ТЕМА IV «БУДЕМ ГРАЖДАНАМИ»
УРОК 30 Что значит быть гражданином демократического государства.
Тема. Что значит быть гражданином демократического государства.
Цель: выяснить, кого называют гражданином; какие чувства и черты, присущие гражданам демократического общества; что такое гражданская позиция человека; выяснить сущность понятий «гражданин»; «гражданский».
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, портреты выдающихся граждан Украины, национальная валюта Украины; аудиозаписи гимна, песни «Украина» Т. Петриненко.
Эпиграф:
В ком нет любви к стране родной,
То сердцем нищие калеки.
(Т. Шевченко)
Высказывания: «Кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин» (В. Белинский).
«Нужно сначала быть плохим гражданином, чтобы сделаться затем хорошим рабом» (Ш. Монтескье). «Одиссей спешил к камням своей Итаки не меньше, чем Агамемнон - к гордых стен Микен, - ведь любят родину не за то, что она велика, а за то, что она родина» (Сенека).
«Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может» (Д. Байрон).
Ключевые понятия: гражданин; гражданский; гражданские чувства; гражданские качества; гражданский поступок.
Тип урока: интегрированный.
Структура урока
I. Вступительная часть.
1. Поздравления.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Мотивация учебной деятельности.
4. Представление темы урока и ожидаемых результатов.
II. Основная часть.
1. Кого называют гражданином.
2. Какие чувства и черты, присущие гражданам демократического общества.
3. Что такое гражданская позиция человека.
III. Заключительная часть.
Выводы.
IV. Домашнее задание.
Ход урока
I. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
1. Поздравления.
Учитель. Здравствуйте, дети. На прошлом уроке у нас была беседа по теме «Какова роль морали и права в демократическом обществе». Мы определили общее и отличное между моралью и правом, моральными нормами и правовыми. Также мы убедились, что соблюдения человеком нравственных норм является главным залогом законности в государстве.
2. Актуализация опорных знаний.
Учитель. В главе 2 Конституции «Права, свободы и обязанности человека и гражданина» содержатся статьи 21, 22, 23, 24. Назовите слова, которые пропущены в этих статьях в учебнике на странице 169. (Дети читают статьи Конституции.)
Учитель просит детей записать в тетрадях определения понятий. Справедливость - 1. Правильное (истинное), беспристрастное отношение к кому-либо или чему-либо. 2. Человеческие отношения, основанные на нравственных принципах.
Справедливыми называются такие отношения людей, действия, поступки, которые соответствуют морально-этическим и правовым нормам демократического общества.
Разнообразный - не такой, как другой, не похож на другого.
Социальная разнообразие - общество, которое состоит из неодинаковых, не похожих друг на друга людей.
Социальный - связанный с жизнью и отношениями людей в обществе, общественный, такой, что существует в обществе.
Правовые нормы - общие общеобязательные правила поведения людей, которые устанавливаются и охраняются государством.
Закон - официальный письменный документ, который содержит правовые нормы и принимается законодательным органом государства.
Равенство людей перед законом - равноправное положение людей в обществе в соблюдении ими норм закона, их закрепленных в законах прав, обязанностей и ответственности. Равноправие - пользования одинаковыми (равными) с кем-нибудь правами.
Проверка письменного домашнего задания по теме «Какова роль морали и права в демократическом обществе».
1-2. И согласен ли ты с утверждениями?
В основе правовых норм лежит мораль, поэтому всякое нарушение закона является аморальным. (Вариант А. Так.)
Для женщин и мужчин существуют разные нормы права. (Вариант Б. Нет.) 3-4. Впиши в клеточки понятия, о которых идет речь.
Высший законодательный орган Украины. (Верховная Рада.)
Одинаковые (равные) возможности всех людей в использовании прав. (Равноправие.)
5-6. Определи, в каких ситуациях речь идет о нарушении моральных норм, а в каких - нравственных и правовых.
Нарушены моральные нормы |
Нарушены морально-правовые нормы |
А. Маша и Таня поссорились. Чтобы отомстить, Танюша взбудораживает девушек класса против Марины |
Б. Из компьютерного класса похитили компьютеры. Двое старшеклассников видели, как сторож шел по коридору с незнакомыми мужчинами. Мальчики рассказали обо всем милиции. И на следующий день их встретил сторож и, предложив деньги, попросил отказаться от своих показаний |
Нарушены моральные нормы |
Нарушены морально-правовые нормы |
Г. Ученики 6 класса, не подготовившись к самостоятельной работе, о которой не предупреждал учитель, сговорились сдать чистые листы. Впрочем Василий написал работу. Дети объявили бойкот однокласснику |
В. Шестиклассники Дмитрий и Алексей, поссорившись, учинили драку во дворе школы. За Дмитрием пришел старший брат - Игорь, который только вернулся из армии. Считая, что брата обиженно, Игорь жестоко избил Алексея |
7-8. Напиши десять самых важных, по твоему мнению, понятий темы урока. (Равноправие, равенство перед законом, закон, правовые нормы, моральные нормы, совесть, суд, адвокат, конституция, Верховная Рада.)
9-10. Прокомментируй отрывок из поэмы древнегреческого поэта Гесиода представленными вопросами.
Понимали древние греки связь права и морали? (Так. Ложь - преступление и моральный, и правовой.)
Какая моральная норма лежит, по мнению поэта, в основе закона? (Правдивость.)
Почему поэт ссылается на авторитет богов, в частности Зевса? (Зевс-громовержец - верховный судья у греков.)
11-12. Склады небольшое сочинение-размышление по украинским пословицам, вынесенным как заголовок: «Доброе дело суда не нуждается».
3. Мотивация учебной деятельности.
Учитель. У каждого человека, живущего на земле, одна жизнь. И от нее самой зависит, как она ее проживет, будет нести добро и свет, оставит след в душах других людей, будут помнить ее последующие поколения.
Каждая страна гордится своими гражданами, которые мужественно боролись за свободу и независимость Родины. Вспомните, кто такой гражданин?
Гражданин - 1. Лицо, принадлежащее к постоянному населению какого-либо государства, пользуется правами и выполняет обязанности, установленные законами этого государства. 2. Тот, кто подчиняет свои интересы общественным, служащий Родине (сознательный член общества, человек подчиняет личные интересы общественным).
4. Представление темы урока и ожидаемых результатов.
Учитель. Тема нашего урока сегодня звучит так: «Что значит быть гражданином демократического государства».
На уроке мы попытаемся выяснить, кого называют гражданином; какие чувства и черты, присущие гражданам демократического общества; что такое «гражданская позиция» человека; выяснить сущность понятия «гражданин», «гражданский».
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
1. Кого называют гражданином.
(Звучит песня Т. Петриненко «Украина».)
Учитель. Мы, дети, - граждане современной Украины. От нас зависит, какой будет наша страна - сильной и развитой, с высоким уровнем жизни ее граждан или слабой, зависимой от воли других государств, с незащищенным и малообеспеченным населением. Мы, граждане, выбираем тех людей, которые будут управлять государством, мы, граждане, соблюдая законы, пользуясь своими правами и выполняя свои гражданские обязанности, укрепляем государство, поддерживаем ее, помогаем ему продвигаться вперед. Обратимся к Конституции Украины.
Статья 25. Гражданин Украины не может быть лишен гражданства и права изменить гражданство.
Гражданин Украины не может быть выдворен за пределы Украины либо выдан другому государству.
Украина гарантирует заботу и защиту своим гражданам, находящимся за ее пределами.
Работа с учебником.
• Прочитайте в учебнике текст «Кого называют гражданином» (с. 171-172) и дайте ответ на вопрос.
• Можно марафонского гонца из прочитанной вами легенды считать настоящим гражданином?
• Почему героев Чернобыля мы называем настоящими гражданами?
(Ответы учащихся.)
Учитель. В. Сухомлинский писал: «Смелость и мужество - эти нравственные и волевые черты необходимы каждому гражданину не только в исключительных обстоятельствах, но и в повседневной жизни, в труде».
Сколько легендарного, сколько героического в истории нашей страны. И, листая страницы истории, я всегда спрашиваю себя, неужели в прошлые века люди шли на костер за правду, погибали от татарских сабель, восставали против произвола власти, сражались за каждый клочок земли и своей кровью писали на стенах Брестской крепости «Погибаю, но не сдаюсь» ради того, чтобы мы, потомки, забыли, какой ценой досталась свобода, независимость нашей Родине. Неужели ради того, чтобы мы бесцельно тратили свои дни.
Так, сегодня мы забываем, что защита Родины - это обязанность гражданина. Долг - понятие не только юридическое, но и моральное. Потому что Родина - это не только государство. Родина - это отчий дом, семья, близкие, любимые, это наша природа, без которой не может быть нашей души, нашей любви к людям.
На протяжении всей многовековой истории нашей Родины народ превыше всего ценил верность Родине, мужество и отвагу героев, борющихся за утверждение добра и справедливости. В устном народном творчестве отразились представления об идеале гражданина. Какой же он? Вспомните украинские думы, русские былины, героические сказки. Они рассказывают, как в борьбе со злом простой крестьянский сын, даже и не лучший среди своих братьев, становится красавцем, поскольку он проявляет мужество, отвагу, смекалку и ловкость. Красота героя - в его скромности, доброте, в бескорыстном служении народу, в готовности в любой момент пожертвовать своей жизнью ради счастья людей. (Дети приводят примеры из курса литературы.)
Вспомните примеры высокой гражданственности, которые демонстрировали наши соотечественники в разные периоды нашей истории. Расскажите о них. (Рассказы детей.)
2. Какие чувства и черты, присущие гражданам демократического общества.
Учитель. Что мы понимаем под понятием «гражданский»? Прочитайте на странице 173 учебника.
Гражданский - свойственный сознательному гражданину, направленный на пользу общества.
Какие чувства мы называем гражданскими?
Гражданские чувства - чувства любви к Родине, чувство долга ее защищать; чувства уважения к символам государства, ее культуры, языка, истории, гражданское достоинство.
• Какие государственные символы вы знаете? (Государственные Герб, Флаг, Гимн.)
• Кто является авторами гимна Украины? (Михаил Вербицкий и Павел Чубинский.)
• Что нужно сделать, когда звучит гимн Украины? (Встать, положить руку на сердце и петь первый куплет.)
Звучит гимн Украины. Дети встают и исполняют 1-й куплет. Учитель. Кроме понятия «гражданские чувства», есть еще такие, как «гражданские черты»; «гражданский поступок».
Гражданские чувства - способность направлять свою работу и жизнь на пользу Родине; умение нести ответственность за будущее своей страны.
Работа с учебником.
Учитель. Прочитайте вслух рассказ В. Сухомлинского «Горит Иванова хата» на странице 173.
Какие качества характера проявил Степан? Можно ли считать их гражданскими? (Степан обнаружил такие гражданские черты характера: ответственность за судьбу других людей, стремление помочь в беде.) Как вы оцениваете человеческие качества Петра? (Петр беспокоится только о себе и о свой дом, не думая о других людях. Но беда может прийти и к нему.)
Прочитайте продолжение задание 5 в учебнике на странице 173. Каких черт характера требует от человека гражданский поступок? (Гражданский поступок требует от человека волевых усилий, самоотверженности, альтруизма, мужества.)
Гражданский поступок - действие, которое принесло пользу людям, стране, обществу. В современной жизни - это сдача крови, помощь нуждающимся людям. Приведите примеры гражданских поступков. (Дети приводят примеры.)
Нет более опасного человека, чем тот, который равнодушен к судьбе родной страны. Польский писатель Б. Ясинский в книге «Заговор равнодушных» писал: «Не бойся врагов - в худшем случае они тебя убьют. Не бойся друзей, в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство».
3. Что такое гражданская позиция человека.
Работа с учебником.
На странице 173-174 учебника прочитайте текст «Что такое гражданская позиция человека» и изучите определение понятия «гражданская позиция».
Гражданская позиция - стремление обсуждать и решать общие проблемы, ответственное отношение к гражданскому долгу.
А какой посильный вклад в решение общих дел делаете вы как граждане своей страны? (Ответы детей.)
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Выводы.
Учитель. Только тот человек, который оказывает на благо людей и Родины, - гражданин демократического государства. Посмотрите на доску. На ней памятник «О гражданине». Прочитаем ее. Или со всеми пунктами памятки вы согласны? (Дети читают по очереди, начиная с какого-нибудь ряда.) Памятка «О гражданине»
1) Гражданин - патриот. Он горячо любит свою Родину.
2) Гражданин верен своему долгу. Он честно защищает свою Родину.
3) Гражданин имеет активную гражданскую позицию, он принимает активное участие в общественной жизни.
4) Гражданин - мужественный человек, он не боится принимать огонь на себя, он ответственный человек.
5) Гражданин делает посильный вклад в решение экологической проблемы: сажает деревья, охраняет лес, убирает мусор.
6) Гражданин не может спокойно смотреть, как обижают слабых, беззащитных: сирот, стариков, вдов, инвалидов, ветеранов, он защищает их права и стремится восстановить справедливость.
7) Гражданин - человек целеустремленный, он не любит, когда за него решает или делает кто-то другой.
8) Гражданин - человек настойчивый. В учебе, в работе, жизни он не перестает бороться со своими слабостями.
9) Гражданин радуется власти не над людьми, а над собой, он владеет ситуацией, бывает нужным в нужное время в нужном месте.
10) Гражданин усваивает уроки прошлого, каждого прожитого дня.
11) Гражданин требует изменений, он участвует в политике, он понимает, что его участие в выборах имеет важное значение.
12) Гражданин охраняет памятники культуры от разрушений, участвует в восстановлении церквей, в открытии храмов.
13) Гражданин понимает, что Родину любить - это не просто красиво говорить о ней, а действовать в ее интересах.
14) Гражданин - это человек, мысли и поступки которого направлены на благо
Родины, на благо своего народа.
(По Л. Г. Кузнецовой)
IV. домашнее задание.
Прочитать параграф учебника (с. 170-174).
Выполнить задания в рабочей тетради по теме «Что значит быть гражданином демократического государства» (с. 70-71).