содержащий правовые нормы и принимается законодательным органом государства.)

11. Приведите примеры гражданских чувств, гражданских качеств. (Гражданские чувства - чувства любви к Родине, чувство долга ее защищать; чувства уважения к символам государства, ее культуры, языка, истории, гражданское достоинство. Гражданские качества - способность направлять свою работу и жизнь на пользу Родине; умение нести ответственность за будущее своей страны.)

12. Дайте определение понятий «нация» и «национальность»; «народ». (Нация - историческая форма общности людей, объединенных общим языком, территорией, глубокими внутренними экономическими связями, определенными чертами характера, культурой. Национальность - принадлежность человека к какой-то нации. Народ - население, жители страны, связанные общим языком, традициями и культурой.)

13. Что такое «фашизм» и «нацизм»? (Фашизм - политическое течение, представители которой пропагандировали национальную исключительность своего народа, ненависть к другим национальностям, разжигали вражду между народами. Нацизм - течение фашизма, которая насаждалась в гитлеровской Германии.)

14. Приведите примеры прав человека в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека. (Во Всеобщей декларации прав человека провозглашено, что каждый человек имеет право:

- на жизнь, на свободу, гуманное отношение со стороны других людей;

- на участие в управлении своей страной, свободный доступ к информации, свободу мнений и убеждений;

- на работу, образование, досуг и медицинскую помощь;

- на участие в культурной жизни своей страны.)

15. Приведите примеры прав ребенка согласно Конвенции о правах ребенка. (В Конвенции о правах ребенка указано, что ребенок имеет право:

- на особую защиту и заботу, качественное питание, жилье и медицинскую помощь;

- на любовь и понимание в семье; на обучение в школе и развитие своих способностей;

- на образование, направленную на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей в самом полном объеме, подготовку к сознательной жизни в обществе;

- на первоочередную защиту и помощь в трудных обстоятельствах.

Ребенок с физическими и умственными недостатками имеет право на специальную помощь и заботу. Нельзя принуждать ребенка к тяжелому труду и относиться к ней жестоко. Относительно ребенка нельзя выносить смертный приговор или наказывать ее пожизненным заключением.)

Госпожа Шляпку и ее помощники распределяют учащихся, в соответствии с набранными баллами, на три команды.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Выводы.

Учитель. Завершая урок, а вместе с ним и тему, я бы хотела, чтобы мы вспомнили несколько важных выводов:

• Высшей ценностью в обществе является человек.

• Выбор человека - проявление его свободы воли. Но основан этот выбор на моральных качествах человека.

• Каждый человек должен реализовать себя в жизни. Ведь человек сам творит свою судьбу, свое счастье.

• Патриот чувствует любовь к своей Родине, а гражданин знает свои обязанности перед ней.

• Залогом полноценного существования демократического общества является гражданская активность людей, входящих в него, - свободные граждане, которые уважают себя и других, стремятся помочь своему государству.

• Только человек, который относится к другим в соответствии с моральных правил, может быть настоящим Гражданином.

• Реализуя свои права, человек не может действовать вопреки интересам других людей, ограничивать их права.

• Жизнь людей регулируют мораль и право.

• В демократическом обществе все люди равны перед законом.

• В многонациональном государстве отношения между различными национальностями должны быть толерантными, приводить к взаимообогащению культур, расцвета государства.

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Выполнить тесты в рабочей тетради к уроку 33 «Тематическое оценивание», варианты 1, 2 (с. 76-79). Подготовить рабочие тетради к проверке.

Повторить понятия и термины по теме, подготовившись к уроку тематической аттестации.