Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Биология конспекты всех уроков 8 класс

МОЛЛЮСКИ

 

УРОК № 29

 

Тема. Класс Двустворчатые моллюски. Лабораторная работа № 9 «Сравнение и определение раковин моллюсков».

Цель: ознакомить учащихся с разнообразием моллюсков, провести лабораторную работу с сравнения и определения раковин моллюсков.

Оборудование и материалы: учебник [1], тетради [2], [3], фотографии, рисунки, плакаты, схемы, позволяющие иллюстрировать двустворчатых моллюсков.

Базовые понятия и термины: моллюски, двустворчатые моллюски.

Тип урока: комбинированный.

 

Ход урока

 

Iэтап .Організаційний

Проверка домашнего задания

Учитель проверяет в тетради [2] наличие выполненной лабораторной работы № 9 «Сравнение и определение раковин моллюсков». Спрашивает, что осталось непонятным, были трудности в ее исполнении, отвечает на вопросы школьников.

II.Актуалізація опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Обсуждение проблемной ситуации

В кальмаров и осьминогов нет ракушки. Почему же их причисляют к типу Моллюски?

III.Вивчення нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

1. Класс Двустворчатые моллюски

Этот класс объединяет малоподвижных морских и пресноводных моллюсков, их тело заключено в раковину, состоящую из двух створок, соединенных между собой на спинном стороне с помощью особой связи. Открываются створки ракушки пассивно благодаря эластичности связок, а закрываются с помощью двух мышц-замыкателей, расположенных поперек тела моллюска и прикрепленных своими концами в двух створок ракушки. Сокращением мышц створки притягиваются одна к другу.

Основная особенность двустворчатых - отсутствие головного отдела тела, а следовательно, глотки с теркой. Тело двобічносиметричне, сплюснутые с боков, состоит из туловища и ноги, что чаще всего имеет форму клина и при раскрытых створках раковины выдвигается между ними. В прикрепленных моллюсков (устрица) нога редуцируется.

Жабры, а также внутреннюю сторону мантии покрыты ресничками, движение которых нагнетает струю воды через вводное (нижний) сифон в мантійну полость. Вода с взвесью водорослей, бактерий процеживается через жабры и через выводной (верхний) сифон удаляется наружу. С поверхности жабр с помощью специальных ресничек пищевые частицы направляются в ротовое отверстие. Таким образом, жабры у двустворчатых моллюсков являются не только органом дыхания, но и фильтрующим устройством для процеживания взвешенных в воде пищевых частиц. Такой способ добывания пищи есть характерным для малоподвижных организмов и называется фильтрационным.

Представитель двустворчатых моллюсков - беззубка, живет в пресных водоемах со слабым течением. Имеет широкую тонкую раковину со слаборазвитым перламутровым слоем. Питается микроскопическими, взвешенными в воде растительными и животными организмами, бактериями.

Половые органы беззубок расположены в верхней части ноги. Выпущены самкой яйца попадают на ее собственные жабры, где они оплодотворяются спермой самца, занесенным вместе с водой в мантійну полость. Развитые личинки выносятся в воду. По помощью зубчиков на краях раковины они прикрепляются к жабрам или кожи рыб после того, как попадут из организма самки моллюска в воду. Некоторое время они питаются за счет воспаленных тканей рыбы, подрастают и, выпав из опухоли на дно водоема, продолжают расти и развиваться. Свободные личинки в жизненном цикле малоподвижных животных обеспечивают их расселение.

2. Изучение раковин моллюсков

С биологической точки зрения раковина моллюска является внешним скелетом организма. Мало что в природе может сравниться с морскими ракушками за красотой, выраженной в гармонии формы и цветовой палитры и разнообразия. Более 100 тысяч биологических видов моллюсков и безграничное количество форм составляют огромное поле деятельности и для ученого, и для любителя-коллекционера. Для обозначения направления биологии, изучающая преимущественно раковины моллюсков, используется термин конхіологія.

Сегодня конхіологія известна во Франции как «прекрасная наука», в Японии как «императорская наука», а во всем англоязычном мире как «королева естествознания» (Quenn of the Nature Studies). Наверное, эти эпитеты оправданы - короли и императоры не могли устоять перед ее чарами, философы и натуралисты посвятили этой науке тома трудов. Современные океанологи, биологи, медики пытаются проникнуть в тайны черепашек, а тысячи заядлых коллекционеров организуются в клубы во всем мире. Сегодня в Европе и Америке, где существуют сотни конхіологїчних клубов, коллекционирование раковин является одним из самых популярных хобби, которое быстро развивается.

Научные коллекции моллюсков служат справочным материалом для исследователя, и в этом плане они столь же необходимы, как книги в библиотеке. Познавательную ценность коллекции уже понимали ученые античной древности. Наиболее ранние из известных работ по исследованию раковин моллюсков принадлежат греческому философу и натуралисту Аристотелю, написал большой трактат о моллюсков в 336 г. до н. э. Он собрал значительную коллекцию раковин и с помощью своих учеников проводил наблюдение за ростом, размножением и движением улиток, двустворчатых и головоногих моллюсков, изучал их анатомию. Аристотель был первым, кто изложил принципы экологии моллюсков, их взаимоотношения со средой обитания. Среди учеников Аристотеля был и Александр Македонский, который выделял значительные суммы денег на его исследования. К тому же, воинам Александра были даны «инструкции» с проведения наблюдений за природными объектами, сбора биологических образцов и отправке их для Лицея в Афины.

Следует отметить, что раковины моллюсков очень разнообразны по размерам и форме.

IV.Узагальнення, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Работа с учебником

Школьники работают с рисунками на с. 122, 123, знакомясь с внешней и внутренним строением двустворчатых моллюсков.

Потом они читают текст на с. 122, 123 и отвечают на запитання1-3 на с. 124.

V.Самостійна работа учащихся

Пользуясь тетрадью [2], или тетрадкой [3, вкладыш, стр. 10], учащиеся выполняют лабораторную работа № 9 «Сравнение и определение раковин моллюсков».

Ученики знакомятся с рубрикой «Запомните самое важное» на с. 124, при необходимости запцсують выводы в тетрадь.

VIИтоги урока

Школьники самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание на те новые Знания, которых они приобрели в процессе этого урока.

VII.Домашнє задачи

В учебнике [1] прочитать § 29, ответить на вопросы 4, 5 после параграфа на стр. 124.

В тетради [3, с. 42-43] выполнить задание.