Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

ОПРОС ТЕЛЕФОННЫЙ - одна из разновидностей опроса в соціол. исследовании, заочное (опосредованное, дистантное) интервью. Возможности применения метода непосредственно связаны с развитием телефонных сетей. Положительными качествами этого метода является его оперативность, низкая себестоимость и простота контроля за качеством работы.

Основные недостатки - невозможность получения репрезентативной информации за низкой плотности телефонной сети, требование краткости опросника, что уменьшает объем получаемой информации, вынуждено упрощения в разработке и конструировании вопросов, сложности, связанные с необходимостью равноценной замены респондента в случае его отказа от участия в опросе.

Особенностями О. т. является построение выборки, формулировки вопросов и конструирования опросника. В О. т. применяется одношаблева выборка. Основанием выборки есть телефонные книги квартирных номеров телефонов. Выборка формируется методом сист. или случайного отбора номеров. Другой способ - генерирование на ЭВМ случайных чисел и использование их в качестве телефонных номеров.

Процедура отбора конкретного респондента в О. т. является такой: интервьюер составляет список членов семьи (владельцев телефона) с указанием пола и возраста и упорядочивает его, напр. , записывая всех мужчин в зависимости от возраста, а следовательно и женщин. Отбор респондентов в семье осуществляется с помощью стандартных карт, на которых в зависимости от ее количественного состава указывают порядковый номер отобранного члена семьи. Каждая карточка имеет строго определенную частоту применения. Отдельные разновидности карт распределяются в общ. совокупности анкет любой-как. Отбор респондентов по этим картам предоставляет каждому члену семьи одинаковую возможность попасть в выборку.

Главная особенность О. т. связана с особенностями коммуникативного процесса. В О. т. вопросы, направленные на поддержание интереса к теме исследования (контактные вопросы), должны быть во всех частях анкеты на отличие во личных интервью, где их место - в начале опросника.

Телефонное интервью в идеале приближается к разговорной речи. Вопросы должны быть лаконичными, следует избегать сложных грамматических конструкций. Если в очном интервью используются шкалы, где может быть до 11 позиций, то в телефонном интервью количество градаций не должно превышать четырех. А в шкалах интенсивности - пяти, да и то при условии предельной простоты формулировок.

В О. т. выделяют две стадии: вступительную беседу и собственно интервью. Цель вводной беседы - отбор респондента в семье и установления с ним предварительного контакта. Вступительная беседа ведется в свободной форме. Процесс же самого интервью является строго формализованным, интервьюер не должен отклоняться от опросника. Как правило, О. т. длится не более 10 минут, но главное, что определяет количество вопросов в опроснике, - это интерес респондентов к теме беседы и особенность категории респондентов.