РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК
Тема 4. КРОВООБРАЩЕНИЕ И ЛИМФООБРАЩЕНИЕ
УРОК 30. Лимфообращение
Образовательная цель: сформировать у учащихся
понятие о лімфобічну систему организма, лимфу, лимфообращение; показать роль
лимфатических узлов в жизнедеятельности организма.
Оборудование: таблица «Лимфообращение».
Основные понятия и термины: лимфа,
лимфатическая система, лимфатический узел, лімфоплазма, лимфоциты, микрофаги,
лейкоциты.
Структура урока, основное содержание и
методы работы
И. Актуализация опорных знаний.
Биологический диктант.
1. Путь крови от правого желудочка
до левого предсердия называется...
2. Большой круг кровообращения
начинается...
3. Кровь от головы, шеи и рук
собирается...
4. Путь крови от левого желудочка до
правого предсердия называется...
5. Кровь движется по сосудам в
результате ритмичной работы сердца, разницы давлений в разных частях...
6. Ритмичная работа сердца создает и
поддерживает разницу...
7. Во время сокращения сердца кровь под
давлением выталкивается в...
8. За время прохождения крови по
сосудах энергия давления расходуется, поэтому давление крови постепенно...
9. Кровяное давление в сосудах
подвергается колебаниям, которые связаны с фазами...
10. В норме сосуды находятся в
состоянии определенного напряжения...
11. Состояние повышенного давления
называется...
12. При снижении тонуса сосуда
расширяются, давление снижается и возникает..
II. Мотивация
учебной деятельности. (Беседа.)
1. Почему при различных инфекционных
болезнях лимфатические узлы увеличиваются?
2. Что такое лимфа? Какие функции она
выполняет?
Ответы на эти вопросы вы
получите на сегодняшнем уроке.
III. Изучение
нового материала.
1. Гигиеническое значение лимфатической
системы.
Беседа:
- Почему распространение ангин, ревматизма
чаще всего бывает весной, осенью?
- К чему приводит ослабление
защитных сил организма во время его охлаждения?
- Почему воспаляются и становятся источником
инфекции для всего организма миндалины?
- Какие клетки крови имеют защитную
функцию?
2. Лимфатическая система - разветвленная
систем сосудов с расположенными по их ходу лимфатическими узлами.
Строение и функция лимфатической
системы. (Объяснение учителя с использованием таблицы «Лимфообращение», рисунка
учебника.)
Лимфатические капилляры - начинаются
слепо во всех органах, стенки образованы одним слоем клеток.
Лимфатические сосуды берут начало
от лимфатических капилляров, имеют трехслойные стенки, полулунные клапаны.
Лимфатические узлы, расположенные у
крупных вен и артерий, содержащих сетки тонких волокон.
Лимфатические протоки - впадают в
нижнюю полую вену.
Функции лимфатической системы.
- Обеспечивает отток из тканей воды с
растворенными в ней веществами.
- Выполняет функции защиты организма
от чужеродных веществ.
3. Лимфа, ее состав.
Рассказ учителя по схеме.
Лимфа - прозрачная жидкость (1,5 л).
4. Связь кровеносной и лимфатической
системы. (Беседа по рисунку в учебнике «Расположение кровеносных и лимфатических
капилляров».) Чем похожи лимфатическая и кровеносная системы?
- Какие отличия в их строении?
- Какие особенности строения лимфатической
системы?
IV. Закрепление
изученного материала.
Беседа.
Дайте ответы на вопросы,
поставленные в начале урока.
V. Домашнее
задачи.
Изучить соответствующую тему с
учебника. Подготовить сообщение о вредном влиянии на сердечно-сосудистую
систему никотина, алкоголя, наркотиков.