4.7. Проблемность в обучении
Теоретические разработки проблемного обучения достаточно разносторонние. Понятие
"проблемное обучение" ученые относят к разным категориям, заключая в
него разное содержание. Так, одни из них считают его принципом дидактики (Т.Кудрявцев,
З.Калмикова), другие - методом обучения (В.Оконь, А.Брушлинський), третьи - типом
учебного процесса (А.Алексюк), четвертые - психолого-педагогической системой в
организации учебно-познавательного процесса (В. Максимова), пятые - особым
подходом к обучению, что проявляется прежде всего в преобразовательном характере
познавательной деятельности школьников (М.Скаткін) и т.п.
Конечно, показателем зрелости любой научной теории является прежде всего
однозначность ее сроков, что зафиксировано в дефинициях и определениях. К сожалению,
термины "проблема", "задача", "задача",
"вопрос", "проблемная ситуация", которыми пользуются в
теории проблемного обучения, достаточно многозначны, что приводит к
терминологически-понятийной путаницы.
С точки зрения А. Фурмана, все эти подходы к определению проблемного места
обучение в теории и практике не лишены смысла, однако не сами по себе, а
только в совокупности, гармоничном единстве.
Прежде всего следует различать теоретический и практический аспекты: в науке проблемное
обучение - теория, а в практике - система психолого-педагогических средств
организации эффективного учебного познания и формирования творческой личности.
С учетом указанного проблемное обучение следует рассматривать как
психолого-педагогическую систему методов, форм и средств развивающего обучения,
что способствует активному овладению учащимися новыми знаниями и способами действий.
Бесспорно, проблемное обучение является одним из способов управления познавательной
деятельностью учащихся, частью целостной системы обучения, однако такое обучение
требует специальной структуры урока. Т.Кудрявцев замечает, что осуществление
обучение через создание проблемных ситуаций требует новых форм организации
урока, особенно на этапе изучения нового материала.
Основу теории проблемного обучения составляет понятие проблемной ситуации и способ
ее решения. Тот или иной тип проблемной ситуации, как правило, создается
учителем, а способ ее решения "добывается" в процессе совместной
деятельности учителя и учеников. Результатом этой деятельности на определенном этапе
обучение должно быть овладение учащимися обобщенных принципов решения того или
другого типа проблемных задач. В методике определены несколько типов проблемных
ситуаций и их разновидностей, в основу классификации которых положен принцип
несоответствия или уперечності в структуре знаний, умений и навыков учащихся.
Приведем четыре типа проблемных ситуаций, которые могут эффективно использоваться
на уроках украинского языка во время изучения любой темы:
1)
проблема несоответствия между системой знаний учащихся и требованиями, которые возникают во
время решения новых учебных задач; 2) проблема выбора учеником из системы
знаний необходимой, что и даст возможность решить задачу с неполными
данными или с чрезмерным числом данных; 3) противоречие между теоретически возможным
способом решения задачи и практической нездійсненністю способа решения.
Другой вариант - когда практически достигнут путь решения задачи ученики не
могут теоретически обосновать на определенном этапе усвоения знаний; 4) проблема,
когда учащиеся сталкиваются с новыми практическими условиями применения уже приобретенных
знаний по сравнению с предыдущими условиями обучения, в которых эти знания набувалися.
Например, у учеников вызывают трудности критерии определения частиномовного
статуса однозвучних слов в таких словосочетаниях: открытый взгляд и открытый
издавна или квашеная капуста и квашеная в бочке капуста, поэтому они не могут
безошибочно отнести их к причастий или прилагательных. Или, скажем,
определение рода существительных: тюль, Сибирь, фальшь, вітрище, очаг, двор,
дубище, бородище.
Опираясь на два способа реализации проблемного обучения, в частности: 1) учить
конкретного алгоритма решения данной задачи, отдельных конкретных операций
согласно представленных образцов; 2) руководствуясь обобщенными принципами
решения умственных задач данного типа, допускающих выбор и предусматривают
разную последовательность их выполнения, учителю, с одной стороны, необходимо в
доступной форме объяснить, например, теоретический материал и закрепить его с
учениками за выполнение упражнений и заданий проблемного характера, с другой,
учесть необходимость повторения учеником дома этого же материала и выполнения
рекомендованных упражнений и задач. Для примера возьмем тему "Род
существительных".
При определении рода существительных: вітрище, очаг, двор, чердак, бородище,
дубище закономерно возникают трудности, поскольку в пособии отсутствует
теоретический материал об существительные так называемого двойного рода. Компенсировать
знания о существительные двойного рода целесообразно путем создания проблемной
ситуации, например: к какому роду относятся существительные: бабище, гадючище, медведище,
дубище.
Мнения учеников разделятся: одни будут доказывать, что эти существительные среднего рода,
другие - женского и мужского. Доведение первых основываются на аналогии суффиксов
и на характерном для среднего рода окончания-е. Другие же ученики способны
рассуждать и так: существительное бабище образован от слова баба (гадючище - от
гадюка, обозначающие существа женского рода, следовательно, бабище и гадючище - женского
рода; медведище - медведь, дубище - дуб происходят от существительных мужского рода,
итак, существительные медведище, дубище тоже мужского рода.
Во время обсуждения делается вывод, что правы и первые, и вторые ученики. В
украинском языке есть слова, которые хранят в себе признаки двух родов. Так, бабище,
гадючище - это существительные женско-среднего рода, медведище, дубище - мужско-среднего.
Проблемный подход целесообразно применять во время выполнения задач, которые
предусматривают проведение языковых экспериментов, опытов, ознакомление с
дополнительной и справочной литературой. Для примера приведем образцы таких
задач:
■ Уложите список научно-популярной
литературы с аннотациями к разделам "Фонетика",
"Морфология", "Синтаксис", "Пунктуация". Напишите
три рецензии: на научную статью, пособие, учебник, выданные украинскими
учеными из проблем названных разделов (Д.Баранник, І.Вихованець, А.Грищенко,
К.Городенська, П.Дудик, А.Коваль, Л.Мацько, А.Медушевський, Н.Тоцька, М.Плющ).
■ Законспектируй
§1-7; §16-18; § 29-36 из книги М.Пентилюк "Культура речи и Стилистика"
(К.: Башня, 1994).
■ По словарю
Д.Гринчишина "Краткий толковый словарь украинского языка"(К.: Высшее
школа, 1978) отыщите 25-30 редко употребляемых слов, выпишите в тетрадь толкование
их значений.
■ Культура речи
очень плотно связана с соблюдением литературных норм словоупотребления - с
семантически точным и стилистически уместным выбором слова, грамматически и
стилистически правильной сочетаемостью слов. Проработайте предисловие к
словаря-справочника С.Головащука "Украинское литературное
словоупотребление" (К.: Высшая школа, 1995). Ознакомьтесь с советами автора, которые
именно слова или словосочетания целесообразно употреблять для передачи нужного
содержания.
Экспериментально проверено, что проблемность в обучении может использоваться
как на разных этапах (изучение нового материала, закрепление, обобщение и
систематизация изученного, если позволяет характер содержания учебного материала),
так и в домашней самостоятельной работе учащихся. Особо следует отметить роль
познавательных задач и вопросов, которые активизируют умственную деятельность учеников,
развивают навыки применять знания в новых ситуациях, вырабатывают творческий
подход к анализу языковых явлений и фактов. Это могут быть задачи,
предусматривают проведение языкового эксперимента, например:
■ Докажите,
учитывая синтаксические функции, что приведенные ниже слова могут выступать разными
частями
языки: бег, тепло, круг, конец, родителей, чем.
■ Можем
определить падеж, в котором употреблено слова матери, письмо, брата, рассвета? Собственную
мнение обоснуйте и подтвердите примерами.
■ Слово объединяет один
в себе признаки количественного числительного и прилагательного. Признак какой части речи
обнаруживает слово один при счете, при формировании сложных числительных?
■ Правильной является
форма глагола в таком примере: - Э, так папаша говорили, чтобы из дома не сходил,
а то за уши намнуть. (Васильченко).
■ Какая самостоятельная
часть речи имеет наименьший количественный состав, однако в речи используется
очень часто?
Итак, основой проблемного обучения является целостный процесс совместной продуктивной
взаимодействия учителя и учащихся, который включает выявление проблемы, открытия знаний
учеником во время ее решения, применение відшуканих способов действия
новых учебных задач. Учитель может выбирать один из многих возможных
вариантов проблемного обучения с учетом особенностей собственной педагогической
деятельности, индивидуальных возможностей учащихся, уровня лингвистической подготовки
ученического коллектива в целом.
Проблемное обучение осуществляется различными методами: монологичным и діалогічним
изложением знаний, эвристической беседой и поисковой самостоятельной работой учащихся,
учебным диспутом и ученическим исследованием т.д., - которые при этом обязательно
более-менее характеризуются поисково-продуктивной направленности встречной
познавательной активности между учителем и учеником.
Готовя так называемый проблемный урок украинского языка, учитель должен доконало
владеть материалом, внимательно проанализировать его, спрогнозировать возможные
сложности в усвоении темы, определить структуру урока, предусмотреть связь с
смежными дисциплинами.
Проблемное обучение по своей сути является аналогом исследовательской деятельности,
выступая одновременно концептуальной моделью. Применение его в практике
обучение учащихся является целесообразным, поскольку делает более доказательным объяснение нового
материала, закрепление знаний, развивает познавательную активность учеников, повышает
интерес к поисковой работе, а следовательно, формирует диалектическое мышление и навыки
научного анализа языковых явлений и фактов.