Раздел II
МАТЕРИКИ
Урок № 32 (вариант Б)
Тема. ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РЕЛЬЕФА ЮЖНОЙ АМЕРИКИ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
Цель: углубить у учащихся понятие о связь геологического строения, рельефа и месторождений полезных ископаемых на примере материка Южная Америка; нацелить учащихся на поиск определенных закономерностей в расположении форм рельефа и месторождений полезных ископаемых; совершенствовать практические навыки учащихся по работе с картами атласа; развивать логическое мышление; воспитывать познавательный интерес к изучению географии.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: физическая карта Южной Америки, атласы, учебники.
Опорные и базовые понятия: рельеф, полезные ископаемые, тектоническое строение, внутренние и внешние силы, платформа, щит, плита, область складчатости, основные формы рельефа, тектонические структуры Южной Америки, виды полезных ископаемых.
Географическая номенклатура: низменности: Амазонская, Оріноцька, Ла-Плата; плоскогорья: Бразильское, Гвианское; горы Анды (г. Аконкагуа) вулканы: Сан-Педро, Котопахи.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Организационный момент
Учитель проверяет, с каким настроением пришли ученики на урок. Использует три полоски: красная - раздражены, взволнованы, синяя - немного волнуются, зеленая - спокойные, уравновешенные.
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
1. Прием «Верю - не верю»
• Верите ли вы, что материк Южная Америка - самый влажный материк на Земле? (Верю)
• Верите ли вы, что Южную Америку омывают воды Тихого океана с востока? (Не верю)
• Верите ли вы, что первыми европейцами, которые появились в Южной Америке были украинцы? (Не верю)
• Верите ли вы, что материк назван именем человека, который его не открывала? (Верю)
• Верите ли вы, что крайней северной точкой материка является мыс Горн? (Не верю)
• Верите ли вы, что материк расположен в Западной и преимущественно в Южном полушариях? (Верю)
2. Рассказы учеников об открытии материка (версии учащихся)
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
Прием «Проблемный вопрос»
Учитель. На предыдущих уроках и в 6 классе мы изучали внутренние и внешние процессы, деятельность которых сравнивали с человеческими руками. Вопрос
• А каков же результат работы этих рук?
• Как образуются различные формы рельефа?
• Почему одни участки простираются на сотни километров ровными пространствами, а другие поднимаются вверх?
Учитель. Ответы на эти вопросы на примере Южной Америки мы будем искать сегодня на уроке.
IV. Изучение нового материала
Развернутый план этапа
1. Геологическое строение (самостоятельная работа учащихся с геологической картой).
2. Размещение основных форм рельефа Южной Америки (работа с учебником и контурными картами).
Задачи. Найдите в тексте параграфа названия низменностей, возвышенностей, плоскогорий и гор, выпишите названия в тетрадь; нанесите их на контурную карту.
3. Прием «Географическая лаборатория» (работа в группах)
Составьте характеристику географического положения равнин:
1 группа - Амазонской низменности;
2 группа - Бразильского плоскогорья;
3 группа - Ла-Платского низменности.
4. Рассказ учителя о полезных ископаемых
5. Прием «Творческая лаборатория» (работа по рядам)
Закономерность |
Группы полезных ископаемых |
топливные |
рудные |
нерудные |
Связь с геологическим строением |
|
|
|
Наиболее распространенные виды полезных ископаемых |
|
|
|
Районы распространения |
|
|
|
V. Закрепление изученного материала
Прием «Географический практикум»
Задачи. Нанесите на контурную карту крупнейшие месторождения полезных ископаемых.
VИ. Итог урока
Заключительное слово учеников
• Большая часть Южной Америки имеет равнинный рельеф, центральные районы занимают обширные низменности.
• Горы Анды продолжают формироваться, о чем свидетельствуют землетрясения и вулканы.
• Среди полезных ископаемых преобладают рудные полезные ископаемые.
VII. Домашнее задание
• Проработать соответствующий текст учебника.
• Составить кроссворд из названий географических объектов Южной Америки.
Дополнительный материал к уроку
• В Южной Америке насчитывают 30 действующих вулканов. Аконкагуа - самый высокий в мире потухший вулкан (6959 м). Котопахи (Сияющая гора) - действующий вулкан, высота которого достигает 5897 м. Он напоминает собой идеальный треугольник. Кратер вулкана имеет овальную форму. Из трещин на его склонах на поверхность земли вырывается горячий пар с запахом серы. Вершина Котопахи почти целиком покрыта многолетним снегом. На границе Чили и Аргентины расположен самый высокий действующий вулкан мира - Льюльяйльяко (6723 м), последнее его извержение произошло в 1877 г.
• Чили разделяет с Японией 1-е место по количеству землетрясений - около 1000 в год.